Цель составить режим дня многодетной туристического похода. Темп, ритм и интенсивность движения в походе. Завтрак в походе

На маршруте пешего похода очень важно соблюдать правильный режим питания. Лучше всего сохранить тот режим, к которому мы привыкли дома, и питаться три раза в день в определенные часы. Нерегулярное питание ухудшает самочувствие, сон, снижает работоспособность и требует дополнительных затрат энергии на переваривание пищи.

Главное - не питаться всухомятку. Хорошо, если график спортивного похода позволяет организовать трехразовый горячий режим питания. Что касается походов со школьниками, тут сухой перекус возможен только как исключение. Утром и вечером нужно готовить при любых обстоятельствах. В однодневном походе горячую пищу вместе с бутербродами можно прихватить из дома в термосе, желательно металлическом, небьющемся. В походах с ночлегом горячую пищу готовят на биваке.

Как правило, туристы готовят два блюда: густой суп (кондер) или кашу и какой-нибудь горячий напиток, чаще всего чай. Три блюда можно готовить на дневках или в несложных походах, где много свободного времени. В спортивном походе, когда надо выдерживать довольно напряженный график, мысли о третьих блюдах пропадают сами собой, а горячий обед обычно заменяется . Но и при самом жестком графике всухомятку лучше не есть.

Ведь напитки, в том числе и горячие, можно приготовить за завтраком и налить в термосы или фляги. Можно приготовить напиток из экстрактов или варенья и на перекусе, конечно, если найдется источник воды. Зимой без термосов не обойтись, иначе придется пить только утром и вечером. Выйдя после плотного завтрака с бивака, мы уже через 2-3 часа захотим есть. Поэтому, чтобы голод не поглощал все наше внимание и не нарушал режим питания, перед уходом из лагеря желательно раздать карманное питание - конфеты, сухофрукты, печенье и тому подобное.

По традиции, сложившейся в русском туризме с конца XIX века, пищу готовят на группу (артель) дежурные. Индивидуальное питание по принципу «у каждого свой примус и личный сухарь» принятое в Европе, противоречит отечественному менталитету, ухудшает психологический климат. Однако, в сложных походах и альпинистских восхождениях, где возможен раздельный бивак, приходится менять и режим питания, разделив продукты.

Примерный распорядок походного дня в пешем походе.

Обычный походный день выглядит так. За час до общего подъема встают и начинают готовить завтрак дежурные, обычно двое. Если предстоит ранний выход, готовят быстро разваривающиеся концентраты, манную кашу или кашу из овсяных хлопьев, картофельные хлопья. Если в группе есть автоклав (скороварка), можно приготовить завтрак с вечера и завернуть его в спальный мешок или теплую куртку, а утром разогреть. Некоторые туристы, чтобы пораньше выйти с бивака, обходятся утром перекусом. Это может быть оправдано только необходимостью пройти опасный участок до восхода солнца или невозможностью приготовить завтрак, например, из-за поднявшегося ночью сильного ветра или дождя, заливающего .

Общий подъем не надо привязывать к готовности пищи или закипанию воды. У некоторых дежурных процесс приготовления завтрака может затянуться на неопределенное время. Дежурные встают раньше не для того, чтобы подать товарищам кофе в постель, а чтобы выиграть время для личных сборов. Поэтому подъем объявляется либо в определенный час, либо тогда, когда погода позволит начать сборы. Если общий подъем мешает работе дежурных, а приготовление завтрака затягивается, надо позвать на помощь более опытного туриста или руководителя.

После подъема все участники похода не ждут завтрак, а начинают собирать вещи; дежурные не стоят у костра, и тоже собираются, сменяя друг друга. Когда завтрак готов, сборы временно прекращаются. После завтрака проводится медконтроль, раздается карманное питание и снимается лагерь. Во время сборов завхоз должен объявить, какие продукты надо положить сверху для перекуса, и напомнить о флягах и термосах. Нормальным считается выход через 2-3 часа после подъема дежурных.

Через 3-5 переходов по 30-50 минут, все останавливаются на большой привал, обед или перекус. Большой привал занимает от 20 минут на морозе зимой до 1,5 часов летом. В южных районах иногда приходится пережидать жару, тут большой привал может затянуться на 3-4 часа. За это время вполне можно приготовить полный обед. В горах, на сложных перевалах, группе не всегда удается собраться вместе на перекус. В этом случае продукты для него выдают с утра на каждую связку. Очень важно начать перекус вовремя, когда уже хочется есть, но голод еще не действует на нервы и не начался упадок сил.

Случается, что, стремясь пройти некий важный участок, например, последний подъем до перевала, перекус откладывают с часа на час, и он уже не помогает восстановить силы для послеобеденного перехода. В этом случае либо план второй половины дня срывается, либо переход настолько утомляет туристов, что это сказывается и на следующий день. После перекуса до остановки на биваке предстоит преодолеть еще 3-4 перехода. Если вечерних переходов окажется больше, полезно разделить перекус на две части или оставшиеся после него продукты взять с собой как карманное питание.

Примерный распорядок походного дня в пешем походе со школьниками.

В походе со школьниками количество переходов снижается до 3-4 до обеда и, как правило, не более 2-3 после обеда. Если возраст участников меньше 13 лет, во второй половине дня лучше ограничиться 1-2 переходами. Походный день заканчивается постановкой лагеря, ужином и вторым медицинским контролем.

Все, что нужно для приготовления завтрака, собирается вечером и укладывается дежурными так, чтобы утром не тревожить товарищей поисками, не греметь ведрами, не стучать топорами и не сорвать режим питания. Во избежание путаницы и суеты удобно начинать дежурство с ужина и заканчивать его после перекуса, тогда дежурные будут полноправными хозяевами бивака, а передача дежурства будет упрощена до предела.

По материалам книги «Питание в туристическом походе».
Алексеев А.А.

К снаряжению относятся предметы, которые туристы берут с собой, чтобы создать условия максимальной безопасности при прохождении маршрута, определенного комфорта в походе и возможности успешно выполнить стоящие перед ними задачи.

Снаряжение должно быть легким и прочным, допускающим возможность его эксплуатации в условиях холода, жары, большой влажности и т. д.

Снаряжение подразделяется на личное и групповое. Личное используется участником похода и служит для его личных нужд. Групповое снаряжение служит для нужд группы в целом.

Групповое снаряжение

Личное снаряжение

Головные уборы от солнца и холода

Ведра туристские

Матерчатая маска от мороза (для зимы)

Солнцезащитные очки

Шарф на зимний поход

Кипятильники

Штормовая куртка или штормовой костюм

Полиэтиленовая накидка

Брюки из плотного материала

Тренировочный костюм

Плоскогубцы

Теплое белье (на зимний поход)

Отвертка

Носки простые и шерстяные

Кеды и туристские ботинки

Лыжные ботинки

Транспортир

Спальный мешок

Пенопластовый коврик

Курвиметр

Медицинская аптечка

Фотокиноаппараты

Кинофотопленка

Экспонометр

Основная и вспомогательная веревки

Карабины

Альпенштоки

Карандаши

Открытки

Настольные игры

Конверты

Гитара и другие музыкальные инструменты

Дневник наблюдений (похода)

Полотенце

Коробки и папки для коллекций

Зубная паста

Магнитофон

Полотенце для ног

Транзисторный приемник

Велосипед

Байдарки

Паспорт или удостоверение учащегося

Личные деньги

Мотоциклы

Маршрутный лист или маршрутная книжка

Разрешение на проход в заповедные места

Проездные документы

Карандаши и другое

Наиболее удобны для пользования в походе палатки вместимостью до четырех человек; альпинистский рюкзак конструкции Абалакова, экспедиционный рюкзак конструкции Ярова и другие каркасные рюкзаки. Предпочтение надо отдать рюкзакам, изготовленным из крепкой плотной ткани, имеющим вшивное дно прямоугольной или овальной формы, широкие заплечные ремни, широкие карманы и широкий клапан-крышку. Из спальных мешков особенно удобны мешки с застежкой-молнией, раскладывающиеся, как одеяло. В холодное время года такие мешки можно состыковать молниями и сделать «коллективными» на 2-3 человека, что создает возможность лучшего взаимного обогрева участников похода. Наилучший вариант групповой посуды - комплект из 3-4 ведер с овальным (бомбовидным) дном, вставляемых одно в другое. К кухонным костровым принадлежностям относятся также разливальные ложки (половники), мешалки с длинной ручкой, столовая клеенка, брезентовые рукавицы, крючки, рогульки.

Туристские ботинки – наиболее удобная в походе обувь. Они должны быть на размер больше и свободно надеваться на два носка: простой и шерстяной.

Очень важно уметь правильно укладывать вещи в рюкзак: уложить к спине мягкие вещи (спальный мешок, куртку, свитер) так, чтобы они образовали внизу мягкий валик; далее положить вниз к спине тяжелые вещи. Поверх тяжелых вещей уложить все остальное так, чтобы рюкзак вытягивался вверх, а не приобрел форму шара. На самый верх положить вещи, которые могут понадобиться в дороге или на ближайшем привале. Ответственный за снаряжение в походе распределяет все хозяйственные принадлежности и следит за их сохранностью.

Руки у туриста должны быть свободными, в них могут быть только альпеншток, обычная палка, ледоруб.

2.2. Режим дня туристского похода

Правильный выбор режима движения, рациональное распределение своих сил, овладение способами передвижения по различной местности и приемами преодоления препятствий – все это дает возможность успешно и безопасно пройти намеченный маршрут.

Режим дня должен обеспечивать определенную ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха, необходимого для восстановления сил. Для подростков старшего возраста и юношей переход продолжается не более 40-45 минут, а при повышенной сложности участков пути – еще меньше. Малые привалы обычно длятся 10-15 минут, а на сложных и трудных участках достигают 20-25 минут. Режим движения зависит от рельефа местности, сезона, погодных и других условий. В первую половину дня рекомендуется преодолевать не более 60% суточного перехода. Разделив дневной переход на равномерные отрезки, турист успевает до обеда пройти четыре-шесть участков маршрута, а после обеда и отдыха – еще два-три. Продолжительность обеда, послеобеденный отдых, экскурсионно-краеведческая работа в послеобеденный период могут занять не менее 3-5 часов.

Примерный распорядок «ходового» дня.

Подъем, зарядка, утренний туалет (умывание с обтиранием холодной водой или купание), работы по свертыванию лагеря.

Завтрак, завершение работ по свертыванию лагеря, уборка территории.

Переходы, малые привалы, экскурсии и краеведческая работа группы.

Большой обеденный привал (обед, отдых, краеведческая работа, игры).

Переходы, малые привалы, экскурсии, краеведческая работа.

19:00 – 20:30

Остановка на ночлег, обустройство лагеря, ужин.

Свободное время – записи в личный дневник, беседы с товарищами; культурные мероприятия – вечера песни, рассказа, игры и т. д.

Вечерняя линейка по подведению итогов дня.

22:30 – 23:00

Вечерний туалет, подготовка ко сну.

Если стоит жаркая погода, следует выходить на маршрут в 6-7 часов утра, а значит, раньше подниматься после сна. В 10-11 часов заканчиваются переходы первой половины дня. Переходы второй половины дня рекомендуется начинать после того, как спадет жара, обычно не раньше 18 часов. Ранние подъемы и выходы на маршрут выгодны и в горах, где в утренние часы вода в реках еще не поднялась, камнепады случаются реже и безопаснее проходить в лавинообразных местах.

Группа должна всегда идти равномерно и в «темпе слабейшего» (поэтому группа подбирается по равным силам и готовится к серьезному походу, поднимая уровень слабых до средних и более сильных). Равномерность движения помогает сохранять силы, работоспособность туристов. Для поддержания равномерности движения надо следить за постоянством количества шагов в одинаковые отрезки времени. Причем на пересеченной местности шаг туриста удлиняется на легких спусках и укорачивается на трудных участках и подъемах. Уходя с привала, туристы медленно набирают оптимальную скорость движения и сбавляют ее, подходя к очередному привалу.

Для движения туристская группа располагается в колонну по одному. Первым идет направляющий (штурман), который хорошо знает данный участок маршрута и выбирает лучший способ его прохождения, следит за темпом движения, временем переходов и привалов. В конце туристской колонны идет обычно ремонтный мастер или механик (если поход лыжный, байдарочный, велосипедный и др.). Замыкающий должен следить за тем, чтобы в колонне не было значительных разрывов между туристами, чтобы никто не отставал. В случае необходимости остановиться или снизить темп движения, он дает сигнал ведущему.

При движении по маршруту не допускается (особенно в группах учащихся) разрыв в колонне до потери голосовой или визуальной связи участников между собой. Руководитель похода обеспечивает управление группой и безопасность прохождения маршрута. Опасные участки он проходит всегда первым (на остальных участках его место в колонне не регламентируется).

В пешем походе способ прохождения участков маршрута определяется рельефом местности, состоянием почвы, растительностью, наличием троп и дорог. Луга, незасеянные поля, перелески и леса без густого подлеска проходятся насквозь по азимуту. Леса с густым подлеском, пересеченный рельеф, заросли кустарника лучше проходить по тропам, даже если при этом значительно увеличивается длина дневного перехода.

При подъемах нога ставится на всю ступню, а не на носок. Чем круче подъем, тем медленнее должны подниматься туристы. Для большего сцепления с почвой и удобства ходьбы ступня на таких подъемах разворачивается наружу. При долгом, «затяжном» подъеме рекомендуется подниматься «серпантином», поворачиваясь попеременно то правым, то левым боком к склону.

Во время прохождения лесных зарослей, густого кустарника дистанция в колонне резко сокращается, причем каждый последующий участник повторяет движение предыдущего: придерживает и отводит ветви и т. д. Заболоченные, но проходимые участки преодолеваются по кочкам; реки и другие водные преграды – по мостам и кладям. Если кладь неустойчива, ее закрепляют и переходят по ней с помощью шеста, а также натягивают веревочные перила или используют в качестве перил длинную жердь. При необходимости наводится переправа из бревен, что требует особых умений. Реки со спокойным течением можно переходить вброд при обязательной страховке друг друга.

2.3. Привалы и ночлеги в туристском походе

Туристский привал (бивуак) – это стоянка участников похода, место отдых, питания, сна, обработки собранных материалов экскурсий, краеведческой работы, подготовки к дальнейшему пути. В зависимости от продолжительности привалы подразделяются на малые, большие (обеденные или экскурсионные, краеведческие), ночлег и дневку.

Особое условие для организации привала – выбор безопасного для участников похода места. Для большого привала, ночлега и дневок оно должно отвечать еще и другим требованиям: наличие питьевой воды и топлива в достаточном для приготовления пищи количестве, площадки для разбивки лагеря и разведения костра. На малом привале, место и время которого определяет штурман группы, уставшие могут посидеть или даже полежать, сделать небольшую разминку. В зимних условиях отдыхают на очищенных от снега поваленных деревьях, пнях или рюкзаках, поставленных сзади на лыжи.

Дипломная работа >> Физкультура и спорт

2.3 Подготовка и организация рекреационного похода выходного дня К организации и проведению рекреационных походов в общем случае не... обработке после похода . Существуют противопоказания к участию в туристических путешествиях. Если походы выходного дня не...

Важнейшим элементом организации похода является разработка его плана. Собственно говоря, планирование необходимо в любом виде деятельности, если мы хотим достигнуть нужного результата. Не исключение и туристская деятельность в целом, и организация похода в частности. Грамотно составленный план похода - залог эффективного достижения походных целей и решения поставленных задач. Следовательно, мы можем говорить о том, что составление плана похода является важным элементом походной тактики, реализуемым в подготовительный период. Понятие плана похода мы рассмотрим на примере рекреационно-оздоровительного похода (его сущность принципиально не отличается и в случае иных по целям походов).

Что же представляет собою план похода? Фактически этот документ призван ответить на следующие вопросы: что, как и когда надо сделать, чтобы выполнить поставленные перед походом цели и задачи? В рекреационном походе следует решить задачи по эффективному оздоровлению, отдыху его участников и познавательные (образовательные) задачи. Следовательно, план похода должен ясно указать способ выполнения данных задач средствами туризма. План похода это понятие комплексное; он обычно включает в себя следующие разделы: график движения по маршруту, план-график экскурсионно-познавательных и рекреационных мероприятий на маршруте (эти два графика объединяются понятием плана-графика похода ), режим движения и питания на маршруте, план распределения весовых нагрузок на участников похода. Рассмотрим указанные компоненты плана по отдельности.

Рис. 2

Что представляет собою календарный план график похода и как он составляется? График движения по маршруту или, как его часто называют календарный план-график - это график движения по маршруту и график осуществления запланированных походных мероприятий . График движения основан на разработанном маршруте (соответствует дневным переходам). Он определяет дату и время прибытия к началу маршруту и отъезда от конечной точки маршрута; количество дневных переходов и даты ночевок в намеченных пунктах; даты и пункты организации дневок и полудневок на маршруте. Кроме того, походный план-график определяет сроки посещения и время осмотра рекреационных объектов; проведения экскурсий и рекреационных мероприятий (состязаний, игр, пляжно-купального отдыха и пр.).

План-график движения по маршруту - это один из компонентов эффективного достижения намеченных целей. Грамотно составленный план-график должен учитывать конкретные особенности группы (возрастной состав, физические возможности участников, их увлечения и интересы и пр.). В частности график движения должен планироваться с учетом необходимых и достаточных оздоровительных физических нагрузок на участников похода. Так, мы уже упоминали выше о том, что в оздоровительных пеших походах выходного дня обычные дневные переходы не превышают 20км (в среднем 15км), с учетом, что средняя скорость движения группы составит 3-5 км/час. Целесообразно планировать первый-второй переход многодневного похода не более 15км, следует планировать сокращенные по протяженности переходы на сложных участках маршрута, в дни намеченных экскурсионных, развлекательных мероприятий.

План-график движения по маршруту является непременным атрибутом походной документации: содержится в маршрутном листе похода выходного дня, маршрутной книжке многодневного похода. Пример плана графика движения по маршруту учебного лыжного похода со студентами БГУФК представлен в таблице 2. План проведения рекреационно-познавательных мероприятий и общественно-полезной работы в походе так же вносится в маршрутный лист рекреационного похода с указанием места и сроков проведения каждого мероприятия.

Таблица 2

План график движения по маршруту

День и дата похода

Участок маршрута

Протяженность (км)

Способ передвижения

Минск - г Логойск

г Логойск - д. Алешники - в. 315

в. 315 - м/к Хатынь - лесной массив вблизи д. Ячное.

д. Ячное - м/к Дальва - оз. Домашковское

оз. Домашковское; учебные занятия

оз. Домашковское - д. Заборье - р. Ночвиха

р. Ночвиха - пос. Октябрьский - р. Илия

р. Илия (кв. 12).- пос. Хоруженцы - г. Лысая (высота 340)

г. Лысая - пос. Беларучи - г. Острошицкий городок.

г. Острошицкий городок. - г. Минск

Итого активными способами передвижения - 135км.

Что означает понятие «режим движения» туристской группы? План похода определяет так же режим движения группы по маршруту похода. Режим движения туристов на маршруте обуславливает следующие количественные показатели: время начала и окончания движения в каждый ходовой день; количество запланированных в день переходов; продолжительность отдельных переходов (в минутах); продолжительность малых и больших привалов. Режим движения не должен быть излишне напряженным для участников рекреационных походов и должен позволить выполнить необходимые рекреационно-познавательные задачи. Режим движения естественно, как и иные компоненты плана строится в зависимости от состава туристской группы, протяженности светового дня в период похода, сезона похода и плана мероприятий каждого конкретного дня похода. В летний период до обеденного большого привала группа в оздоровительном походе осуществляет 4-5 переходов, продолжительностью от 30 до 50 мин, после обеденного привала 3-4 перехода. На малые привалы отводится 10-15 минут. Большой привал занимает 1.5-2 часа. В зимний и осенний период количество переходов в день в целом сокращается и может сокращаться время, отведенное на обеденный привал. Количество и продолжительность переходов изменяется в соответствие с планом рекреационно-познавательных мероприятий. В случае проведения экскурсий, развлекательных оздоровительных мероприятий количество переходов в конкретный день похода может существенно сокращаться или же группа может остаться на месте развернутого лагеря на дневку.

Что означает понятие «нагрузочный режим»? Нагрузочный походный режим нельзя просто определить временем движения по маршруту - он определяется объемом и интенсивностью физической и иной работы, выполняемой туристами в данный день похода, или в данный дневной переход . Участки маршрута не равноценны по своей технической, физической, психологической сложности и, соответственно, по затрачиваемой энергии на единицу времени (нагрузке) для их преодоления. Оптимальная тактическая схема для рекреационного похода может предусматривать как равномерный, оздоровительный нагрузочный режим на протяжении всего похода, так и некоторую вариацию нагрузочного режима (уменьшенные нагрузки в первый день (дни) похода с постепенным их возрастанием в середине похода и убыванием к концу похода). В любом случае планирование походного нагрузочного режима должно вести к выполнению оздоровительной цели похода, т.е. нагрузки не должны выходить за рамки физической рекреации для данного контингента туристов. Разрабатываемый маршрут является основой для регулирования нагрузочного режима в конкретные походные дни. Величина физической нагрузки может измеряться в виде энергетических затрат организма туриста для выполнения определенной работы на маршруте (в ккал), а ее контроль на маршруте может осуществляться по простым физиологическим показателям (например, по частоте сердечных сокращений).

Что означает понятие «режим питания»? Режима питания в походе определяет дневной распорядок приема пищи . В рекреационном походе, в зависимости от его продолжительности, сезона похода и ряда других обстоятельств обычно применяется трехразовый режим горячего питания (завтрак, обед, ужин) в совокупности с «карманным» холодным питанием во время дневных переходов или четырехразовый режим питания (три раза горячее питание и перекус холодным питанием) в совокупности с карманным питанием. В сезон с коротким световым днем режим питания может трансформироваться в двухразовое усиленное горячее питание (завтрак и ужин) и большой обеденный перекус с горячим чаем в совокупности с карманным питанием.

Что мы определяем понятием «динамика весовых нагрузок»? Целесообразно бывает планировать и динамику весовых нагрузок , приходящихся на участников рекреационных походов. Естественно, что масса рюкзака на маршруте изменяется с течением времени. Расходным содержимым рюкзака туриста являются продукты питания, и, если поход проходит по безлесному району, топливо для туристских нагревательных и осветительных приборов. Перед началом похода устанавливается стартовая масса группового снаряжения и питания (общественный груз) в расчете на одного участника (участницу). В рекреационном походе весовая нагрузка на участницу на старте похода обычно планируют в расчете 50-75 % от нагрузки на участника. Абсолютная стартовая масса группового снаряжения и питания, приходящегося на взрослого (18 лет и более) участника, в многодневном оздоровительном походе не превышает обычно 10-12кг.

Снижение весовых нагрузок поддается в определенных пределах планированию. Общим принципом является в целом равномерное снижение массы рюкзака (расход переносимых продуктов) у участников похода. Однако, «расходные» грузы в первую очередь должны изыматься у наименее физически подготовленных участников и у участников, несущих наиболее тяжелое не расходное групповое снаряжение по всему маршруту (например, у участников, несущих палатки). Как указывалось выше, снижение весовых нагрузок можно планировать за счет удачно подобранной тактики: пополнения запасов продуктов на маршруте (и, соответственно, снижения стартового веса рюкзака, использование радиальных выходов (без тяжелых рюкзаков) на маршруте, организацию одной или нескольких продуктовых «забросок» по ходу маршрута).

Как оформить маршрутный лист туристской группы? Из лекции, посвященной организации похода, Вы знаете, что основным маршрутным и заявочным документом группы в спортивном тризме является маршрутная книжка. В принципе, самодеятельный оздоровительный поход по «родному краю» (поход выходного дня) может проводиться без всякой специальной документации. Однако если поход организует и осуществляет туристская организация (т.н. «проводящая поход» организация), то маршрутным документом туристской группы служит «маршрутный лист» порядок оформления которого и его содержание мы рассмотрим в этом разделе занятия. Маршрутный лист служит формальным подтверждением того, что в поход отправляется организованная туристская группа.

В маршрутный лист (первая страница) заносится состав группы, ее маршрут, сроки проведения похода. Это - своеобразный паспорт группы на маршруте: все сведения в нем должны быть заверены подписью ответственного лица и печатью «проводящей» поход организации.

Выглядит первая страница следующим образом (Рис. 3)

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №______________

на поход выходного дня

Группа туристов__________________________________________________

(наименование организации)

в составе _____ человек следует по маршруту:

__________________________________________

(указываются основные пункты следования)

в сроки с ______________________________по _____________________ 20__ г..

Руководитель группы: _____________________________________________

(подпись, фамилия, имя, отчество)

Маршрутный лист выдан ___________________________________________

(наименование проводящей организации)

М. п. Подпись ответственного лица

20___ г.

Рис. 3 Форма первой страницы маршрутного листа туристской группы.

На второй страничке листа указывается список туристской группы по обычной форме: таблица с колонками № п/п; ФИО; Домашний адрес, телефон. На третьей странице листа приводится план-график похода с указанием представленной нами выше информации: дата походного дня; участок маршрута (дневной переход); расстояние в километрах; способ передвижения. Эти данные можно вносить в форме таблицы (см. таблицу 2). Кроме того, в маршрутный лист записывают основные экскурсионные объекты, вид планируемой общественно полезной работы. Наконец, на четвертой, последней странице маршрутного листа следует от руки нарисовать схему маршрута, чтобы лучше себе представить нитку маршрута и трассу движения на дневных переходах. Масштаб выдерживать необязательно, но основные пропорции в расстояниях необходимо сохранить. Нитка маршрута обозначается на схеме красной линией; места ночевок - красными треугольниками с порядковым номером бивака.

), необходимо подумать о тактике, которой стоит придерживаться, чтобы осуществить задуманное путешествие, по прошествии которого у вас и у ваших детей, должны остаться только хорошие впечатления.

Прежде всего, необходимо уточнить, что включает в себя понятие "тактика похода с детьми".
В теории спортивного туризма, тактика похода - это весь комплекс задач, решений, методов и средств их достижения, направленных на успешное и безопасное прохождение маршрута .

Проще говоря, и применительно к походам с детьми, это:

  • выбор правильного порядка и графика движения на маршруте;
Порядок и график движения в походе.

В пешем или горном походе перед началом движения группы назначаются из взрослых ведущий и замыкающий, дети идут всегда между взрослых или вместе со взрослыми.
Нельзя позволять детям идти впереди - ребенок с нетяжелым рюкзаком (или вообще без рюкзака) иногда может легко уйти вперед от медленно (и скучно) идущей основной группы и вы не сможете уследить, где он свернул и куда пошел.
Ведущий должен точно знать, когда или где он должен остановиться для очередного отдыха или выбора места стоянки. При возможности ведущий должен оглядываться, что бы видеть, как идет вся группа и при необходимости останавливаться, чтобы дождаться отстающих. Замыкающий ни при каких обстоятельствах не должен оставлять за собой отстающих (или свернувших за куст) детей и взрослых, а при сильном отставании должен подать знак - крикнуть или свистнуть (свисток надо взять из дома), чтобы впередиидущие остановились и подождали.

Т.к. в пешем походе в большей степени детей утомляет не сам процесс передвижения, а монотонность и однообразие этого передвижения, необходимо планировать недлительные переходы по 25-30 минут с последующими остановками на 10-15 минут для коротких перекусов (перекусы надо заложить в раскладку), осмотров интересных мест и наблюдений природы.

В велопоходе.

Если дети едут на велосипедах сами, порядок движения - как и в пешем походе.

Если маршрут частично проходит вдоль федеральных или областных дорог, передвигаться надо только по обочинам дорог, это немного тяжелее, но значительно безопасней.

На дороге, по которой редко ездят машины, обязательно следить, что бы дети никогда не выезжали на середину дороги и объяснять, что можно ехать только по правой стороне.

Перекусы в велопоходе можно устраивать реже - через 30-40 минут движения - детям сам процесс езды на велосипеде обычно нравится, и они утомляются в меньшей степени.

В водном походе экипаж первой байдарки (или другого судна) должен четко знать, когда и где он должен остановиться для того, чтобы дождаться всю группу. Об этом лучше договариваться перед выходом, т.к из-за шума воды при движении судна бывает сложно докричаться до впереди идущей байдарки, даже если она находится в видимой близости.

Если на реке встречаются несложные препятствия , на которых теоретически может произойти авария, перед ними или (если экипаж уверен в успешном прохождении) за ними, необходимо остановиться и подстраховать прохождение следующего судна.

Перед сложными препятствиями должна собираться вся группа для совместного осмотра препятствия, организации прохождения, страховки или обноса. Если принимается решение, что дети препятствие обходят по берегу, необходимо провести разведку прохода вдоль берега до места встречи и назначить взрослых которые пойдут по берегу с детьми.

При прохождении озер и водохранилищ группа не должна растягиваться, суда должны идти в непосредственной близости, чтобы в случае необходимости оказать помощь. В ветреную погоду, когда на открытых водоемах может подняться большая волна, лучше совсем отказаться от движения или продвигаться в непосредственной близости от береговой линии.

Не забывайте, что ребенок сидит в байдарке обычно без дела и ему это может быстро надоесть. Постарайтесь делать переходы не более 30-40 минут, делая остановки, чтобы дети могли на берегу размяться и перекусить, чистое ходовое время за день не должно превышать 4 часов. Не забывайте во время движения развлекать ребенка интересными историями, сказками и рассказами.

Дневной режим.

Режим каждого дня похода зависит от вида похода (водный, пеший и т.д.), возраста детей, района путешествия, погодных условий и других факторов.
В любом случае, режим дня (подъем, завтрак, обед, ужин, сон) не должен сильно отличаться от того, к которому дети привыкли дома.
Как правило, наибольшие потери времени в походе с детьми происходят во время утренних сборов. Постарайтесь заранее продумать порядок ваших действий утром во время сборов. Привлекайте детей в помощники при сборе лагеря, упаковке рюкзаков и подготовке байдарки. Время, сэкономленное утром, гораздо плодотворнее можно использовать потом для игр и других развлечений.

Если у вас намечен полный ходовой день (не полудневка), место остановки на обед лучше планировать заранее, но если вы по каким либо причинам отстаете от графика, не стоит стремиться попасть на плановое место обеда, останавливайтесь в любом подходящем месте. Иначе уставшие и голодные дети могут вам испортить настроение до конца дня.

В пеших и велопоходах, для приготовления обеда необходимо иметь при себе пластиковые бутылки для воды, из расчета 1 литр на человека. Запас воды можно пополнить по ходу движения, если вы уверены, что будете гарантированно проходить мимо источника воды, пригодного для приготовления пищи.

В зависимости от вида похода, состава группы, возраста и количества детей на горячий обед может уходить от 1,5 до 2,5 часов - если больше, стоит задуматься об организованности участников похода.

Безопасность в походе с детьми.

Этот элемент тактики походов описан в отдельной статье "Безопасность детей в походе"

Познавательные элементы в походе.

Готовясь к походу, изучите район, в котором будет проходить ваш маршрут:
- его геологическое строение - как образовывались горы, реки, ледниковые озера и т.п.;
- историю района - какие исторические события происходили на этих землях;
- флору и фауну - какие птицы, животные и насекомые обитают в лесах (горах), какие рыбы водятся в реках, какие растения произрастают.
Все это можно наглядно рассказать и показать во время похода, и это будет намного интересней и познавательней чем чтение энциклопедии.

Активные игры в походе. Организация детского досуга.

Во время движения по маршруту, когда дети заняты, а взрослые бдительны, обычно не случается никаких ЧП.

Опыт показывает, что основное число происшествий происходит на дневках, перекусах, перекурах и т.п. Одним словом, когда детям нечем заняться, и их естественное стремление к познанию окружающего мира может обернуться неприятностями.

Если в походе найдется человек (достаточно ответственный), который проявит инициативу и будет выступать для детей в роли организатора всяких игр, вылазок по окрестностям и других развлечений, это сильно (но не полностью) облегчит присмотр за детьми. На самом деле такие люди встречаются нечасто, поэтому еще на стадии подготовки к походу следует продумать, какие игры, развлечения можно будет организовать для детей на привалах и дневках.
Старайтесь чаше привлекать их в помощь при установке лагеря, сборе хвороста для костра, организовывать рыбалку, сбор ягод, грибов и других полезных дел.

Из дома желательно взять маленькие игрушки, сувениры, подарки, которые можно будет вручить в качестве призов за участие в играх и конкурсах. Важно, чтобы их хватило на всех, ведь главное не победа, а участие.


Вот некоторые игры и занятия , которые можно проводить в походе:

  • Поиск клада (необходимо из дома взять то, что будет кладом, а так же бумагу и фломастеры для рисования карты поиска клада);
  • Постройка шалаша;
  • Городки - напилить палочек для постройки фигур и разбивать их кидая мяч или палку;
  • С мячом - футбол, поймай мяч, попади в цель и т.п.;
  • С веревкой - вязание узлов, веревочные перила, перетягивание каната, качели, "тарзанка" (в безопасном месте);
  • С картой и компасом - изучение карты, определение сторон света, начальные навыки ориентирования.

Дети в походе всегда придумывают какие-то свои новые (или вам незнакомые) игры, и если эти игры потенциально опасны для них, важно не запрещать играть, а взять инициативу в свои руки и перевести игру в более безопасном направлении.

Хорошо подготовившись к походу дома, и вы, и ваши дети получите удовольствие от проведенного вместе времени, невзирая на возможные капризы природы и сложности в пути.

Режим и распорядок дня определяют еще при разработке маршрута и графика похода, он является одним из решающих условий выполнения намеченных целей и активного отдыха учащихся.

Движение рекомендуется начинать как можно раньше. Через 10-12 минут после выхода из лагеря с целью проверки и подгонки снаряжения, обуви и одежды необходимо сделать первый привал (остановку). Последующие малые привалы (10 мин.) делают через каждые 50 минут движения, проходя около 4 км пути. Через 3-4 часа движения туристы останавливаются на дневной отдых и обед. Согласно распределению обязанностей, учащиеся приступают к разбивке временного лагеря и приготовления обеда. Быстро установив палатки и разложив вещи, учащиеся организованно под руководством инструктора приходят на водоем. Проверив место для купания, инструктор проводит с ребятами инструктаж по правилам поведения на воде, пересчитав их и разбивает на пары (это дает возможность учащимся контролировать друг друга).

После обеда учащиеся готовятся к проведению соревнований по туризму между бригадами.

Примерная программа соревнований

1. Теоретические вопросы по туризму.

2. Установка палатки.

3. Разведение костра.

4. Оказание первой медицинской помощи.

5. Соревнование в преодолении туристической полосы препятствий.

Описание этапов и их оборудование

1. Старт и финиш - совмещены и оборудованы тремя флажками высотой 150 см и транспарантами «старт» и «финиш».

2. «Установка палатки» - ровная площадка (5×7), желательно с мягким грунтом и травяным покровом.

3. «Метание гранаты» - от рубежа, отмеченного двумя флажками на расстоянии 15-17 м, оборудуется «окно» размером 150×250 см глубиной 20-25 см. Если нет возможности вырыть окно, его можно обозначить четырьмя флажками.

4. «Маятник». На толстую ветку дерева на высоте 3-5 м привязывается веревка диаметром 15-40 мм, свободный конец веревки должен не доставать до земли 25-30 см. На земле (если нет естественного препятствия), двумя параллельными линиями обозначается расстояние, которое нужно преодолеть.

5. «Кочки». В зоне этапа «кочки» (3х10 м) закапывается в беспорядке 15-20 чурок длиной 15 см так, чтобы они выступали над поверхностью земли на 3-4 см.

6. «Бревно». На расстоянии 5-6 метров закапываются два небольших бревна так, чтобы над землей их высота была 50-60 см. На них сверху крепится третье бревно диаметром 25-30 см. Для безопасности рядом натягивается канат или толстая веревка.

7. «Мышеловка». На расстоянии 5 м забивается 8-10 кольев соединяются веревкой, образуя редкую сетку.

8. «Переноска пострадавшего». Переносят пострадавшего вдвоем.

Правила расстояния между этапами

Принимают участие 11 человек (7 юношей и 4 девушки).

I этап - 4 человека (2 юноши и 2 девушки).

II-VII этап по одному человеку. Этап «кочка» преодолевает девушка.

VIII этап - 3 человека (2 юноши и 1 девушка).

Расстояние: старт - I этап (6 м).

I-II этап (10 м), II-III этап (10 м)

III-IV этап (10 м), IV-V этап (5 м)

V-VI этап (10 м), VI-VII этапы (15 м)

VII-VIII этапы (10 м), VIII этап - финиш (10 м)

После проведения итогов соревнований учащиеся полудничают, приводят в порядок свое туристское снаряжение и снимают палаточный лагерь. Проверив наличие учащихся и исправность туристского оборудования, туристы выступают в обратный путь.

При проведении двухдневного похода с ночевкой режим и распорядок меняются. Больше времени отводится на небольшие экскурсии, на товарищеские встречи по спортивным играм с соседними лагерями или с местными школьниками, на встречи с ветеранами войны и труда. Особое внимание следует обратить на выбор места для ночевки: удобство расположения, наличие топлива, хорошее состояние места и т. д. Обязательно организовывается ночное дежурство. Дежурят по одному часу 1 взрослый и 3 учащихся. Соревнования, игры и аттракционы проводятся между завтраком и обедом. После небольшого послеобеденного отдыха учащиеся отправляются в обратный путь.

После возвращения желательно организовать выставку, на которой экспонировались бы карты, маршруты похода, фотокарточки, собранные коллекции и т. д.