Стили архитектуры Испании. Самые известные памятники архитектуры Испании. Архитектурное наследие испании Архитектура испании историческая и современная

Испания - страна конкистадоров и мореплавателей, торговцев и путешественников, пиратов и красивых женщин, изысканных блюд и живописной архитектуры. В испанском королевстве на всём протяжении его существования гремели революции, свергалась диктаторская власть, уничтожался послевоенный режим. Люди возвращались к мирной жизни и возрождали памятники исторических времён. Художники кропили полотна, а мастера ваяли здания и исполинские монументы. Испания жила по известным только ей неписаным законам и до сих пор существует в прекрасном и незаурядном исполнении как реликтовая цивилизация.

Архитектура Испании - культурная ценность мира

Пожалуй, к архитектуре такой прекрасной страны, как Испания, стоит относиться со всем почтением. Это непредсказуемый и фантастический мир, окружённый с разных сторон высотными хребтами Пиренеев и Кантабрии, а также иберийских и каталонских гор с примыкающими к ним Канарскими островами. На всём протяжении этих природных скрижалей и находится гордое королевство испанского народа. Башенки дворцов и музеев, колонны амфитеатров, статуи римских богов и героев древнегреческой Эллады. Ажурные дома и мозаичные палисадники, аллеи и фонтаны, парки и галереи. Соборы и мечети, памятники европейских и исламских стилей, незабываемые сооружения, покоряющие сказочностью и неповторимостью. Архитектура Испании потрясает своим великолепием, несмотря на скромные размеры атлантического государства.

Стиль испанских предков

Побывав в этом райском уголке, притягивающим миллионы туристов, всю жизнь будешь вспоминать возникшие волнующие ощущения от пережитых красот. Стили архитектуры в Испании поражают глубиной вдохновения и уникальностью творения. Множество построек времён Рима сооружены из прочного кирпича, до сих пор шлифуемого ветрами историй. Мудехар - так называется стиль архитектуры, созданный из этого благородного материала. Он вобрал в себя рукотворство и интеллект европейских, еврейских и мавританских мастеров. Также в кирпичных кладках присутствуют стили готический и барокко, возникшие в начале 17-18 веков. А в 19-20 столетиях зародился модерн - образ школы искусства талантливого зодчего Антонио Гауди. Многие работы включены во всемирное наследие ЮНЕСКО. Это такие экспонаты, как парк с замком, возведённые по заказу каталонского промышленника и политического деятеля Эусеби Гуэля и названные в его честь, дом Висенса, поместье Бальо и церковь Святого Семейства в Барселоне. На закате 19 века в моду вошёл облицовочный стиль Неомудехар, в эксклюзиве которого преобладала выделка арок, куполов и стен мозаикой и цветолепной глиняной плиткой.

Памятники Испании как ожившее наследие Каталонии

Многообразие и величие памятников культуры и наследия, которыми пышут испанские плато горной страны, зачаровывают и окунают в далёкие вехи былин и преданий. Начиная с руин римских переселенцев Ла Льоса, можно проделать сногсшибательную экскурсию по территориям и весям. Это прекрасные Испании, такие как:

  • Укреп-стена, начинающаяся у храма святой Марии и протягивающаяся до площади Каталонии.
  • Осадные стены и ворота Алькудии;
  • Архитектурные руины Баэло Клаудиа и Ла Льоса.
  • Башни Тавира и Торре-дель-Оро, Torre Vella и Альменарас, Санта-Крус-де-Тенерифе и крепость Мавров.
  • Мосты Алькантара, Марии-Кристины, Субисури и железный Pont De Ferro;
  • Ворота Солнца и Хереса, Пуэрта-де-Тьерра и Алькудии.
  • Фонтаны водяного лабиринта, светящиеся и фееричные.
  • Пьедесталы Колумбу, Дон Жуану, медно-бронзовый памятник «Победа».
  • Некрополи и театры, муниципалитеты и госпитали, дворцы и истуканы.

А также много других раритетов культурного общества всех времён собраны в одном удивительном королевстве. Она рассказывают о прошлых событиях и будоражит при прикосновении к ней, заставляет погрузиться полностью в роскошные сотворённые причуды, и имя ей - архитектура Испании. Фото раритетов этой очаровательной искусительницы переполняют альбомы не только знатоков, но и любителей-завсегдатаев, любящих возвращаться вновь и вновь к наследиям Каталонии.

Мавританский стиль как чудо Золотого века

В Средние века на восходе VIII-го столетия в испанском графстве зародился уникальный происхождения. В его основу легли исламская и испанская кисти зодчих. Такое совокупление архитектуры было привнесено становлением арабского просвещения на пиренейском полуострове. Главным событием культуры явилось строительство в 784 году Мескиты - католического римского собора. В последующие годы эти элементы и дизайн совершенствовались и насыщались диковинным декором творцов. Это наличники резные и арки с ажурными переплётами, стены и башни дворцов, выполненные в виде зубьев и ромбов. На кирпичные остовы накладывались резные кружева, металлическая майолика и дроблёная плинфа. Крыши башен стали обрамлять восьмиконечные звёзды.

В продолжение о Мавритании и соборах

В книге ЮНЕСКО взяты под охрану такие конструкции, как королевские алькасары (замки) Альфонса 11-го и Севильи, собор святой Марии и приход Сантьяго-дель-Аррабаль, выполненные в непревзойдённом мавританском стиле. Тронные залы палат обрамлялись позолотой и инкрустацией, а колонны и постаменты - фигурной резьбой и лепкой со встроенными в них элементами декора. Чудо-стиль вмешался в художественные деяния эпох и смешал готические и романские традиции с новым всепоглощающим направлением. Мавританская архитектура Испании расчертила своей росписью причудливые каталоги и воплотила исторические замыслы человечества.

Стиль барокко как музейная драгоценность Испании

Значимую лепту в музейные скрижали привнёс стиль барокко Испании. Архитектура этого произведения богата декорациями фасадов жилищ, оранжерей и святых домов. Свой путь барокко начинает со второй половины 17 века и вихрем врывается в восемнадцатый. Вершителями столь грациозного стиля были немногие мастера, но те, кто отдал дань уважения ему, стали, по сути, «олигархами» данной рукописи. Такими зачинщиками и виртуозами своего дела явились братья Чурригера. Пятеро - Хоаким, Мигуэль, Альберто, Мануель и Хосе Бенито - облагородили красотой барокко большую часть Испании.

Испанские архитектурные скрижали 17-го века

Вообще архитектура Испании 17 века начинает поражать своей раскрепощённостью и роскошью. Религиозная скульптура появляется в стране вместе с народными традициями, укрепляя и образуя их. Сурбаран Франсиско - деревянный зодчий, выполняющий первые абстракционные работы по пластике с элементами мистицизма. Наиболее материальными творениями художника стали: «Натюрморт с лимонами и апельсинами» - 1633 г., «Мадонна в отрочестве» - 1660 г., «Натюрморт ваз и чашек» - 1640 г. Семнадцатый век полон драматических эпизодов в искусстве и контрреформационных настроений в обществе. В этот сложный период выразительно развилась реалистичная форма этюдного сложения.

Что 19 век нам приготовил, или Гламурная Испания

В 19 веке русло совершенства перетекло в эпоху готики и модерна. Начали возводиться каркасные скелеты зданий из железобетонных конструкций. Отделка велась из камня и кованой стали, стекла и фанеры. Также применялись твёрдые породы глины, асбест и изразцы. Архитектура Испании 19 века расширила свои границы, внедрившись в будущее скульптур и сооружений более прочными и совершенными основами. Предпринимать и строить теперь можно было свободно из любых подручных материалов. Пластичность и стойкость масс, динамика и художественные эффекты росписи, правильные геометрические контуры - главная черта архитектурных изваяний и декоративной отделки девятнадцатого века.

О, сколько там открытий чудных!

В лазурной стране испанских предков задействовано превеликое множество архитектурных достопримечательностей и стилевых открытий. Перечислить их все не представится возможным из-за обилия таковых. Архитектура Испании насчитывает тысячи памятных мемориалов и сооружений. Перечислим главные и значимые творения рук именитых людей:

  1. Храмы готического стиля - Алькасар, Бургас и Севилья, Толедо и Таррагон.
  2. Замки и дворцы - Рахаделя и Аргимона, Виласара и Медиона, Мантаплана и Манресана, Аренч де Эмпорда и Монтсори, а также сотни каменно-лепных творений.
  3. Каталонский национальный музей с готическим кварталом и монастырём Монтсеррата, парки Гуэля и Цитадели.
  4. Дома Кальвета, Мила, Винсенса и капелла фамильной саграды.

Такими изысками может похвастать не каждая мировая империя. То, что вложено в Испанию, это все заслуга когда-то обитавших здесь редких кустарей и спецов.

Творцы культуры

Архитектура возрождения в Испании начинается ещё далеко до 711 года, когда королевство ознаменовалось заселением мусульман. В пиренейских землях были найдены архитектурные строения древних цивилизаций доримской эпохи. Ими значились представители племён, называемых кантабрами, кельтиберами и иберами. После древней эры в пришли неподражаемые вдохновители и деятели, такие как: Гауди Антонио и Хуан де Вильянуэва, Хосе Асебильо и Висенте Асеро, и Хуан Гомес де Мора, Педро Мачука и Рафаэль Монео, Дамиан Формент и Хосе Бенито Чурригера, Мануэль Нуньес-Яновский и Хоакин Рукоба. А также десятки феноменальных творцов разных поколений. Всеми ими была проделана трудоёмкая работа по расцвету и созиданию испанских территорий. Благодаря таким архитекторам, скульпторам, каменотёсам и остальным рукодельным мастерам Испания стала зеницей Божьей и сердцем культурного мира.

Ваять изящество - не катакомбы рыть

Теперь мы знаем, как зачиналась и какой путь проделала архитектура Испании, прежде чем достичь высот бесценной презумпции обожания. Сколько умов и рук трудилось над великой испанской просвещённостью, чтобы сотворить невиданное. То изящество, которое передастся детям, внукам и правнукам и дальше по родословной ветви древа. Даже для того, чтобы катакомбы строить, нужны умение и смекалка. А уж создавать бессмертные творения - тем более. Ведь в каждую деталь вложена душа отдельного зодчего, каждую из них он ублажал своим дыханием и терпением, тепло гладил вдоль и поперёк и бережно вставлял на место. Поездка в Испанию будет лучшим подтверждением того. И лучше увидеть всё на самом деле своими глазами и привезти кусочек благородного воспоминания оттуда, где увлекательные высоты мостов и огромные холлы храмов и музеев подарят истинное наслаждение на всю оставшуюся жизнь.

Самым выдающимся испанским архитектором XIX-XX веков по праву можно назвать Антонио Гауди.

Мастер является создателем своего неповторимого стиля, основанного на модерне. За свою жизнь Гауди реализовал 18 архитектурных проектов, семь из которых на сегодняшний день включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наиболее знаменитые его постройки находятся в Барселоне. Дворец Гуэля, Парк Гуэля, Дом Бальо, Дом Мила и работа всей жизни испанца —Искупительный храм Святого Семейства — вот неполный список шедевров Гауди. Кстати, последний не достроен до сих пор! При жизни архитектор потратил на него 40 лет, и по плану строительство храма завершится только в 2026 году.

6 место. Дом Висенс

Дом Висенс — частный жилой дом, который был построен в 1883—1885 годах по заказу дона Мануэля Висенс-и-Монтанера. Здание является первой самостоятельной работой Гауди. Объект расположен в районе Грациа в Барселоне. С 1899 года и по сегодня особняк принадлежит семейству Ховер. Вход внутрь запрещён; полюбоваться зданием можно только снаружи

Дом выполнен в мавританском стиле мудехар. Его фасад декорирован плитками, расписанными вручную.

На плитках изображены желтые бархатцы.

5 место. Дворец Гуэля

Дворец Гуэля — жилой дом, который был построен в 1885—1890 годах по заказу Эусеби Гуэля. Здание выполнено в стиле каталонского модернизма. Объект расположен в районе Раваль в Барселоне. Посетителям стоит обратить особое внимание на террасу на крыше и центральный зал с потолком в виде звёздного неба.

Дворец состоит из четырёх этажей, подвала и крыши с террасой.

Фасад дома весьма строг и практически лишён скульптурного декора. Но, внутри, Гауди создал неповторимый интерьер. (josep salvia i boté)

4 место. Парк Гуэля

Парк Гуэля — парк, который был построен в 1900—1914 годах по заказу Эусеби Гуэля. На территории в 17,18 га расположены три дома. Посетителям стоит обратить особое внимание на фонтан в виде мозаичной Саламандры, «Зал ста колонн», скамью в форме морского змея.

Парк Гуэля входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Парк Гуэля.

3 место. Дом Бальо

Дом Бальо — жилой дом, который был перестроен Гауди в 1904—1906 годах по заказу Жозепа Бальо-и-Касановаса. Объект расположен в районе Эшампле в Барселоне. Сам особняк напоминает изогнутую спину дракона, где балконы — черепа, а колонны — кости.

Дом Бальо включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом Бальо.

2 место. Дом Мила

Дом Мила — жилой дом, который был построен в 1906-1910 годах по заказу семьи Мила. Объект расположен на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасиа с улицей Карре-де-Провенса в Барселоне. Здание имеет три внутренних дворика, террасу на крыше и мансарду

Дом Мила включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом Мила.

1 место. Искупительный храм Святого Семейства

Искупительный храм Святого Семейства — один из самых узнаваемых храмов Барселоны и мира — не был достроен самим Гауди, посвятившим ему около 40 лет. Более того, он не достроен до сих пор! Строительство ведётся вот уже 132 года исключительно на частные пожертвования. Согласно данным правительства Испании, полностью достроить церковь удастся не ранее 2026 года.

Искупительный храм Святого Семейства включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

красивое творчество и увлекательное домашнее рукоделие:

Dentro del interesantísimo campo del "futuro del pasado" contamos con una preciada joya: En el año 2017 , una película de diapositivas soviética del año 1960 que muestra cómo debería ser el futuro en 2017. Entre otras cosas pone de relieve toda una serie de diferencias con el "futuro de ahora" que nos dicen mucho sobre el inconsciente colectivo de aquellas gentes y el nuestro. Por enumerar algunas de ellas:

  • En el futuro de 1960 no hay zombies. Ni un virus mortal ni ninguna otra catástrofe que hubiera asolado la Humanidad. Solo retos a superar con un optimismo infinito.
  • La Naturaleza no es más que un enemigo a batir. La energía nuclear ya no es la más potente que existe pero es omnipresente en el funcionamiento de las máquinas. Eco... ¿qué?
  • En el futuro de 1960 no hay antagonismo entre humanos. Si acaso una banda residual de imperialistas que sobrevive escondida en un islote del Pacífico Sur y que no merece ni una diapositiva.
  • El tecnoprogreso ha liberado a la mujer de las tareas reproductivas. Eso sí, una especie de instinto primario hace que sea ella quien indique a los electrodomésticos cómo han de hacer los desayunos. Y es papá, claro, quien tiene un despacho en casa. (Spoiler: no, la pelicula no pasa el test de Bechdel.)
  • Incluso para salvar el mundo hay que pedir la debida autorización. ¿Qué es eso de llaneros solitarios u hombres con ridículas capas y mallas que van saltándose la ley a la torera para hacer el bien?
  • Y lo más inesperado: los meteorólogos son los grandes héroes de ese futuro.

V. Strúkova y V. Shevchenko

EN EL AÑO 2017

Dibujante: L. Sméjov
Producido por el estudio Diafilm, 1960


¿Quién no ha pensado alguna vez en el futuro? ¿Cómo será? ¿Quién no querría echar un vistazo al siglo venidero? Las obras de ciencia ficción, los cálculos de los científicos y los atrevidos proyectos de ingeniería nos permiten imaginar cómo puede ser el futuro.


Así que echemos un vistazo al futuro, trasladémonos unos 50-60 años más allá en el tiempo. Quizás en vísperas del Centenario del Gran Octubre otros escolares, iguales a vosotros, contemplen en su clase de geografía un reportaje cinematográfico sobre el pasado reciente y el presente de su país: una película sobre cómo la gente soviética transforma la naturaleza para alcanzar la paz y la prosperidad en la Tierra.


Estos son los escolares de 2017 en un aula de clase cinematográfica. Un efecto especial llamado "la lupa del tiempo" les permite observar cómo se fue construyendo la imagen del país que conocen.


Los chicos pueden contemplar como tramos de puentes se funden sobre insondables abismos en las montañas...


...explosiones nucleares localizadas con gran exactitud abren canales y hacen desaparecer los montes que obstaculizan el paso...


...los ríos Obi y Yeniséi son obligados a dar la vuelta y encaminarse al mar Caspio. Este mar, hace tan poco tiempo en riesgo de secarse, ahora recibe aguas de caudalosos ríos.


Los chicos escuchan al locutor: "Este que veis es el dique que atraviesa el estrecho de Bering. ¿Veis cómo cruzan por él los trenes nucleares? El dique cierra el paso a las corrientes frías del Océano Glacial Ártico y mejora así el clima del Extremo Oriente.


Luego, en la imagen, la superficie de la tierra se desvanece y se puede observar lo que acontece en las entrañas de la Tierra. En lo más profundo de los volcanes lanchas-topo fabricadas con un especial acero termorresistente se abren camino hacia fuentes de energía eternas.


A continuación, en la imagen, se desvanece el planeta mismo. Recorren el espacio interestelar, a una velocidad cercana a la de la luz, cohetes de fotones: naves espaciales camino del sistema planetario más próximo a nosotros y tan lejano a la vez, el Alfa Centaura.


Termina la sesión de cine y el profesor de geografía Nikolái Borísovich recuerda que mañana el grupo sale de excursión a la ciudad subterránea de Carbonogrado, en la región subártica.


A la mañana siguiente un capirotazo en la nariz despierta a Ígor. Así es como le despierta el reloj de pared inventado por su padre, uno de los controladores del Instituto Central de Administración del Clima.


Entreabriendo los ojos, el niño observa como la suave mano de plástico que le acaba de despertar es reabsorbida por la carcasa del reloj. "¡Hoy veré Carbonogrado con mis propios ojos!" — piensa Ígor con ilusión.


Mamá no está en la cocina pero ha dejado una nota con indicaciones a la inteligente máquina culinaria. "¡Qué bien! ¡Mi desayuno favorito!" — piensa el niño.


Ígor pone en marcha con cuidado el equipo e introduce la nota en la ranura. Para ejecutar las indicaciones apuntadas rayos invisibles tantean el contorno de las letras en la nota, cubetas automáticas miden las cantidades necesarias, unas cuchillas especiales parten raudamente las verduras.


De repente, desde el despacho de papá, llega la sonora voz de mamá.


Mamá mira desde la pantalla de un televideófono. Está en la cubierta de una motonave. Esta aloja el jardín de infancia en el que se encuentran sus hijos menores. — "¿Te has apañado con el desayuno?" — pregunta, sonriendo, mamá.


— "Estás... ¿en el Mar Negro!" — se extraña Ígor. — "Estoy en un viaje de trabajo, inspeccionando los jardines de infancia flotantes del Mar Negro y, ya de paso, he pasado a saludar a los míos... Dile a papá por teléfono que no volveré hasta mañana".


Media hora más tarde Ígor ya está muy lejos de la capital. El Ártico les recibe con una furiosa ventisca. Trabajadores locales rodean al grupo de moscovitas.


Una escotilla se abre ante los excursionistas y la ancha cinta de la escalera mecánica les transporta hacia abajo.


Más tarde recorren las calles de Carbonogrado. Por el aire se extiende el sutil aroma de los tilos. Al ver a la gente tostándose en la playa bajo un astro de cuarzo resulta difícil pensar en la ventisca que campa a sus anchas más arriba.


En las periferias de la ciudad enormes máquinas de acero están royendo las rocas. El ingeniero jefe de Carbonogrado Vladislav Ivánovich cuenta muchas cosas interesantes a los escolares.


— Aquí, bajo la tierra, disfrutamos de una primavera perpetua, — les informa con orgullo, — aunque el caprichoso tiempo de arriba nos fastidia los gráficos de envío del producto.


— Y la estación aérea de administración del clima que se está construyendo, ¿no podría vencer los caprichos del Ártico? — pregunta Nikolái Borísovich. Los chicos esperan con interés la respuesta del ingeniero jefe.


— Por el momento las intervenciones de la estación aérea son de carácter temporal, — respondió Vladislav Ivánovich. — El flujo ininterrumpido de los cargamentos solo se podría asegurar mediane un metro interurbano que atravesara todo el Ártico.


— Este es un nuevo modelo del "terrador": la nueva máquina de perforación de alta velocidad. Este "terrador" funcionará con la energía mesónica recién descubierta que triplicará su velocidad de penetración.


Por otro lado, la estación aérea de administración del clima tiene un gran futuro. Una persona presionará desde su despacho las teclas del radiomando y la máquina levantará el vuelo para reducir el huracán o suprimir una tempestad.


De hecho, los escolares tardarían muy poco en saber de lo que es capaz la estación aérea.
Mientras Vladislav Ivánovich conversa con ellos, en Moscú, en su despacho del Instituto Central de Administración del Clima, el sinóptico jefe del país y el controlador del clima de guardia, el padre de Ígor Yevgueni Serguéievich, discuten los mensajes de emergencia que llegan desde la región del Pacífico.


— Nos acaban de informar, — dice el sinóptico jefe, — de que los últimos imperialistas, escondidos en una lejana isla, han estado probando un arma mesónica prohibida. Las pruebas han provocado una explosión de fuerza inaudita que ha destruido toda la isla y, al mismo tiempo, ha provocado perturbaciones en la atmósfera terrestre.


— ¡Es por eso que nuestra máquina inteligente de pronósticos de repente predice para hoy una tormenta de 12 puntos en el Mar Negro cuando ayer el pronóstico todavía era favorable! — exclama Yevgueni Serguéievich.


— La explosión en el sur del Pacífico está provocando terribles huracanes y tormentas. ¡Es necesario salvar a las personas! — afirma decididamente el sinóptico jefe. — ¿Nuestra estación aérea está preparada?


Una terrible idea abrasa la mente de Yevgueni Serguéievich. Las naves... Los jardines de infancia flotantes... Allí están su mujer, Nina, Vitia. Cada minuto que pasa el huracán está más cerca. Pero la estación todavía no está equipada con el radiomando.


— Pediremos autorización para un vuelo tripulado de la estación aérea de administración del clima, — dice el sinóptico jefe. — Iremos nosotros mismos. Claro que arriesgaremos nuestras vidas. Pero debemos salvar a los niños, a los marineros, las naves.


La autorización para el vuelo llega y, al poco, prominentes columnas de agua pasan detrás de la ventana de la estación aérea del clima. Las columnas llegan hasta las mismísimas nubes.


Por la pantalla del televisor instalado en la estación pasa la costa del Mar Negro. Un gigantesco tornado está arrancando azoteas y descuajando árboles centenarios.


El sinóptico jefe hace bajar cristales negros sobre las ventanas. Auxiliares de laboratorio dirigen los mandos. El fuego deslumbra incluso a través de los cristales negros... Y es que la estación está irradiando mesones de inaudita potencia. Sus rayos combaten el tornado.


Cuando al fin se desconectan los relámpagos mesónicos y se elevan los cristales negros, el tornado se ha ido como por arte de magia. La estación aérea de administración del clima ha salvado cientos de vidas.


La explosión en el sur del Pacífico que había supuesto una amenaza mortal para la costa del Mar Negro, también se da a conocer en la capital. Una masa viscosa, gris y tenebrosa, avanza por un lóbrego cielo.


Pero la capital se está engalanando para la fiesta. Se vive una extraordinaria animación en la calle. Los moscovitas se quitan de las manos la última edición del periódico que informa sobre los últimos logros de la ciencia soviética en la administración del clima.


Y entonces, de repente, se abren los nubarrones y columnas de luz dorada se posan oblicuamente sobre las casas y los parques. El corredor de luz se va abriendo más y más.


La estación aérea de administración del clima sobrevuela lentamente la ciudad. Una radiante ciudad que se prepara para la celebración del Centenario del Gran Octubre. El festejo ha coincidido con una gran victoria de la ciencia soviética sobre la naturaleza.


El padre de Ígor abandona la estación aérea del clima y se encuentra con su hijo que no logra zafarse de su abrazo, especialmente fuerte en esta ocasión.


Por la tarde Yevgueni Serguéievich enciende el televideófono y llama a la motonave Najetia. Desde la pantalla le sonríe su mujer y Nina grita a su lado: "¡Papá! ¡Por aquí ha caído un templadito chaparrón!"

Нельзя представить романтичный Париж без башни Гюстава Эйфеля, вечный Рим без Колизея, чопорный Лондон без Биг-Бена, а знойную Барселону без зданий Антонио Гауди. Великий мастер и гений архитектуры создал тот облик города, по которому теперь его узнает весь мир. Работая на благо людей практически за бесценок, возводя свои шедевры в удовольствие богатым горожанам, он посвятил всю жизнь без остатка искусству, окончив свой путь в нищете. Однако талант мастера и память о нем запечатлены навеки в камне.

Антонио Гауди, архитектор: биография

Будущий известный архитектор появился на свет 25 июня 1852 года, по одним данным, это произошло в городке Реусе близ Таррагоны, по другим - в Риудомсе. Его отца звали Франческо Гауди-и-Съерра, а мать - Антония Корнет-и-Бертран. Он был пятым ребенком в семье. Имя получил в честь своей матери, а двойную фамилию Гауди-и-Корнет приобрел по старой испанской традиции.

Отец Антонио принадлежал к потомственным кузнецам, он занимался не только ковкой, но и чеканкой по меди, а мать была обычной домохозяйкой, посвятившей себя воспитанию детей. Сын довольно рано приобщился к пониманию предметной красоты мира, а заодно полюбил рисование. Пожалуй, именно к отцовской ремесленной кузнице уходят истоки творчества Гауди. На долю матери архитектора выпали тяжелые испытания, практически все дети умирали во младенчестве. В своих воспоминаниях она говорила о том, что Антонио гордился тем, что смог выжить, несмотря на сложные роды и болезнь. Мысль о своей особой роли и предназначении он пронес через всю жизнь.

После смерти всех братьев и сестры, матери, в 1879 году Антонио вместе с отцом и маленькой племянницей обосновались в Барселоне.

Учеба в Реусе

Базовое образование А. Гауди получил в Реусе. Успеваемость у него была средняя, единственный предмет, который он знал просто блестяще, - это геометрия. Со сверстниками общался мало и шумному мальчишескому обществу предпочитал уединенные прогулки. Впрочем, у него все же были друзья - Хосе Рибера и Эдуардо Тода. Последний, в частности, вспоминал, что Гауди особенно не любил зубрежку, а учебу затрудняли частые приступы болезни.

В сфере искусства впервые он проявил себя в 1867 году, когда попробовал свои силы при оформлении театральной сцены в качестве художника. С этим заданием Антонио Гауди справился блестяще. Однако его уже тогда манила архитектура - «живопись в камне», а рисование он расценивал как попутное ремесло.

Учеба в Барселоне и становление

После окончания в 1869 году школы в родном Реусе у Гауди появилась возможность продолжить свое образование в высшем учебном заведении. Однако он решил немного подождать и хорошо подготовиться. С этой целью в 1869 г. он отправился в Барселону, где первым делом устроился в архитектурное бюро на должность чертежника. Параллельно 17-летний юноша записался на подготовительные курсы, на которых проучился 5 лет, что является довольно большим сроком. В период с 1870 по 1882 год он работал под руководством архитекторов Ф. Вильяра и Э. Сала: участвовал в различных конкурсах, выполнял мелкие работы (фонари, ограды и проч.), изучал ремесла и даже проектировал мебель для собственного дома.

В это время Европа находилась во власти неоготического стиля, и юный архитектор не был исключением. Он восторженно следовал его идеалам, а также идеям энтузиастов неоготики. Это период, когда формировался стиль архитектора Гауди, его особый и уникальный взгляд на мир. Он всецело поддержал декларацию искусствоведа Д. Рескина о том, что декоративность - это начало архитектуры. Его творческий стиль год от года становился все более неповторимым и далеким от общепринятых традиций. Провинциальную школу архитектуры Гауди окончил в 1878 г.

Архитектор Гауди: интересные факты

  • В студенческие годы Гауди состоял в обществе Nui Guerrer («Новое воинство»). Молодые люди занимались тем, что украшали карнавальные платформы и разыгрывали пародии исторической и политической тематики из жизни известных каталонцев.
  • Решение на выпускном экзамене в школе Барселоны принималось коллегиально (большинством голосов). В завершение директор обратился к своим коллегам и сказал: «Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший». На эту реплику Гауди ответил: «Похоже, я теперь архитектор».
  • Отец и сын Гауди были вегетарианцами, приверженцами чистого воздуха и особой диеты по методике доктора Кнайпа.
  • Однажды Гауди поступил заказ хорового общества с просьбой изготовить хоругвь (знамя с ликами Христа, Богородицы или святых) для религиозных процессий. По всем подсчетам оно должно было быть крайне тяжелым, однако архитектор проявил смекалку и вместо обычного дерева использовал пробку.
  • С 2005 года творения Антонио Гауди включены в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первая работа

Финансовое положение студента было довольно хрупким. От семьи из Реуса поддержки ждать не приходилось, а работа чертежника приносила весьма скромный доход. Гауди едва сводил концы с концами. У него не было рядом близких, почти отсутствовали друзья, но был талант, который стали замечать. В тот момент творчество архитектора Гауди проходило этап становления, он был далек от своих поисков и считал, что эксперименты - это удел профессионалов своего дела. В 1870 г. к реставрации монастыря в Поблет власти Каталонии привлекали архитекторов самой различной категории. Юный Гауди отправил на конкурс проектов свой эскиз герба настоятеля монастыря и победил. Эта работа стала первой творческой победой и принесла ему неплохой гонорар.

Чем, если не везением, считать знакомство Гауди с Жоаном Марторелем в гостиной богатого предпринимателя Гуэля? Владелец текстильных фабрик представил его как самого перспективного архитектора не только Барселоны, но и Каталонии. Марторель согласился и предложил помимо своей дружбы работу. Он был не просто известный испанский архитектор. Гауди наладил отношения с профессором архитектуры, чье мнение в данной сфере считалось авторитетным, а мастерство было блестящим. Знакомство сначала с Гуэлем, а затем и с Марторелем стало для него судьбоносным.

Ранние работы

Под влиянием нового наставника появляются первые проекты, стилистически относящиеся к раннему модерну, богато декорированные и яркие. В их числе напоминающий пряничный домик Дом Висенс (жилой, частный), который вы видите на фото далее.

Его проект Гауди закончил в 1878 году, практически параллельно с окончанием учебы и получением диплома архитектора. Дом имеет почти правильную четырехугольную форму, симметрию которой нарушает только столовая и курительная комната. Гауди использовал много декоративных элементов помимо цветных керамических плиток (дань деятельности владельца здания), а именно: башенки, эркеры, выступы фасадов, балконы. Чувствуется влияние испано-арабского стиля мудехар. Даже в этой ранней работе прослеживается желание создать не просто дом, а настоящий архитектурный ансамбль, характерное для всего творчества Гауди. Архитектор и его дома - это гордость не только Барселоны. Гауди творил и за пределами каталонской столицы.

В 1883-1885 гг. в городе Комильясе провинции Кантабрия был построен Эль Каприччо (на фото ниже). Роскошный летний особняк, облицованный снаружи керамической плиткой и ярдами кирпича. Еще не такой витиеватый и причудливый, но уже неповторимый и яркий.

Затем последовали Дом Кальвет и школа при монастыре Святой Терезы в Барселоне, Дом Ботинес и неоготический епископский дворец в Леоне.

Встреча с Гуэлем

Встреча Гауди и Гуэля - этот счастливый случай, когда сама судьба подталкивает людей друг к другу. Дом текстильщика и мецената собирал весь интеллектуальный цвет столицы Каталонии. Впрочем, он и сам знал толк не только в бизнесе и политике, но и в искусстве, живописи. Получив прекрасное образование, предпринимательскую жилку от природы и одновременно скромность, он активно способствовал продвижению социальных проектов и развитию искусства. Возможно, без его помощи как архитектор Гауди и не состоялся бы либо его творческий путь сложился бы иначе.

Существуют две версии знакомства архитектора и мецената. Согласно первой судьбоносная встреча произошла в Париже, на Всемирной выставке 1878 года. В одном из павильонов он обратил внимание на амбициозный проект молодого архитектора - рабочий поселок Матаро. Вторая версия менее официальная. После окончания учебы Гауди брался за любую работу в целях улучшить материальное положение и заодно набраться опыта. Ему пришлось даже оформлять витрину магазина перчаток. За этим занятием его и застал Гуэль. Он распознал гениальный талант сразу, и вскоре Гауди стал частым гостем в его доме. Первая работа, которую он ему доверил, был как раз поселок Матаро. И если верить второй версии, именно с подачи промышленника макет оказался в Париже. Вскоре будущий великий архитектор Гауди занялся строительством Дворца Гуэля (1885-1890 гг.). В этом проекте впервые нашли отражение главные особенности его стиля - соединение структурных и декоративных элементов между собой.

Поддержав Гауди в самом начале его творческой карьеры, впоследствии Гуэль опекал его в течение всей жизни.

Парк Гуэля

Яркий, живописный и необычный парк в верхней части Барселоны получил название в честь Эусеби Гуэля - главного инициатора его построения. Это одна из самых интересных работ Гауди, над созданием ансамбля он трудился с 1900 по 1914 год. Изначально планировалось создать жилую зеленую зону в стиле города-сада - концепция, модная в те времена в Англии. С этой целью Гуэлем была приобретена территория площадью 15 гектаров. Участки продавались плохо, территория вдали от центра города не особо привлекала внимание жителей Барселоны.

Работы начались в 1901 году и осуществлялись в три этапа. Первоначально было проведено укрепление склонов холма и их обустройство, затем прокладывались дороги, строились павильоны на входе и окружающие стены, на заключительном этапе была создана знаменитая извилистая скамейка. Над всем этим трудился не один архитектор. Гауди привлек к работе Жули Бальевеля и Франсеско Беренгера. Дом, построенный по проекту последнего, не удалось продать. Поэтому Гуэль предложил поселиться в нем самому Гауди. Архитектор купил его в 1906 г. и прожил там вплоть до 1925 г. Ныне в здании расположен дом-музей его имени. Проект получился экономически не совсем удачным, и Гуэль в конце концов продал его мэрии города, которая трансформировала его в парк. Сейчас это одна из визитных карточек Барселоны, фото этого парка можно увидеть на всех проспектах, открытках, магнитах и т. д.

Дом Бальо

Дом текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса был построен в 1877 г., а в 1904 г. принялся за его перестройку архитектор Гауди, работы которого к тому времени были популярны и известны далеко за пределами города. Он сохранил изначальную структуру здания, которое боковыми стенами примыкало к двум соседним строениям, и кардинально изменил два фасада (на фото - парадный), а также перепланировал бельэтаж и нижний этаж, создав для них авторскую мебель, добавил подвал, мансарду и ступенчатую террасу крыши.

Световые шахты внутри были объединены в дворовую площадку, и это позволило улучшить не только освещение, но и вентиляцию. Многие историки и искусствоведы придерживаются мнения о том, что дом Бальо - это начало нового в творчестве мастера этапа. С этого момента архитектурные решения Гауди становятся исключительно его собственным видением пластики мира, без оглядки на какие-либо архитектурные стили.

Дом Мило

Необычный жилой дом мастер создавал в течении 4 лет (1906-1910 гг.), ныне это одна из главных достопримечательностей столицы Каталонии (Испания, Барселона). Дом, построенный архитектором Гауди на пересечении улицы Carrer de Provença и бульвара Passeig de Gràcia, стал его последней светской работой, после чего он полностью посвятил себя храму Саграда Фамилия.

Здание отличается не только внешней оригинальностью и новаторским для своего времени внутренним проектом. Продуманная система вентиляции позволяет отказаться от использования кондиционеров, а для смены обстановки владельцы квартир могут свободно переставлять межкомнатные перегородки, кроме того, обустроен подземный гараж. Здание имеет железобетонную конструкцию без несущих и опорных стен, которая держится на несущих колоннах. На фото ниже - внутренний двор дома и оригинальная волнистая крыша с окнами.

Жители Барселоны прозвали здание «каменоломней» за тяжелую конструкцию и вид фасада, так как не сразу прониклись чувством прекрасного к этому творению Гауди.

Архитектор и его дома стали настоящим украшением города. Разбросанные в разных его частях, они создают впечатление целостности столицы Каталонии. Куда ни взгляни, везде вы почувствуете присутствие ее главного архитектора: от тяжеловесных фонарей до величественных куполов и колонн, немыслимых по форме фасадов зданий.

Искупительный храм Святого Семейства (Sagrada Família)

Барселонский храм Святого Семейства является одним из самых знаменитых долгостроев во всем мире. Начиная с 1882 года его возводят исключительно на пожертвования горожан. Здание стало самым известным проектом мастера и наглядно демонстрирует тот факт, насколько исключительный, талантливый и уникальный А. Гауди архитектор. Собор Святого Семейства был освящен папой Бенедиктом XVI в 2010 г., 7 июня, и в тот же день его официально признали готовым к ежедневным богослужениям.

Идея его создания появилась в 1874 г., а уже в 1881 г. благодаря пожертвованиям горожан был приобретен участок в районе Эшампле, на тот момент располагавшийся в нескольких километрах от Барселоны. Первоначально проектом занимался архитектор Вильяр. Он видел новый храм в стиле неоготической базилики в форме креста, который образуют пять продольных и три поперечных нефа. Однако ближе к концу 1882 года Вильяр по причине разногласий с заказчиком покинул строительную площадку, уступив место А. Гауди.

Работа над проектом всей его жизни шла этапами. Так, в период с 1883 по 1889 г. он полностью завершил крипту. Затем он решил внести серьезные изменения в первоначальный проект, и связано это было с небывало крупным анонимным пожертвованием. Над фасадом Рождества Гауди начал работу в 1892 г., а в 1911 г. был создан проект второго, строительство которого началось уже после его смерти.

Когда великого мастера не стало, работу продолжил его близкий соратник Доменек Сугранес, с 1902 г. помогавший Гауди. Великие архитекторы запомнились миру по масштабным и амбициозным, уникальным проектам. Таковым стал и Гауди, посвятивший храму Святого Семейства более 40 лет своей жизни. Он годами экспериментировал с формой колоколов, до мельчайших деталей продумывал конструкцию здания, которая должна была стать грандиозным органом под влиянием ветра, проходящего через определенные отверстия в башне, а внутреннее убранство он представлял себе как многоцветный и яркий псалом во славу Господа. На фото ниже - вид храма изнутри.

Строительство храма ведется по сей день, не так давно власти Испании официально заявили о том, что закончить его вряд ли удастся раньше 2026 года.

А. Гауди посвятил архитектуре всю свою жизнь без остатка. Несмотря на популярность и известность, которые пришли к нему, он оставался скромен и одинок. Малознакомые люди утверждали, что он был груб, высокомерен и неприятен, в то время как немногочисленные близкие отзывались о нем как о прекрасном и верном друге. С годами Гауди постепенно с головой ушел в католичество и веру, при этом кардинально изменился и образ жизни. Собственный заработок и сбережения он отдавал храму, в крипте которого и был похоронен 12 июня 1926 года.

Кто же он на самом деле? Известный испанский архитектор Гауди - это наследие мировой архитектуры, ее отдельная глава. Он человек, опровергший все авторитеты и творивший за пределами известных искусству стилей. Каталонцы его боготворят, а остальной мир им восхищается.

Благодаря ее насыщенной истории, сохранилось множество интереснейших архитектурных памятников разных эпох. Архитектурное наследие Испании представлено великолепными памятниками, привлекающими в страну множество туристов. Смешение культур и стилей позволило сформировать интересные комбинации элементов, а столкновение востока и запада привело к образованию собственного, уникального для Испании стиля .

Первобытная Испания

Чтобы увидеть следы первобытной Испании, советуем посетить:

  • пещеры Альтамира в Кантабрии ;
  • пещеры близ Рибадесельи в Астурии ;
  • пещеры в Нерхе в ;
  • дольмены в Антекере ;
  • мегалиты племени гуанчей на Канарских островах .

Римская Испания


Римский акведук в Сеговии

Памятники римской эпохи можно увидеть в большинстве городов Испании, почти в каждом музее хранятся римские статуи, надгробия. Самые интересные следы римского владычества:

  • акведук в Сеговии ;
  • театр в Мериде ;
  • арки, акведук и амфитеатр в ;
  • римское кладбище в Кармоне ;
  • раскопки города Италика под .

Вестготская Испания


Вестготская церковь S. Pedro de la Nave. Zamora

Немногочисленные сохранившиеся следы вестготской культуры можно увидеть:

  • в музее вестготского искусства в Мериде ;
  • в вестготской церкви Баньоса-де-Серрато под .

Арабская Испания


Гранада

Памятники эпохи мавров в характерном разбросаны по многим городам южной и восточной Испании, самые известные памятники арабской архитектуры сосредоточены в . Среди них наиболее интересны:

  • Альгамбра и сады Хенералифе в ;
  • Арабские крепости () в Малага , , ;
  • раскопки города около .

Романская Испания


Романские фрески в базилике Сан-Исидро, в Леоне

Чтобы познакомиться с романской архитектурой, следует посетить:

  • Сеговию (более 15 романских церквей);
  • Леон (базилика Сан-Исидро, фрески которой считаются лучшими в романском искусстве Испании);
  • Авилу (около 10 романских церквей);
  • Сантьяго-де-Компостела (дворец Хелмиреса);
  • монастырь Санто-Доминго-де-Силос под Бургосом .

Готическая Испания

Готический кафедральный собор в Барселоне

Готический стиль родился во , и потому многие испанские сооружения строились по французским образцам. По указу Фердинанда Кастильского были построены два главных готических собора Испании - в Бургосе (строительство началось в 1221 г.) и в (начат в 1227 г.); чуть позже, в 1250-х гг., началось возведение Леонского собора. Лучшие готические соборы Испании можно увидеть в городах:

  • Леоне ;
  • Бургосе ;
  • Памплоне ;
  • Пальме .

Испания эпохи Ренессанса


Кафедральный собор и Plaza de Santa María в городе Baeza (Испания)