Маршрут испания португалия. Паэлья, портвейн и замки мавров. Путешествие по югу Испании и Португалии. Мы и наш транспорт

Португалия - страна, где не было вот этих вот всяких известных художников, скульпторов, режиссеров, музыкантов, писателей… Там не нужно очертя голову бегать по музеям, монастырям, замкам и кладбищам. Там вообще всего два города на всю страну. И и...

В Португалию на автомобиле. Часть 1: Москва-Альгарве

Автотуризм, Отчет о путешествиях в Германия; Испания, Лерида (Льейда); Испания, Толедо; Португалия, Алгарве; Франция, Оранж; Польша; Беларусь

Португалия - страна, где не было вот этих вот всяких известных художников, скульпторов, режиссеров, музыкантов, писателей… Там не нужно очертя голову бегать по музеям, монастырям, замкам и кладбищам. Там вообще всего два города на всю страну. И именно поэтому там нужно отдыхать!

Примерно так, кратко и ёмко, меня напутствовал мой приятель Вася туда, где уже были выкуплены апарты, и где я должен был оказаться через пару-тройку месяцев. Оказаться, конечно, хотелось не просто так, сел в Шарике в “боинг”, всосал стакан и уже там. Нет. Большая цель была прокатиться на машине, пересечь Европу по диагоняли, сделать “сэлфи” на мысе Рока, поглазеть и потрогать океан, а остальное уж как получится.

Когда планируешь путешествие на машине, всегда определяешь какие-то вехи на своем пути и прокручиваешь в голове маршрут. В 4:30 встал. Кофе. Зубы. Сигарета. Почитать новости в туалете. Можно еще кофе. Еще сигарета. Присели на дорожку. И вот он долгожданный момент - ключ в замке, включаются фары, мотор, началось. Непроснувшиеся московские светофоры мигают желтым светом, а задние фонари уже не редких в начале шестого утра случайных попутчиков отражаются в мокром от поливальных машин асфальте. МКАД. М1... Дорога нескучная. Провинциальные города. Леса. Поля. Речки и речушки. Днепр. В Смоленской области меняется рельеф, начинаются небольшие горки. Глазу есть за что зацепиться и время летит незаметно. Белоруссия. Очень высокая средняя скорость, но будет смертельно скучно и минуты потянутся часами. Борьба со сном. Граница, Буг. Варшава, Висла. Обильный, дешевый, поганый ужин. Новый день. Ранний подъем. Еще 500 грустных километров по Польше и пересекаем Одер. Германия! Ритуальный Сашин боквюрст на первой заправке и бодрый трафик до самого Рейна. Захочется поскорее его пересечь в Манхайме-Людвигсхафене и въехать во Францию, но мы поедем на юг. Переезжаем Рейн на юге Шварцвальда. И вот уже на второй день путешествия Франция. Если повезет, будет хороший ужин в Эльзасе. День третий. Опять встаем ни свет ни заря. Рона. Cotes du Rhone. Таримся вином. Перекатываемся через Пиренеи и через пару дней ждем встречи с океаном. Примерно так все представлялось. Реалии вышли немного другие. Об этом в отчете.

План

Поездка в Португалию стала третьим по порядку пунктом в моем летнем плане автопутешественника. В феврале мы сидели на нашей кухне с друзьями и прикидывали, куда бы можно было поехать. Месяцем ранее Наташа отказалась от пробега в Кампанию с формулировкой “очень долго ехать, устанем” и выкупила билеты в Неаполь. Я при таком раскладе готов был уже согласиться на традиционную (для меня) Архангельскую область. Но как-то так получилось, что за полчаса нас убедили в том, что и Португалия не так далеко, и бюджет посильный и отпуск у меня будет в 3.5 недели при стандартных двух.

Общее понимание отдыха - снять домушку на 2 недели в пляжно-купальном регионе, провинции Альгарве (Algarve), предаться лени, забавам и пьянству, в перерывах культурно обогащаться однодневными вылазками куда-нибудь. Обязательными пунктами программы были Лиссабон, Синтра и мыс Рока, опционно Томарский замок тамплиеров.

С самого начала мы планировали южное побережье Португалии на запад от Фаро (Faro), месяцем ранее Саша ездил туда в командировку. Но в итоге выбор пал на южную часть западного. И как показал последующий опыт, он был верным и ожидания на 100% оправдались. На участке побережья в 250 км можно выделить несколько зон:

Фаро и восточнее. Плавни в океане. Сюда приезжают вполне состоятельные граждане понаблюдать за фламинго и прочими птичками. Когда уже всем пресытились - отличный вариант отдыха наверное. Специфично и дорого.

Фаро - Албуфейра (Albufeira). Отличные пляжи покупаться и позагорать. Виллы и поля для гольфа рядом, обычно в комплекте. Дорого.

Портимао (Portimao) и окрестности. По природе и погоде аналогично предыдущему, но народу много и насрано. Геленджик.

Лагуш (Lagos). Вполне культурное место. Без пафоса Фаро-Албуфейры. Волны нет. Жара (как и на всем южном побережье)

Юг западного побережья. Отличная волна. Океан чуть холоднее южного берега. Нежарко настолько, что в домах даже не ставят кондиционеры. Народу немного. И ценник хороший. Райский, в-общем, уголок.

Мы забронировали отдельный домик с бассейном в районе поселка Алжезур (Aljezur) в километре от океана. С машинами и правилом 0.5 промилле нас это более чем устраивало.

Путешествие семьи в Италию очень хорошо легло на поезду в Португалию. Дорога к океану для жены и сына сокращалась более чем в два раза за счет перелета Неаполь - Барселона, и я гарантировано успевал доехать, так и не услышав “Пап, скоро приедем?”. Правда нам пришлось сделать крюк в несколько сотен километров. Кратчайший же по расстоянию путь лежит через Ганновер, Кельн, Париж.

Общая протяженность маршрута в одну сторону примерно 5 000 км. Понятно, что за три дня это в принципе непреодолимо (речь о посменной рулежке без ночевок не идет). За четыре, безусловно, можно, но стыковка в Барселоне на пути туда и нежелание гнать обратно определили нашу скорость перемещения - пять дней в каждую сторону. В таком режиме получится сделать небольшую паузу, в какой-то день встать не в 5, а в 7 утра, посмотреть города. Разработку плана и поиск гостиниц взял на себя Саша.

Итого, дорога туда: 2 длинных перегона Москва-Варшава и Варшава-Бельфор (Belfort, небольшой городок в Эльзасе), на третий день закупка вина во Франции и финиш в Барсе, где встречаю семью и, возможно, какая-никакая прогулка по городу. Гауди и все такое прочее. Четвертый день - короткий перегон в Толедо, прогулка по городу. Пятый день - финиш в Алжезуре.

Обратный путь: Алжезур-Саламанка в расслабленном режиме, неможко смотрим город, Саламанка-Дигуэн (Degoin, захолустье в самом сердце Франции) с закупкой вина где-то в Бордо. На третий день неблизкий, но быстрый перегон до Нюрнберга, в планах “шоппинг”. Два последних дня едем как можно быстрее домой. Ночевка в Бяла-подляска (Biala Podlaska), чтобы пораньше оказаться на границе и потерять там как можно меньше времени.

Мы и наш транспорт

В Португалию мы отправились двумя машинами, две семьи. Я, моя жена Наташа, сын Антон. Саша Николаев с женой Таней и сыном Сергеем. Это была первая совместная поездка. У Сереги уже есть права и они будут периодически меняться, если понадобится сможет подменить и меня. Как оказалось, для путешествия по Европе у нас была весьма уместная техника. Если не брать во внимание автобаны Германии, VW Touran 2.TDI 110 л.с. был идеален по совокупности характеристик: удобная посадка, просторный салон, вместительный багажник, довольно экономичный дизельный двигатель. В багажник влез велосипед сына, только одно из сидений пришлось подвинуть на 5 см. Задний ряд при этом остался свободным и можно было даже прилечь. Сашина Skoda Superb Combi 1.8T 152 л.с. с подвеской Koni конечно была краше в Германии, но из-за велика Сереги пришлось сложить ⅓ сиденья, да и топлива по деньгам он потреблял на 20-25% больше. Впрочем и Шкода и Туран порадовали своих владельцев экономичностью.

Туда

Немножко с опозданием, где-то в 6:30 мы съехали с МКАД. Оперативно домчали до последней Российскиой АЗС, где заодно и перекусили домашними припасами. Серега пересел ко мне, чтобы мешать мне спать, и в обычной болтовне, развлекаясь чтением забавных русскому глазу населенных пунктов (Арехавка, Альшанка и т.д.), мы незаметно доехали до последней белорусской заправки. Перед Брестом справа есть “Белнефтехим”. По опыту знающих людей ДТ в этой сети вполне пристойное, они батькины. Кайен ел и не болел. Стоимость топлива лишь немногим, процентов на 10, выше, чем у нас.

Граница. Скучно проезжаем российских погранцев, польских таможенников и пограничников. Никто не рылся в багажнике, колбасу изо рта не выхватывали, про сигареты только спросили.

От границы плетемся по населенке,таращимся на быт и устройство панов. Все чинно, благородно, с оглядкой на немцев, но на польский манер. Между селами и городками прилично воняет каким-то химозным навозом. Может добавляют что в него, может коровы уже так гадят от комбикормов, не знаю, но лучше ехать с закрытыми окнами.

Поплутали по Варшаве - вся в ремонтах и объездах. Наверное на то, чтобы ее пересечь нам понадобился час. В итоге добрались до гостиницы Rest Hotel (29 евро номер на двоих без завтрака). Место годное, чтобы переночевать. Основной его плюс на пути в Европу - впереди только автобан. Весь остальной польский гемморой пройден первым днем. Еда невкусная, зато дешево и много, ха-ха. Местное пиво (немногим краше нашего, очень жесткая вода) и зубровка (отличная водочка) в меню есть.

Итого за день: 1 255 км от МКАД. Расход ~5.8 литра на 100 км.

Снова ранний подъем, пьем кофе и выдвигаемся. Польский автобан свежий, недавно построенный, ровный и быстрый. Ограничение 140 км/ч. Но неимоверно скучный пейзажик, даже в Беларуси повеселее будет. Т.к. топливо в Польше все-таки несколько дешевле чем в Европе, заправляем баки перед Одером. Перекусываем на первой немецкой АЗС боквюрстом и выезжаем на бан с его очень динамичным движением, требующим регулярных перестроений. Налетевший в Познани сон сняло как рукой.

Немецкие автострады - тема интересная. Первое, что бросается в глаза - дороги сильно загружены. Причин множество: отсутствие платы за проезд, высокая плотность населения (в гэдээрии еще ничего, но дальше и правда много), наверное самое большое число машин на 1000 чел. среди Европейских стран, ну и потом это все-таки страна с автомобильной историей. Но несмотря на это вся пестрая армия автомобилистов очень шустро перемещается. Каждый участник дорожного движения - клетка единого организма. Все перестроения, акты вежливости или, наоборот, неприятия, подчинены определенному смыслу и заточены под обеспечение высокой скорости безопасного перемещения из точки А в точку Б. Я усвоил действие нескольких правил (они прописаны и в наших ПДД, но разве что прописаны):

1. Обгон совершается только слева. Основа основ всей линии поведения на дороге и залог безаварийного перемещения потока. Как следствие:
- Знакомое лишь понаслышке “не занимай левый ряд” работает. Машины движутся в максимально возможно правом ряду. Обогнал, убрался вправо.
- Справа нельзя даже опережать. Т.е., если при движении в первом ряду, ты догоняешь ездока во втором ряду, ты должен уйти в третий, совершить обгон и вернуться в первый. Да, это неудобно, да, обгоняемый неправ или просто задумался (что одно и то же), но нельзя нарушать порядок.
2. Не заставляй без крайней необходимости других участников движения жать на тормоз. Общее правило, которое помогает поддерживать высокую среднюю скорость потока:
- Немцы всегда заблаговременно уходят во второй ряд перед съездом на их дорогу с другого бана. Даже если там две разгонных полосы.
- Если ты видишь, что в правой полосе машина, которую ты собираешься обогнать, в свою очередь догоняет другую машину, уйди по возможности в третий ряд. Ну и т.д., ситуаций масса!
Руководствуясь нехитрыми правилами, немцы вежливы и ожидают взаимности. Если перед ремонтом на бане заблаговременно, как только начинают формироваться потоки, начать перестраиваться в левый ряд (при ремонте полотна в одну сторону идет сужение с трех до двух полос), всегда пропускают. Попытка же влезть в уже сформировавшийся поток пресекается на корню. К хамам, идиотам и просто зазевавшимся отношение примерно одинаковое.

Отдельного внимания также заслуживает полотно, которым сейчас мостят дороги. Что-то очень похожее на бетон, быстро отводящее воду и позволяющее снизить расход процентов на 10-15%! Компенсируется увеличением скоростью. Больше 190км/ч по спидометру разогнаться мне не удалось. При этом основными моими соперниками всегда были микроавтобусы Mercedes Sprinter:) Это самая быстрая машина на автобане! Еще одной быстрой был Порш Панамера с московскими номерами. Наконец-то он обошел нас в Тюрингии на девятой дороге. С МКАД мы съехали в одно время:)

Казалось бы, проезжая по Германии, нельзя не затариться пивом. Так нет же, можно! За Нюрнбергом мы съехали в городишко Ансбах (Ansbach) и в двух супермаркетах не обнаружили этого немецкого напитка. Т.е. был Оттингер, Францисканер и прочая дребедень, но вот пива не было.

Очень здорово помог какой-то тайваньский навигатор с функцией приема информации о пробках в FM-диапозоне. Абсолютно необходимая вещь. Перед Хайльбронном ушли на Штутгард, избежав, таким образом, большого количества заторов на 100-километровом участке до Карлсруэ.

Уже достаточно поздно прибыли в Бельфор в Premiere Classe Belfort (37 евро номер на двоих без завтрака). Это не отель, скорее тесное стойло, но чисто. Плюс один - ценник. Общепита никакого нет, поэтому поужинали нарезкой с пивом, зубровкой и улеглись спать. Завтра опять рано вставать, часа в 3-4 дня нужно быть в Барселоне.

Итого за день: 1 434 км. Расход ~6.1 литра на 100 км.

В 4:30 встали, в 4:45 Саня уже поинтересовался, когда мы с Серегой спустимся к машинам. Очень скоренькие сборы и затемно мы уже ехали к ближайшей АЗС в надежде выпить хотя бы кофе и сожрать круассан.

Дороги платные, машин немного и едем быстро. В Леоне попадаем в небольшую пробочку. Французы уже допускают отклонения от немецких “понятий”, все это немножко напоминает родину. На “Route du Soleil” (“Дорога Солнца”, по которой вся северная, густонаселенная Европа валит в отпуска на Средиземное море) довольно тесно, но мы удачно избегаем заторов и за Оранжем (Orange) съезжаем с автострады к виноградникам Cotes du Rhone в районе Шатонеф-дю-Пап (Chateauneuf du Pape, деревенька в которой вроде как должна была быть построена одна из папских резиденций в период так называемого “авиньонского пленения пап”).

Виноградники Chateauneuf du Pape

Сворачиваем к ближайшему “шато”. Пробуем по 5, потом по 10, потом по 20 евро за бутылку. Невкусно. Т.е. совсем невкусно. Хозяйка говорит, что этому вину (которое по 20) нужно еще немного постоять. Не нужно. Оревуар, мадам. Отъезжаем за пару километров в Domain de Saint Siffrein. Хозяйка южанка, поболтливее и сильно приветлевее предыдущей. У них 20 гектаров виноградников из которых 15 под “премиальный” AOC Chateauneuf du Pape. Пробуем. По 10 отлично, по 19 прекрасно. Закупаемся в Москву плюс берем пакет 10 литров за 37 евро в надежде на то, что еще 10 возьмем где-нибудь в Лангедоке.

Почему же у соседки было не такое хорошее вино? Мадам объяснила это следующим образом: хозяйства специализируются на различных категориях потребителях. Она, точнее ее сын, приверженцы старой школы виноделия, а соседи делают вино для молодежи. Есть еще виноделы, которые ориентируются на американский рынок и прочие ужасы. Вот так все сложно, оказывается. Мадам с удовольствием рассказывала Тане о своем вине и отвечала на все вопросы.

Естественно, к вину здесь совершенно особое отношение. Возможно, вино даже является основой для самоидентификации во Франции.

“Обед без вина, что день без Солнца”

Напоследок заехали в еще одно шато. Каменный дом скорее напоминал обветшалый сарай. Нас встретила пара лабрадоров (хотя породистые собаки здесь больше редкость, чем норма, в отличие от России), потом минуты три мы звали хоть кого-нибудь. На наш вопрос вопрос “есть ли у него недорогое вино” нарисовавшийся из тьмы чулана хозяин спросонья и легкого бодуна заявил, что в ЕГО заведении ценник от 40 евро. Но все очень мило. Бонусом за потраченные 10 минут были его вид и вид его хозяйства.

Посещение винодела не только полезно для кошелька, но и весьма увлекательно. Мало того, что по минимальной (!) цене вы берете понравившееся (!) вино. Можно еще поторговаться, а франкоговорящим еще и полопетать на этом прекрасном языке с селянами. Если повезет, можно будет встретить местного дедушку или мужичка, который достанет ведерко и попросит хозяина налить ему прямо из бочки. Или посмотреть на горожан, которые приехали пополнить свои запасы на год вперед.

Движемся дальше. Время поджимает, самолет из Неаполя вылетает точно по графику, а это значит, что мы проезжаем мимо 10 литров вина. Ближе к границе нарядные барышни в униформе ставят спидкамы, прием нарушителей осуществляется на очередном пункте оплаты. И вот Барселона. Город, в котором побывало огромное число моих знакомых, о котором там много восторгов оставлено в отзывах, где есть Сограда Фамилия, какая-то Рамбла и пр. Но мы подъехали с другой стороны и первое, что встретили - натуральная фавелла на окраине Барсы! Находим отель и пока ребята заселяются, я спешу в аэропорт. Самолет сел около часа назад. На поездку туда и обратно, поиск терминала, парковку и встречу ушло не более часа. По возвращении нас всех ждал сюрприз: гостиница, в которой мы планировали переночевать Centre Esplai Alberque оказалась хостелом со всеми вытекающими. Грязь, плохое кондиционирование, неудобные кровати и пр. Решили уехать из города. Саша с Серегой нашли гостиницу в Лериде (Lleida), Jardins del Segria (69 евро на семью с хорошим завтраком). Это и к лучшему, завтра останется больше времени на Толедо.

Засранец из Барселонского хостела не смог сразу вернуть деньги (оплатили на ресепшене до того как увидели номер) на карту. Возврат провели примерно через месяц. И то, вероятно лишь из-за писем с обещанием сообщить в booking.com

В Лериду мы поехали по бесплатной автомагистрали. В отличие от Франции по Испании можно ездить по бесплатным дорогам, но в некоторых местах, например, чтобы пересечь Пиренеи, доступны только платные магистрали или дорожки, проходящие по населенным пунктам. В дороге делимся впечатляниями за полтора месяца и разглядываем пейзажи за окном. Гостиница оказалась вполне пристойной, посещаемой местным населением. Немножко расслабились, завтра перегон чуть больше 500 км, можно не спешить с подъемом. Риоха все таки-очень неплохое вино.

Итого за день: ~1178 км. Расход ~6.1 литра на 100 км.

Утро четвертого дня оказалось хмурым. Зарядил дождик. Сначала небольшой, потом усилился.

За окном очень приятные картинки вплоть до Сигуэнса, перевалы ~1000 метров, затем до Гвадалахары равнинное плато, на котором разбиты поля. Вся Испания достаточно высоко над уровнем моря, а Мадрид так вообще самая “высокогорная” столица в Европе. А еще в Испании самое дешевое топливо на европейской части нашего маршрута. И если на ДТ разница с Францией не столь велика, то на бензин ~15%. Это нужно иметь в виду, планируя путешествие. Ниже фотки, сделанные на ходу из машины:

В Толедо приехали после полудня. Гостиница расположена в самом центре так называемого "исторического города Толедо", Hotel Conquista de Toledo (69 евро на семью без завтрака). Метрах в 200-300, чуть выше, напротив алькасара, есть подземная стоянка. 20 евро за ночь, как никак объект всемирного наследия Юнеско:)

Закинув вещи, отправляемся на экскурсию. Сам город (исторический город) расположен на приличном холме и в свое время был столицей Кастилии, пока король не перенес ее в Мадрид. Очень долгое время являлся оборонительным укреплением. Сначала вестготы защищались от вестготов, потом мавры от кастильцев, потом кастильцы от мавров и в конце концов сторонники Франко от республиканцев. С одной стороны Толедо обнесен крепостной стеной, с другой естественным образом защищен речкой Тахо (той самой Тахо, которая в Лиссабоне будет зваться Тежу) и пропастью.

В городе большое количество достопримечательностей. Орды туристов со всего мира ходят по четким маршрутам: только что ты был в толпе и внезапно оказываешься один одинешынек на целой улице. Многие постройки выглядят неестественно свежо. Все это вместе вызывает ощущение, что в Толедо вообще нет местных жителей. Но это неправда, они есть:

Галопом по европам мы обежали весь город. Благо есть эскалатор, подарок короля Хуана Карлоса. Потому абсолютно бесплатен.

На узких улочках Толедо:

Изначально планируемое путешествие по югу Пиренейского полуострова постепенно превратилось в экспедицию по мавританским замкам, т.к. алькасар, или алькасаба (араб. дворец, крепость) – это основная достопримечательность и исторический центр большинства крупных городов юга Испании и Португалии.

А началось все в столице Андалусии, Севилье. Мы арендовали машину и поехали на запад, в сторону Португалии. Первую остановку мы сделали в симпатичном городке с веселым названием Huelva, которое произносится как "Уэльва".

После пресечения границы с Португалией, о чем можно было догадаться только по промелькнувшей табличке, мы направились в португальский город Фару, где обнаружили много интересного. Городок находится на самом берегу Атлантического океана, и берег в этом месте испещрен множеством необитаемых островков. Если забраться на колокольню кафедрального собора, то можно насладиться восхитительным видом на побережье и океан. Идя по улице, нередко встречаешь мандариновые деревья с желтеющими на них плодами, что приводит в полный восторг и к осознанию того, что ты попал в совершенно иной мир.

Вообще, при въезде в Португалию сразу обращаешь внимание на то, что люди очень охотно и хорошо говорят по-английски, даже в маленьких городах. Особенно забавно это получается у африканцев, ввиду их неповторимого акцента и непрерывных шуток.

Наслышавшись про систему Via Verde, которая активно внедряется в Португалии, после пересечения границы мы зашли в туристический центр. Via Verde – система автоматической оплаты автомобильных дорог, которая списывает деньги со специальной карточки, установленной в трансмиттер. Трансмиттер нужно арендовать и установить под лобовое стекло автомобиля. К счастью, в южной части Португалии на сентябрь 2011 года эта система везде дублировалась обычной, ручной системой оплаты, поэтому арендовать трансмиттер необходимо было только для движения по дорогам в окрестностях Порту, которые не входили в наш маршрут. Однако на дороге A22, по которой мы въехали в Португалию, уже встречаются ворота Via Verde, не продублированные "ручными" воротами. Пока они не работают, но в ближайшие месяцы их включат.

Закат в Фару был прекрасен, но он напомнил нам о том, что впереди еще без малого 300 километров до Лиссабона, а день уже на исходе. Благо, Португалия находится в другом временном поясе, и у нас появился один лишний час.

Лиссабон

Ночью мы оставили машину на парковке отеля, но утром решили сэкономить и поехали искать бесплатную общественную парковку. Только время потеряли. Все парковки – только для местных, о чем гласили соответствующие таблички под знаками "P" и наклейки на лобовых стеклах припаркованных автомобилей.

Вернувшись ни с чем на платную парковку отеля, мы оставили машину и поехали в центр Лиссабона на метро. После Барселоны сразу замечаешь какой-то другой уровень обслуживания в подземке. Как только мы подошли к автомату, перед нами возник сотрудник метро и предложил помощь, подробно пояснил, удобряя свой рассказ шутками, как тут все работает. А работает все не совсем обычно: в первый, раз помимо проезда, нужно оплатить стоимость карточки, а дальше, вместо покупки новых билетов, нужно будет лишь "пополнять" эту карточку. Очень удобно и экологично, а для туристов – сувенир.


Итак, мы в центре Лиссабона. Особенность этого города – контрастность, не нарушающая гармонии и уюта. От станции Baixa-Chado спускаешься к морю по узким параллельно-перпендикулярным улицам к огромной площади Коммерции, которая чем-то напоминает Дворцовую площадь Петербурга, только здесь ты находишься на самом берегу моря, и площадь кажется бесконечной, сливаясь с поверхностью воды. Проходишь совсем немного по набережной, и оказываешься в самом старом районе Лиссабона, Альфама, с его кривыми переулками, по которым ездят маленькие старые трамвайчики с одной фарой. Прячешься от жары в длинных мрачных галереях Кафедрального собора.

За стаканчиком портвейна в летнем кафе наслаждаешься видом окружающих тебя обшарпанных домов. Поднимаешься вверх, к крепости Святого Георгия, у подножья которого играют и танцуют уличные музыканты. Потом – опять вниз, на площадь Фигейра. Там студенты устроили акцию протеста, одевшись в черные костюмы (бедняги, на такой-то жаре!), и разлеглись прямо на площади. Едва свернув с этой площади, попадаешь в жуткий трущобный квартал, где на тебя недовольно смотрят высовывающиеся из дверей местные жители, а ты и свернуть никуда не можешь, улица длинна как тоннель.


А когда спускается вечер, располагаешься в одном из ресторанчиков на уютной пешеходной улочке Rua das Portas, потягивая портвейн в ожидании жареной трески.

Портвейн

И еще пару слов об этом вине. По возрасту портвейн, как правило, делится на два вида: обычный и десятилетний (контрастно, по-португальски). В меню так и пишут: 10 anos (10 лет). Так вот, бокал обычного портвейна стоит примерно 3 евро, а десятилетнего – 4.50. Рекомендую именно второй вариант, т.к. это что-то необыкновенное. Я не любитель крепких вин, но португальский портвейн – великолепен.

Синтра

На следующий день поехали в Синтру. Хотелось успеть также и на расположенный неподалеку мыс Рока, но не получилось, т.к. в Синтре много интересного, и эти интересности находятся на приличном расстоянии друг от друга. Дело в том, что именно в Синтре в свое время богатые и преуспевающие португальцы строили себе загородные дворцы, а поскольку местность здесь горная, то замки и дворцы строились, по обыкновению, каждый на своем холме. Так вот, начали мы с традиционного замка мавров, который представляет собой длинную замкнутую стену, вьющуюся по вершине холма, с которой открывается прекрасный вид на окрестные замки и Атлантический океан.

Обойдя стену вокруг и изрядно взмокнув, мы обратили внимание на замок Пена, который был вторым в нашем списке на посещение, и поняли, что попотеть нам придется еще немало: замок Пена, залитый жарким португальским солнцем, красовался на соседнем, еще более высоком холме. Благо, дорога к нему шла через лес, и была гораздо лучше той каменистой тропинки, что вела к замку мавров. Так что вскоре мы оказались во дворце, который своей яркостью и пестротой сильно выделялся на фоне других замков. И не случайно, ведь построил его король, и не просто так, а для любовных утех!


Когда мы, слегка пошатываясь от усталости, спустились в город, был уже вечер. Однако, невзирая на наши голодные лица, официант первого попавшегося ресторана лишь развел руками и сказал, что до семи вечера кухня закрыта (в виду сиесты). На что мы, собрав оставшиеся силы, побрели к машине, решив поесть по дороге.

Мерида

Взяв курс на Мериду, мы добрались до испанской границы уже затемно. А поскольку вместе с новым часовым поясом ко времени прибавился еще один час, то в отеле мы оказались около полуночи.

Утром нас ждала Мерида – небольшой уютный городок, бывший во времена Римской империи крупным центром, о чем свидетельствуют многочисленные руины. Есть здесь и мавританский замок – крепость Алькасаба. С нее мы и начали. Внутри стены от крепостных построек остались лишь развалины, и поэтому небольшой садик с оливковыми и лимонными деревьями, наполненный ароматом цветущих роз, оказался здесь весьма кстати.

Окинув взором уходящий в даль самый длинный в мире римский мост, прекрасный вид на который открывается со стены Алькасабы, мы двинулись в центр города. Здесь понравились римские театр и амфитеатр – они хорошо сохранились и местами восстановлены, так что возникает некий эффект, будто действительно попал в прошлое. Вообще, римский характер Мериды располагает к неспешной пешей прогулке по городу, так что, безусловно, одного дня не хватает, чтобы вдоволь насладиться этим прекрасным городом.

Вечером мы прибыли на окраину Мадрида, а утром сели в метро и поехали гулять по испанской столице. Существенную часть прогулки провели в музее Прадо, а из видов на Мадрид понравился пейзаж, открывающийся с холма Parque de la Montaña.


Хвост быка

Побывав в Испании, нужно обязательно попробовать типичное блюдо – тушеный хвост быка (Rabo de Toro или, по-английски, Oxtail). В Мадриде его подают во многих ресторанах, поэтому на ужин мы заказали именно это блюдо. Взяли одно на двоих, т.к. этот деликатес весьма питателен, кроме того, что безумно вкусен.

Толедо

Наутро отправились в Толедо – небольшой городок, бывший когда-то крупным средневековым центром. Древняя часть города стоит на холме и обнесена стеной, являя собой уникальный островок старой средневековой Испании. Гуляя по узким извилистым улицам Толедо, мы умудрились несколько раз заблудиться, зато почувствовали настоящую атмосферу этого города, которая ощущается именно на отдаленных пустынных улочках, а вовсе не на центральных площадях, наполненных туристами.

Вечером мы поехали в Гранаду, и вскоре пересекли границу автономной области Андалусия. На этом участке дорога активно ремонтируется, и нам приходилось то и дело снижать скорость. Уже начало темнеть, когда мы достигли гор, и дорога превратилась в серпантин, где из-за постоянных ограничений и радаров приходилось снижать скорость, несмотря на протест местных водителей, мигавших фарами и сигналивших на спусках. Миновав горы, дорога стала шире, что позволило нам двигаться быстрее. В какой-то момент на дороге стали появляться знаки на арабском языке, и возникло ощущение, что мы ненароком заехали в Азию. Видимо, здесь сохранились арабские поселения со времен мавров. Интересно.

За подобными рассуждениями мы достигли Гранады. Была уже глубокая ночь, но, несмотря на поздний час, добродушный сотрудник гостиницы бесплатно напоил нас чаем и рассказал о достопримечательностях города, щедро снабжая свой рассказ неповторимой мимикой.

Последний день нашего автомобильного путешествия оказался самым насыщенным. Первым делом, мы отправились искать бывшую центральную резиденцию мавров, Альгамбру, представляющую собой крепость, окруженную огромным парком. Найти ее оказалось непросто, т.к. квартал, по которому мы взбирались на холм, оказался лабиринтом из узких пешеходных улочек, лестниц и крохотных домиков.


Непосредственно во дворец попасть не удалось, буквально перед нашим носом закончились билеты (было два часа дня). Насколько нам удалось узнать, заранее купить билет тоже нельзя, то есть, единственный шанс попасть во дворец – это прийти сюда рано утром. "Ну и ладно" – подумали мы. И без дворца здесь много интересного. Вдоволь нагулявшись по Альгамбре, мы отправились дальше.

Кордова

Когда мы приехали в Кордову, уже вечерело. Тем не менее, мы успели попасть Мескиту, главный католический собор города, в прошлом – одну крупнейших мечетей в мире. Больше всего меня поразил интерьер храма. Здесь ощущается что-то такое, чего нельзя объяснить. Величественная мавританская колоннада с мрачными подвесными светильниками сменяется пышным, ярким, почти воздушным убранством центральной, католической части. В одном здании мирно соседствуют ислам и христианство, создавая сильнейший контраст, но и дополняя друг друга. Это самое потрясающее место, которое мне удалось посетить в Испании.

Наше знакомство с Севильей оказалось довольно поверхностным. Ни Алькасар, ни Кафедральный собор посетить нам не удалось, т.к. в начале поездки мы прибыли в город вечером, а в последний день путешествия у нас было совсем немного времени, и простоять огромную очередь мы бы не успели. Тем не менее, столица Андалусии произвела на нас очень теплое впечатление. Это уютный и, в отличие от Мадрида и Барселоны, спокойный город, располагающий к неспешным прогулкам. А еще здесь изумительно вкусная паэлья!

Паэлья

Это блюдо мы ели в Испании чуть ли не каждый день, т.к. это наиболее вкусное и полезное и, кроме того, абсолютно типичное произведение испанского кулинарного искусства. Его готовят практически везде. Паэлья – это сковорода с тушеным рисом, овощами и морепродуктами, иногда с добавлением мяса. Подают ее в той самой сковороде, в которой она была приготовлена, и обычно одна паэлья рассчитана на двоих. Креветки и мидии здесь просто бесподобны, с замороженными продуктами из супермаркета не сравнить. И, конечно, с паэльей прекрасно сочетается красное сухое вино.

Итоги

Напоследок хотелось бы рассказать о некоторых особенностях путешествия по Испании и Португалии. Во-первых, рекомендую предварительно составить список мест, где хочется побывать, и узнать, как там с билетами. Во многие объекты сложно попасть из-за очередей, кроме того, днем большая часть музеев закрывается на сиесту.

Перед автомобильным путешествием по Португалии стоит узнать подробнее о местной системе оплаты дорог. Если в сентябре 2011 года трансмиттер Via Verde был необходим только в районе Порту, то в будущем территория охвата этой системы может существенно расшириться.

Дороги в Португалии не дешевые, у нас получилось чуть больше 5 евро на 100 км, в Испании (юг и центр страны) – менее 0,5 евро на 100 км. Правда, и качество дорог в Португалии немного получше.

Что касается парковки, то в центр Лиссабона и Мадрида мы не заезжали, а в других городах найти бесплатное парковочное место было вполне реально.

Так что путешествие на автомобиле по Испании и Португалии – это увлекательный и наиболее экономичный способ самостоятельного посещения интереснейших мест, коих здесь великое множество!

Всем удачных путешествий, друзья!

Наступило долгожданное лето и время путешествий снова открыло нам двери. Португалия и Испания на машине- то, что зрело ещё долгими морозными вечерами, а сейчас эта идея стала приобретать чёткие очертания и входить в жизнь. Машину решено было брать в Мадриде и по пути в Португалию осматривать достопримечательности, благо их в Испании великое множество.

Начало 2014 года для нашей семьи ознаменовалось получением заветных загранпаспортов. Всю процедуру от начала до конца я решил пройти сам, не прибегая к помощи турагенств. Время для сдачи документов было выбрано перед самым Новым годом, что было правильным решением. Ожидание в ФМС продлилось всего около часу и заявления, заполненные мною дома, были приняты, но не все (в таких вопросах всё гладко не бывает). Документы на сына пришлось сдавать ещё раз, уже после новогодних каникул, что вообщем тоже было достаточно быстрым -около двух часов ожидания. Итак, “дубликат бесценного груза” получен, цель путешествия ясна, начнём с поисков билетов на самолёт.
Для этого, как и всегда, на помощь приходит сайт скайсканер . Здесь наступает момент, когда тебе нужно решить- сколько дней будет путешествие, дату начала и финансовую часть предстоящего мероприятия.

Москва-Мадрид.

Прямые перелёты дороже, с пересадкой дешевле, но занимают практически весь день и достаточно тяжелы.
Есть одно преимущество рейсов с пересадкой, если пересадка длится достаточное время (как минимум шесть часов). В этом случае можно подробно ознакомиться с жизнью промежуточного аэропорта, а ещё лучше ознакомиться с городом, к которому прикреплён данный аэропорт. Ещё лучше, если стыковочный рейс происходит на следующий день вечером, тогда у вас в запасе оказывается целый день для бонусного ознакомления с городом. Так мы посмотрели Франкфурт (пересадка была около девяти часов) и Прагу (пересадка была на следующий день вечером). Шанс и в этот раз предоставился- целый день в швейцарском Цюрихе. Итак бъём двух зайцев: покупаем достаточно дешёвые билеты швейцарской авиакомпании SWISS и гуляем целый день при стыковке на обратный рейс в Москву.
10.06.- вылет Домодедово Москва- Женева -15-15 -17-00 Женева- Мадрид – 18-25 -20-25.
Очень хорошее расписание- с утра можно поспать и не торопясь через московское метро и автобус прибыть в аэропорт.
8.07- вылет Мадрид –Цюрих 19-40 – 21-55; ночёвка в Цюрихе; 9.07-Цюрих- Москва 21-00 – 10.07 2-20
Тоже очень хороший вариант, в запасе целый день в Мадриде и Цюрих, конечно.

Бронирование отелей.

Следующий этап подготовки путешествия- бронирование отелей. Здесь нам поможет другой наш замечательный друг, где я уже получил (хвалюсь) скидку 10%, как гениус путешественник, – букинг .
Здесь ориентируюсь на составленную заранее карту достопримечательностей по нашему автомобильному маршруту. Карту я составляю самостоятельно с помощью путеводителей, отзывов в инете, предпочтений моей семьи, себя тоже не забываю)) и списка всемирного наследия человечества ЮНЕСКО.

Новый этап подготовки путешествия тоже не мало важен- определение оптимального количества дней в данном месте по маршруту. Здесь я исхожу из достопримечательностей и времени, сколько нам понадобиться на осмотр. Вот, что у меня получилось-

По Испании и Португалии очень удобно, что практически все отели можно заказать без предварительной оплаты. Услуга называется бесплатное бронирование. Большой плюс, что если вдруг ты передумаешь или найдёшь другой более лучший вариант (таковой может в любой момент возникнуть), денег за бронирование с тебя не берут.
Бронирование отелей заранее очень важная составляющая подготовки путешествия, так как скорее всего цены на отели заранее всё же меньше и доступных хороших вариантов всё же больше, нежели перед самим путешествием. А ещё это важно при получении шенгенской визы- при сдаче документов обязательно нужно иметь на руках билет на самолёт (туда-обратно) и бронь отеля.
Следующий этап – получение визы. В глубине души теплилась надежда, что в этот раз испанцы нам дадут визы на три года (всё же третий год подряд едем отдыхать в Испанию), но увы. Годовые визы тоже ничего, забегая вперёд по ним мы съездим и в рождественскую Баварию и весеннюю Италию.

Португалия и Испания на машине.

Так как у нас всё-таки автомобильное путешествие, подхожу к заключительному этапу подготовительного процесса – заказ аренды авто. Здесь основную роль сыграл благополучный опыт аренды авто на Майорке в 2013 году, где оператор был Goldcar .

Перехожу к краткому обзору самого путешествия с ссылками:

Аэропорт Мадрид.

От терминала аэропорта до конторы аренды авто едем на автобусе (7 км. от аэропорта). Бесплатный автобус предоставляет контора. Оформляем документы, берём авто и едем до апартаментов это рядом в 500 м.
Отель находиться рядом с аэропортом, очень удобный и бюджетный вариант для одной ночи на нашу семью.
10.06.-11.06. –Holiday Inn Express Madrid Airport

Алькала-де-Энарес, Испания.

11.06. – После завтрака в отеле посмотрим Родину Сервантеса – .

Авила, Испания.

11.06-13.06 – Переезд в Авилу.

Сеговия, Испания.

Из Авилы однодневное путешествие в Сеговию, отчёт в статье:
12.06 – .

Саламанка, Испания.

Выезд в Саламанку.
Обзор достопримечательностей Саламанки в статье:
13.06-14.06
– .

Браганса, Португалия.

14.06 – С утра выезд в северную часть Португалии. По дороге 350 км. остановка и обед в цитаделе 12 века города Браганса, отчёт о остановке – .

Вила-Реал, Португалия.

14.06- 20.06 – остановка Вила-Реал.
Casa Agricola da Levada

Порту, Португалия.

Гимарайнш, Португалия.

Самого старого города Португалии – ;

Брага, Португалия.

Ламегу, Португалия.

полюбуемся винодельческими районами Порту;

Коимбра, Португалия.

20.06 – Переезд Порту- Коимбра.
20.06-22.06 – Остановка в районе Коимбры.

Встретим закат у Атлантического океана

Посетим старый португальский город, входящий в список ЮНЕСКО:
.

Сан Педро де Муэл, Португалия.

22.06- 24.06 – Остановка в прекрасном курортном городке .

Прогуляемся по курортному городку Сан Педро де Моэл

Алкобаса, Португалия.

Посмотрим загадочные монастыри Португалии- золотое кольцо страны:
;

Баталья, Португалия.

Томар, Португалия.

Фатима, Португалия.

Обидуш, Португалия.

24.06 – Переезд в Синтру, остановка в маленьком, приятном городке .

Синтра, Португалия.

24.06-26.06 – Осмотрим многочисленные достопримечательности .

По местным горным тропинкам добредём до .

Мыс Рока, Португалия.

А по пути в Лиссабон 26.06 отметимся на самой западной точке европейского континента- .

Лиссабон, Португалия.

26.06-30.06 – В превосходных апартаментах с сумасшедшим видом
Lisbon Inside Connect - Lapa Apartments

насладимся жизнью Лиссабона:

Элваш, Португалия.

Переезд в Элваш. 1.07-3.07 – -объект ЮНЕСКО.

Мерида, Испания.

Поворачиваем в сторону Мадрида. Следующая остановка уже испанская Мерида.
3.07-4.07 – .

  • Лиссабон и мыс Рока, то есть столицу Португалии и самый западный мыс Евразийского континента, с видом на Атлантический океан. Поэт Луис Камоэнс, известный нам, в основном, благодаря фильму «Покровские ворота», сказал о мысе Рока, что «это место, где земля кончается и начинается море».
  • Мадрид и Барселону, столицу Испании и столицу Каталонии соответственно - портовый город на Средиземном море, крупнейший промышленный и торговый центр, город Олимпиады 1992 года, воспетый Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье.

Что стоит сделать сверх обычной программы

  • Оставив машину на парковке, спуститься под землю и покататься на метро Лиссабона, где множество интересно устроенных и оформленных станций. Проездной на весь день стоит 10 с небольшим евро.
  • Пообедать в Меркадо-де-Рибейра, огромном рынке в центре Лиссабона, где можно найти блюда на любой вкус.
  • В Барселоне посмотреть не только Саграду Фамилию, но и побывать на старом железнодорожном вокзале Эстасьо де Франка. Хотя бы для того, чтобы оценить его красоту. И найти в нем что-то гаудианское.
  • 17 августа этого года барселонская улица-праздник Рамбла превратилась в место трагедии: террористы убили 17 человек и ранили 100. Постоять молча одну минуту на перекрестке с площадью Каталонии.
  • Подняться к снегам Сьерра-Невады, чтобы побывать на самом южном европейском горнолыжном курорте. Так в одной поездке можно совместить купание в море и катание на горных лыжах или сноуборде. И это - в Испании, а не в !
  • Автомобиль можно арендовать прямо в аэропорту даже без предварительного бронирования. Но лучше, конечно, проштудировать rentalcars.com и выбрать машину заранее. То есть определить ее класс. Выбирать марку-модель бессмысленно. Хитрецы-прокатчики выдадут то, что будет в наличии. И обязательно попытаются пересадить вас на машину подороже.

Про что стоит знать

При поездке за границу стоит запастись международным водительским удостоверением, которое теперь можно сделать через МФЦ. Но на самом деле прокатчики требуют его крайне редко. А дорожная полиция остановит вас в экстраординарном случае - если будете ездить задом по автостраде, вилять на дороге или нестись сломя голову.

Перед поездкой необходимо хотя бы в общих чертах изучить правила дорожного движения той страны, куда вы направляетесь. Знаете ли вы, например, что в Испании за езду с голым торсом, в шлепках или за то, что водитель пьет за рулем воду? Кстати, не торопитесь радоваться, сдав машину в прокатную контору - штраф может догнать вас и дома, по почте. А платить его обязательно - если хотите вновь приехать в страну и сесть за руль.

Чтобы не «попасть» при аренде машины на дополнительные расходы, внимательнейшим образом изучайте договор до его подписания. Обратите внимание, в нем могут быть дублирующие друг друга страховки. Но полное покрытие в любом случае стоит оставить. Чтобы не платить за навигатор, который может стоить как сама машина и без которого в чужой стране сейчас просто не обойтись, закачайте дома на смартфон или планшет местные карты. Детское кресло, которое в прокате тоже стоит очень дорого, лучше взять из дома. А может, купить на месте. Перефразируя Суворова, хитрость города берет. А также машины напрокат.


  • Важно изучить не только правила движения, но и парковки в тех странах, куда вы направляетесь. Если говорить кратко, парковочные места, отмеченные синей разметкой - платные. Где-то рядом есть паркомат. Запаситесь монетками. Банкноты и кредитные карты аппарат может не принимать. Зеленая или оранжевая разметка дает преимущество резидентам. Приезжим также придется платить за стоянку. Бесплатная парковка отмечается белой разметкой. Старайтесь искать именно такие места. Но в центре Барселоны, например, их нет вообще.
  • Быстрее ездить по платным дорогам (в Испании - A, AP,R или просто autopista) - прямым и со скоростным лимитом 100–120 км/ч. На пунктах оплаты занимайте полосы, отмеченные значком с монетами, банкнотами или банковскими картами, если у вас нет транспондера. Но платным дорогам всегда есть бесплатные альтернативы - дороги N (autovia). Естественно, едешь по ним гораздо медленнее, потому что там множество перекрестков, светофоров и они не прямые, а извилистые. Но тем интереснее становится путешествие!
  • Несмотря на то, что в вашем распоряжении автомобиль, приготовьтесь много ходить, в том числе по лестницам. Достопримечательности обычно сконцентрированы в исторических центрах городов, где если и есть парковочные места, то, как правило, платные, да и те заняты местными. Используйте общественный транспорт. И в Португалии, и в Испании он развит очень хорошо. Кстати, на знаменитые лиссабонские трамвайчики лучше смотреть со стороны: они переполнены туристами с утра и до позднего вечера. А хотите познакомиться со старыми трамваями поближе - отправляйтесь в Порту, 300 км от Лиссабона, где расположен музей трамваев.
  • Если автомобиль исчез с места стоянки - скорее всего, его эвакуировали. В таком случае придется обращаться в муниципальную полицию. Если только собрались эвакуировать - возможно, удастся договориться об оплате штрафа на месте или вовсе отделаться предупреждением. Впрочем, лучше не рисковать и внимательно смотреть на все знаки и читать информационные таблички. Если не владеете языками, стоит использовать онлайн-переводчик. Помните, что штрафы большие и платить их неудобно.
  • Несмотря на географическую близость, эти страны разные и разнообразные. Даже в одной Испании 17 регионов, жители которых делают вид, что не понимают ни языка соседей, ни принципов их жизни. Северяне ругают ленивых южан, жители запада не сходятся с живущими на востоке. Обычная история.
  • Границы между странами Евросоюза практически незаметны, и можно завтракать в Португалии, а ужинать в Испании, или наоборот.
  • Протяженность побережья Потругалии - 1793 км. И эта страна раз в пять меньше соседней Испании. Если в вашем распоряжении всего несколько дней, не старайтесь объять необъятное и побывать во всех местах, что указаны в путеводителях. Все время торопясь, вы не получите удовольствия и тем более не сможете отдохнуть. Планируйте не больше трех объектов для посещения на каждый день, а остальное время посвятите прогулкам в свободном режиме. Будет что посмотреть в другой раз, когда вернетесь.

Один из лучших магазинов португальских вин - Garrafeira Nacional в Лиссабоне. Он расположен на той же улице, что и лифт Санта Жушта, но чуть выше, в доме 18.

Если исключить «пылесборники», из Испании я бы посоветовал везти вино, оливковое масло и, конечно, хамон - вяленую свиную ногу. Причем хамон лучше купить самый простой (незрелый) и недорогой, в обычном супермаркете (например, Меркадоне), попросив продавца отпилить копыто, чтобы проще было положить деликатес в чемодан. Там же, в магазине, хамон упакуют в несколько слоев для перевозки в самолете.

Но если вы ценитель прекрасного и любите музыку или хотите сделать незабываемый дорогой подарок музыканту - купите гитару фламенко, изготовленную одним из местных мастеров.

Где и что есть

  • О, на эту тему можно написать поэму. Однако я скажу короче. Готовясь к путешествию в эти страны, настройтесь на местную кухню, с обилием фруктов, овощей, морепродуктов и мясных блюд. Выбирайте те заведения, где сидят в основном местные. Такие, как правило, расположены в стороне от туристических маршрутов. Не смущайтесь, если вам подадут меню без картинок - можно попросить официанта показать блюдо «вживую». В любом случае то, что вам подадут, окажется и съедобным, и вкусным. Не брезгуйте испанскими закусками - тапас. Ими уже можно прилично наесться. Но, конечно, стоит все-таки попробовать и суп гаспаччо, и паэлью, и вездесущую пиццу.

Кстати, возможно, иногда придется прибегнуть и к фастфуду - чтобы сократить ожидание в ресторанах и расходы. А детей угощать мороженым. Оно очень вкусное, особенно в Лиссабоне. Там же стоит полакомиться и знаменитыми португальскими пирожными-корзиночками «паштел».

Где жить

Как и в случае с едой, каждый выбирает по собственному вкусу и кошельку. Если приезжаете на день-два, лучше селиться в отеле, если на пару недель, а то и месяцев, стоит рассмотреть апартаменты, которые можно найти на booking.com или (лучше) на airbnb.ru. Но в таком случае вам придется планировать свои маршруты так, чтобы каждый день или хотя бы через день возвращаться к месту жительства.

Маршрут для поездки по Андалусии: Малага - Гранада - Хаэн - Кордоба - Севилья

  • Протяженность: 750 км
  • Время в пути: сутки
  • Осмотрено точек: 20
  • Потрачено (на двоих): 347 евро
  • Бензин: 55 евро
  • Отель: 72 евро
  • Обеды-ужины: 150 евро
  • Музеи и прочие достопримечательности: 20 евро
  • Сувениры: 50 евро

Давно собирался прокатиться на автобусах по юго-западной части Испании. Все мои предыдущие поездки в Испанию проходили вокруг и Валенсии. Захотелось чего-то нового. Поэтому весной я спланировал маршрут из Мадрида в Севилью через Кордову. Во время пути возникла спонтанная идея добавить и Португалию: только в Севилье я решил, что почему бы не поехать на море в Альбуфейру, а раз уж оказался в Альбуфейре, то надо заехать в Лиссабон… Ну и как это обычно бывает: шаг за шагом, город за городом. В итоге получилось небольшое путешествие по Испании и Португалии, сложился такой маршрут: – Кордова – Севилья – Альбуфейра – Лиссабон – Коимбра – Саламанка – Мадрид.

План автобусного маршрута

На карте: автобусный маршрут по Испании и Португалии

Маршрут был составлен так, чтобы в каждом городе побыть 2-3 дня, но при этом, чтоб и автобусные переезды были бы не утомительными, то есть – проводить в дороге не более 5 часов. Я прокатился на автобусах по Испании и по югу Португалии, побывав последовательно в 7-ми городах. Получилась отличная поездка и разнообразная: отдых на море, прогулки по старинным улицам, романтичный Лиссабон, красивые парки, великолепные виды. Рекомендую всем самостоятельным путешественникам:)
Единственное, чтобы такой маршрут получился дешевле, отели и билеты лучше покупать заранее, а не за день до выезда.

Рассказываю подробней, как все получилось.

Два дня в Мадриде

Я выделил пару дней для отдыха и прогулок по городу. Прилетел в Мадрид вечером. Хорошо, что заранее прочитал , – из терминала Т1 доехал на автобусе-экспрессе – 30 минут прямо до ж/д вокзала Аточа. Порадовался тому, что выбрал жилье рядом с метро, – не хотелось вечером блуждать в незнакомом районе.

К моему удивлению, не нашел рейсов из Мадрида в Кордову популярной в Испании автобусной компании Alsa. Поэтому купил билеты на автобус компании Socibus прямо на автовокзале. На сайте Socibus почему-то не удалось. Стоимость билета 18 евро.


На фото: туристы покупают билеты на автобус Socibus на автовокзале Мадрида

В день выезда добрался до автовокзала на метро – сначала по голубой линии до станции Pacifico, потом по серой линии до станции Mendez Alvaro. Автобус стартовал по расписанию. Мы ехали до Кордовы около 5-ти часов с одной 15-ти минутной остановкой. Как оказалась Socibus вполне неплохая компания. Правда в салоне автобуса не было встроенных телевизоров как в Алсе.


На фото: автобус Socibus, следующий по маршруту Мадрид – Кордова

Два дня в Кордове

В Кордову приехали около 16-00. Автовокзал на карте находится . Прямо напротив него, через дорогу – ж/д вокзал. Удобно!

Еще перед поездкой я забронировал номер в отеле Serrano . Отель выбрал из-за удобного расположения – от вокзала не больше 10 минут. Для тех, кто проезжает Кордову на автобусах и поездах – это оптимальный вариант. Заселили очень быстро, правда комнату дали с окном на внутренний дворик. Впрочем на пару дней это не беда, учитывая цену.


На фото: прогулка по исторической части Кордовы, Испания

Кордова оказался очень интересным городком, нарядные белые улочки, много цветов, прекрасные магазинчики и сувенирные лавки.


На фото: Кордова славится своими цветочными уличными декорациями

Интересно просто ходить по улицам и фотографировать.


В середине дня многие заведения были закрыты, однако я побродил по старой части города, и вышел к реке и римскому мосту.


На фото: Римский мост в Кордове

Как выяснил позже, на этот мост лучше всего идти вечером, когда он эффектно подсвечен. Жаль фотки не получились.


На фото: кондитерская, где продают туррон в Кордове

Будете в Кордове, обязательно попробуйте местный туррон – это такие плитки из нуги и жареных орехов. Рецепты разные, но все турроны очень вкусные. Набрал несколько с собой в дорогу.

Автобусных билетов с нормальными ценами и временем выезда из Кордобы я не нашел. Наверное дело в том, что стал искать билеты накануне отъезда. Поэтому в Севилью я поехал не на автобусе, а на поезде Renfe. Билеты купил прямо на ж/д вокзале в билетном автомате за 13.55 евро. Поезд Кордова – Севилья идет 1 час 20 мин.

Севилья – родина фламенко и корриды

Перегон Кордова – Севилья был сделан на поезде. Так что в Севилью я прибыл на ж/д вокзал Санта-Хуста. На карте этот вокзал .

От ж/д вокзала на автобусе 21 доехал до конечной остановки – вокзала Plaza de Armas. От него до отеля прогулялся пешком, разбираясь по навигатору в лабиринтах старой Савильи. Еще раз порадовался тому, что путешествую с небольшим багажом.


На фото: ресепшен отеля Zaida в Севилье, Испания

Альбуфейра – курорт в Португалии на берегу океана


На фото: автовокзал Sete Rios в Лиссабоне

В Лиссабоне, как оказалось, найти хороший и недорогой отель или хостел очень непросто. Но мне повезло, – знакомые, которые уже побывали в Лиссабоне, посоветовали остановиться в Lisbonera Guest House. Хозяин хостела – Рикардо подробно рассказал о разных барах в округе и выдал карту с почти готовым однодневным маршрутом по Лиссабону:)


На фото: комната в хостеле Lisbonera, в Лиссабоне

По расположению – это конечно не центр Лиссабона, но так даже лучше. Спокойный район, рядом метро, отличный парк и супермаркеты. Все мои походы по Лиссабону начинались с парка Эдуарда, а заканчивались станцией метро “Pargue”.


На фото: вид на Лиссабон из парка Эдуарда VII

Лиссабон оказался совершенно безграничным и многоуровневым городом, несмотря на то, что каждый день я нагуливал по нему от 10 до 16 километров.


На фото: вид на Крепость Святого Георгия, Лиссабон

Теперь я знаю, что 4 дня в Лиссабоне – это катастрофически мало. В Лиссабоне хорошо бы пожить месяц (только не летом), причем не в отеле, а в хороших апартаментах. Побывать в разных барах и кофейнях. В общем, Лиссабон у меня уже запланирован на будущий сезон.


На фото: площадь Фигейра в Лиссабоне

Коимбра – небольшой, но очень уютный студенческий городок к северу от Лиссабона. Странно, что до этой поездки я никогда раньше даже и не слышал об этом городе. Городок красивый, с рекой и хорошими парками.


На фото: вид на реку в Коимбре

От вокзала до отеля дошел пешком, – 15 минут по прямой. Остановился в небольшом и приятном отеле “Vitoria” . Он находится совсем рядом с ж/д вокзалом Coimbra A, и совсем рядом с историческим кварталом Коимбры.


На фото: Отель “Vitoria” в Коимбре

В отеле все понравилось, правда мне хотелось получить номер с видом на набережную, как на картинке, но не удалось. А в целом, – чистый и уютный отельчик. В следующий раз, если буду в Коимбре, остановлюсь тут же.

В Коимбре четко выражены две части – старая и новая. Туристы видят только историческую часть города с университетом и ботаническим садом, а новые квартала туристы не замечают потому что те находятся за горой.


На фото: самое растиражированное туристами место площадь Largo da Portagem в Коимбре

Здесь расположен самый старинный и самый крупный в Португалии университет.


На фото: выпускники университета в Коимбре

Квартала, примыкающие к университету, выглядят как декорации к фильму про Гарри Поттера и Хогвартс:)


На фото: студенты в португальской Коимбре

Студенческие братства – важнейший компонент жизни города, – в любое время суток в Коимбре бегают ватаги студентов-новичков, выполняющих какие-то странные ритуалы посвящения:) Смотреть на все это забавно.

Заканчивается мое путешествие по Португалии, далее – Испания.


На фото: автобус ALSA из Коимбры в Саламанку

Через два дня я уехал из Коимбры в испанскую Саламанку на . Цена билета 35 евро. Время в пути составило около 4 часов с одной 25-минутной остановкой.

Саламанка, 2 дня

Автовокзал в Саламанке находится .
Чтобы сэкономить время, в Саламанке я выбрал отель недалеко от автовокзала – “Hostal Barcelona” – вполне практичное жилье за свою цену. Все комнаты расположены на втором этаже. Несмотря на оживленность этого места я отлично высыпался каждую ночь. Основные плюсы отеля – низкая цена и отличное расположение.


На фото: ежедневная тусовка на Plaza Mayor в Саламанке

Прогулку по Саламанке начал с площади Плаза Майор. Это – центр Саламанки, тут всегда что-то происходит, – то туристы активны, то студенты. Кстати, на этой площади снимали фильм “Точка обстрела” с Дэннисом Куэйдом:)


На фото: Кафедральный Собор в Саламанке

Кафедральный Собор в Саламанке – главная достопримечательность и пожалуй, самое крупное католическое сооружение во всей Испании. Однако большинство туристов восторгаются не размерами здания, а каменной фигуркой астронавта, которую реставраторы вплели в общий барельеф на входе в собор. Будете в Саламанке – отыщите:)

Весной здесь красиво, все цветет.


Саламанка весной. Испания

Стены университета украшены узорами. Любопытно было разглядывать фигурки и детали узора, т.к. все разное, не повторяется.


На фото: барельефы на стене университета в Саламанке

На этой стене университета есть другая задача для туристов – найти каменную лягушку, сидящую на черепе. Говорят, помогает студентам сдавать экзамены.


На фото: в районе Университета Саламанки

В городе много небольших парков с красивыми видами. Если будете в Саламанке в апреле или мае, то обязательно найдите местечко El Huerto de Calixto y Melibea – это парк с множеством цветов и панорамным видом на город:


Саламанка в Испании: El Huerto de Calixto y Melibea – парк со смотровой площадкой

Вечером советую побродить в районе Calle Latina – найдете несколько отличных и недорогих студенческих баров.


На фото: Римский мост через реку Тормес в Саламанке

Также в Саламанке нужно обязательно прогуляться по старому Римскому мосту, посмотреть на уток, себя показать:)

Два дня в Саламанке пролетели незаметно. И вот – заключительный перегон Саламанка – Мадрид на автобусе AVANZA, билеты купил в кассе на автовокзале за 14.30 евро.

Автобус прибыл в Мадрид на уже знакомый автовокзал Estacion Sur. Таким образом мой автобусный маршрут по Испании и Португалии оказался аккуратно закольцован. За 16 дней побывал в 7 городах. Вот такой вот самостоятельный автобусный тур!

Итоги и выводы по автобусному маршруту по Европе


На фото: автобус въезжает в Лиссабон

Общий бюджет на транспорт составил около 140 евро. Дороговато, но ведь большая часть билетов покупалась прямо перед поездкой. Если б я купил билеты заранее, эту сумму можно было бы уменьшить вдвое.

Вот какие выводы я сделал из своего путешествия по Испании и Португалии на автобусе :

  • В каждом регионе оптимальны разные автобусные компании. Чтобы четко подобрать сегменты автобусного маршрута имейте под рукой для разных стран Европы.
  • Нужно заранее выяснять месторасположение автовокзала прибытия и, если автовокзал находится в городе, то недалеко находить отель, чтобы больше времени оставалось на осмотр города.
  • Всегда нужен смартфон с навигатором.
  • Полезно зарегистрироваться в программе ALSA+ на сайте alsa.es – за каждую поездку будут начисляться бонусы, которыми потом можно рассчитываться за билеты.
  • В небольших городах Португалии билеты на автобус можно покупать в кассах автовокзалов, а расписание смотреть на сайтах.
  • Всегда полезно иметь при себе наличку, мелкие деньги до 10 евро, на городской автобус.
  • (Рейтинг: 4.82/5. Всего голосов: 11 )