Мехико (Теночтитлан) – великолепная столица империи ацтеков. Теночтитлан – столица государства ацтеков. Столица ацтеков и ее архитектура: Великая пирамида, дамбы и акведуки Подготовка к раскопкам

Теночтитлан - город-государство, находившийся на месте современного города Мехико. Предание таково, что однажды, Бог солнца и войны Уицилопочтли сказал индейцам "мешика" (они же ацтеки), чтобы они основали город на том месте, где увидят картину - орёл на кактусе будет держать в своих когтях змею. Такая возможность им предоставилась аж через 130 лет скитаний в южных землях Северной Америки, когда на одном из островов озера Тескоко индейцы увидели орла, державшего в когтях змею.

По более реальной версии, племя "мешика" пришло в долину Мехико с севера - с земель, ныне принадлежащих США. В то время вся территория долины была поделена между местными племенами, и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с пришельцами. Посовещавшись, местные вожди решили отдать пришельцам необитаемый остров на озере Тескоко. На острове водилось много змей, поэтому местные жители ожидали, что пришельцам на острове придётся несладко. Прибыв на остров, ацтеки увидели, что на нём обитает много змей, и очень этому обрадовались, поскольку змеи были их пищей. Как хорошая примета был воспринят ацтеками и увиденный ими орёл, держащий в своих лапах змею. По понятиям ацтеков, это символизировало торжество добра над злом.

Таким образом, приблизительно в 1325 году, на острове посредине соленого озера Тескоко был основан Теночтитлан (в переводе с ацтекского - "дом кактусовой скалы"), а в 1337 году, к северу от Теночтитлана, отделившаяся часть племени основала город - спутник Тлателолько.

Город быстро рос: 7,5 квадратных км и 100 000 жителей - таковы были показатели его роста примерно через 100 лет после основания. А в течение последующих ещё 100 лет город разросся до 13,5 квадратных км, на которых размещалось до 212 500 жителей (по другим данным, до 350 000 и даже - до 500 000 жителей). Испанский губернатор, назначенный Кортесом говорил о миллионом населении города.

В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам город был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от водотоков.

Теночтитлан делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько. В середине города находился ритуальный центр, окружённый защитной стеной Коатепантли (Змеиная стена). Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях.

Великая пирамида. Храм пирамидальной формы достигал в высоту 45 метров. Его фасад был обращен строго на запад. Широкая сдвоенная лестница, состоящая из 114 ступеней, вела на вершину храма, где на площадке располагалось два храма меньших размеров. Это храмы двух главенствующих богов: Тлалока – бога дождя и Уитцилопочтли – бога солнца и войны. Впоследствии, после того, как Великая пирамида была разрушена, каменные блоки храма были использованы испанцами для воздвижения католического собора – самого большого на всей территории Америки. Великая пирамида за свою новую историю пережила несколько этапов раскопок. Во время последних исследований было обнаружено множество каменных статуэток и масок Тлалока, однако, археологам не удалось найти изображений Уитцилопочтли. Согласно испанским хроникам, его изображения делались из особого материала – тесто и семена, а, следовательно, давно разложились. В настоящее время открыта для посещения и находится на Сокало, справа от кафедрального собора Мехико.

Дворец Тлатоани. Дворцовый комплекс состоял из десятка каменных одноэтажных зданий. По внешнему виду комплекс представлял собой совокупность внешних и внутренних двориков, а также помещений различного назначения. Так, в зданиях, помимо жилищ знати и помещений Тлатоани, находились комнаты суда, и заседания совета. В общей суме дворец насчитывал около трехсот комнат. Испанцы в своих хрониках писали, что на территории дворцового комплекса можно было с легкостью заблудиться. Все входы и выходы в дворцовый комплекс, коих было около 20, соединялись с несколькими патио. Дворец располагался за пределами ритуального центра. Дворцовый комплекс, как и сама древняя столица Америки, обладал собственной инфраструктурой. При нем находились: арсенал, здание суда, здания совета, ткацкая мастерская, где женщины шили одежду для императора и его семейства, ювелиры? мастера по металлу, и другие ремесленники. За одними лишь животными и птицами ухаживало около пятисот слуг.

Кроме дворца Тлатоани на территории города располагался дворец Ашайакатля. Здание тыльной частью выходило на главную пирамиду ацтекской столицы. Дворец был огромен и выполнял функцию сокровищницы, и по совместительству храма. Дворец Ашайакатля обладал не меньшим количеством залов и комнат, по сравнению с императорской резиденцией. В комнатах дворца могло спокойно разместиться несколько тысяч посетителей. Наиболее примечательной комнатой дворца являлась замурованная сокровищница, созданная отцом Монтесумы II, и впоследствии разграбленная испанцами.

Цомпантли. Это была постройка в форме амфитеатра с рядами черепов, установленными зубами наружу. Располагался Цомпантли неподалеку от главных ворот пирамиды ацтеков. В конце постройки стояло две башни, возведенные из строительных смесей и ксотей. На верху башен располагались штыри, на которые насаживались черепа поверженных воинов. Также на ритуальной площади столицы государства ацтеков располагалось здание в виде башни. Вход в него охранялся двумя каменными сооружениями в виде голов с открытыми ртами. Внутри здания хранились ножи для жертвоприношений, котлы и посуда для варки жертвенного мяса, и прочая церемониальная утварь.

Главный рынок города. Территория рынка была окружена аркадами и вмещала от 25 до 50 тысяч посетителей. Рынок был настолько велик, что шум его был слышен во всей столице ацтеков. Рынок работал без выходных. Под каждый вид торговли было выделено отдельное место, а наиболее важные товары были снабжены собственными торговыми площадками. Денег у ацтеков не было и функцию волюты выполняли бобы какао, кукуруза, рабы и другие важные товары.

Городские дамбы. Теночтитлан со всех сторон был окружен озером Тескоко. Однако строительство дамб было не столько вынужденной мерой, сколько возможностью облегчения быта. Дамбы возводились постепенно, в несколько этапов. Сооружались дамбы из земли и дерева. Почти все дамбы служили для передвижения по ним, но некоторые выполняли свою прямую функцию – сдерживали воду, наступающую во время сезоном дождей. Наибольшая дамба достигала 9 километров в длину.

Несмотря на то, что ацтекская столица была огромнейшим городом, большая часть крестьян обитала на городских окраинах. Проживали семьи группами, называемыми кальпулли. Каждый клан Теночтитлана силился в отдельном жилом массиве, состоящем из множества одноэтажных домиков - хижин. Дома по большей части являлись мазанками, сделанными из ила, прутьев и других подручных материалов. Несмотря на немалое количество жителей, столица империи ацтеков не страдала от перенаселения. В одном доме проживало от двух до 6 человек. Женатая пара занимала один дом или же большую комнату в редких двухэтажных постройках.

В XV-XVI веках Теночтитлан превратился в один из красивейших городов Западного полушария. По всей видимости, он являлся тогда одним из крупнейших в мире: численность населения к началу XVI века, составляла почти 500 тыс. человек, - по тем временам колоссальная цифра. Этот величественный город успел просуществовать около двух столетий. Испанские конкистадоры под предводительством Эрнана Кортеса , прибывшие в Теночтитлан 8 ноября 1519 года, были поражены великолепием огромного города. По словам одного из прибывших на остров испанцев, "такого никто никогда не видел, не слышал и даже во сне не грезил о чём-нибудь подобном тому, что мы тогда увидели". Ацтеки - далеко не мирный народ - военной силой подчинили себе большую часть соседей, но испанцев встретили, на удивление радушно, ведь по древней легенде, изгнанный индейцами бородатый, светлолицый и белокожий бог Кецалькоатль должен был вернуться именно в год тростникового прута, и Кортеса с товарищами приняли именно за него.

Политика Кортеса, однако, привела к конфликту: вспыхнуло восстание, и испанцам пришлось убегать из Теночтитлана в ночь на 1 июля, в дальнейшем получившую название "Ночь печали" . Потерпев поражение, Кортес и не думал сдаваться. Пополнив армию людьми и оружием, он развернул новое наступление на ацтекскую столицу - Мехико , как уже тогда испанцы называли Теночтитлан и 13 мая 1521 года, после семидесятидневной осады Тоночтитлан пал. Так закончилась история одного города и началась

Теночтитлан существовал всего два столетия — мелочи в масштабах столичного города. Основанный примерно в 1325 году на острове посреди солёного озера Тескоко, он пал в 1521 году под натиском Эрнана Кортеса и его головорезов.

Столица ацтеков была названа в честь вождя Теноча: он как честный человек посудил, что раз сам основал город, то и назвать должен именем себя. Существуют, конечно, альтернативные версии о переводе. Так, по одной из них, Теночтитлан означает «город, на камнях которого в изобилии растут туны» (священные плоды), по другой — «сердце земли».

Ацтеки вырезали людям сердца и приносили их в жертву Солнцу

Древние ацтеки были охотниками-кочевниками. Чтобы выбрать место для столицы, индейцы 260 лет из края в край бродили по южным землям Северной Америки. И не просто так. По преданию, бог солнца и войны Уицилопочтли завещал основать город там, где ацтеки увидят сидящего на кактусе орла с добычей в когтях. Кстати, этот образ сегодня — на флаге Мексики. Бог сказал — делать нечего, надо искать. И вот, в первой четверти XIV века индейцам повезло — они нашли такое место: и с орлом, и с кактусами, и с жертвой.

По другой, менее романтичной версии, к моменту, когда ацтеки пришли в долину современного Мехико, вся территория была поделена между местными племенами. Отдавать хороший кусок пришельцам никто не хотел, а вот выделить необитаемый остров на озере Тескоко, где водилось много змей, — это пожалуйста, милости просим. Местные ожидали, что чужакам придётся несладко. Однако не знали они, что змеи были обязательным элементом рациона ацтеков. Индейцы были счастливы.

На месте столицы ацтеков сегодня находится Мехико

Озеро Тескоко, на берегу которого появился Теночтитлан, было богато рыбой и водоплавающей птицей, здесь водилось много дичи. Хороший климат, еда в достатке — город разрастался быстро. Уже через 100 лет после основания в столице жило порядка 100 тыс. человек. К 1500 году это был самый большой город на Земле. Кстати, и сегодня Мехико — один из самых густонаселенных городов мира.


В городе занимались земледелием. Ацтеки создавали искусственные острова, на которых выращивали овощи, пряности и цветы. Теночтитлан делился на четыре района, в каждом из которых имелся свой храмовый комплекс, а в центре города располагался гигантский ритуальный центр с множеством алтарей, над которыми возвышался 45-метровый Великий храм. Это был «город в городе»: на территорию, окруженную высокой стеной, заходили только для совершения особых ритуалов.

На рубеже XV—XVI вв. еков Теночтитлан был самым густонаселенным городом

Все монументальные постройки ацтекские строители, учитывая рыхлость грунта, возводили на длинных, тонких и упругих сваях. Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде. Одним словом, Венеция по-мексикански.


В ту пору были очень популярны жертвоприношения. Нужен дождь — принеси жертву, хочешь детей — принеси жертву, как разбогатеть — ну, вы поняли. И так во всем. Ацтеки практиковали это с особым размахом. Каждый праздник (в священном календаре их было почти два десятка) они складывали человеческие трупы на алтарь в знак великого почтения к богам.

С падением Теночтитлана закончилась история империи ацтеков

Обычно жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды, укладывали на плиту, вспарывали живот, доставали сердце и поднимали вверх, к Солнцу. Затем сердце клали в особый каменный сосуд, а тело сбрасывали на лестницу, откуда его уносили жрецы. Потом от частей тела избавлялись различными способами: внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли на показ, а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям.


Если в жертву приносили пленных, то их предварительно могли пытать, накачивать наркотиками — в общем, все, что душе угодно, лишь бы Солнце светило ярче. А специальные набеги для захвата пленников — будущих жертв — назывались очень романтично «цветочными войнами».

Были ли ацтеки каннибалами при этом? Однозначного ответа нет. Одни исследователи говорят, что мясо жертв было частью рациона высших классов в качестве награды, потому что в рационе было мало белка. В одном из писем Кортес, например, говорил, что его солдаты поймали ацтека, поджаривавшего младенца на завтрак.

По другим данным, после жертвоприношения тело отдавали воину, захватившему пленника, и тот, в свою очередь, варил его, затем разрезал и подносил кусочки в дар важным людям в обмен на подарки и рабов. Но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нём не было ценности — его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.

Пришедшие в XVI веке испанцы были поражены. С одной стороны, их вдохновляли красота и богатство Теночтитлана, с другой, — истории о многочисленных жертвоприношениях холодили кровь. Первая попытка Эрнана Кортеса завоевать столицу была предпринята в 1519 году. Ацтеки дали отпор и выгнали захватчиков. Испанцы ушли, но вернулись через год со свежими силами. На этот раз, прежде чем атаковать столицу, испанские отряды захватили все значительные города ацтеков поблизости.

Осада Теночтитлана продолжалась 70 дней. Главная трудность сражения заключалась в том, что к городу нужно было пробиваться по дамбам, где нельзя было использовать лошадей. Тогда Кортес решил зайти с другой стороны и распорядился разрушить водопровод, снабжавший столицу питьевой водой.

Несмотря на это, ацтеки еще довольно долго сопротивлялись. Затянувшаяся борьба истощала силы обеих сторон. Завоеватели были вымотаны, их союзники из соседних племен начали роптать. Тогда Кортес принял план полного уничтожения города. После упорных боев испанцы прорвались в центр столицы, где сражение переросло в резню. Конкистадоры и их индейские союзники стремились как можно скорее истребить уцелевших обитателей Теночтитлана.

Когда стало понятно, что город сдается, император ацтеков Монтесума II решился на побег. Однако испанцы перехватили его каноэ и взяли правителя в заложники. После того, как они вынудили его рассказать, где спрятаны сокровища, из разрушенного Теночтитлана была выпущены безоружные истощенные ацтеки.

Завоевателям досталось золото, оцененное в сумму около 130 тысяч испанских золотых дукатов. Но … этого оказалось мало. Тогда они начали пытать пленных, требуя рассказать, где находятся сокровища. Больше, однако, им ничего не удалось узанать.

Взяв Теночтитлан, Кортес объявил его владением короля Испании. На руинах индейской столицы был основан город Мехико. На этом закончилась история империи ацтеков.

Пуслис Е.

Город Теночтитлан был основан в 1325 году ацтеками посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. Название свое город получил в честь вождя Теноча. Существует легенда, что бог солнца Уитцилопочтли велел ацтекам и их вождю Теночу обосноваться там, где они увидят знак: держащего змею орла на кактусе.

Империя ацтеков стремительно разрасталась и уже меньше, чем через сто лет её численность составляла 150-200 тысяч человек. Недавно основанный город стал огромным мегаполисом. Поскольку город был основан посереди озера, с берегами его связывало 3 дамбы, находящиеся по трем направлениям: на север, на юг и на запад. Жителям города нередко приходилось перемещаться по воде. Город пересекало 6 основных каналов и еще несколько каналов поменьше. Посреди города находился огромный ритуальный центр с храмами и алтарями. Священный центр был окружен защитной стеной, длина которой достигала 500 метров, а сам центр представлял из себя "город в городе" площадью более 1200 метров квадратных. Стена называлась Коатепантли ("змеиная стена"), из-за выгравированных на ней голов змей, которые составляли внешний орнамент стены. Войти в центр можно было только через ворота - их было несколько с каждой стороны. Но грандиозней всего был 45-метровый Великий Храм, построенный в виде пирамиды. На его вершине стояло два небольших храма, к которым вела широкая двойная лестница в 114 ступеней. Это были храмы двух самых главных богов: Уитцилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. Фасад «пирамиды» был обращен на Запад. Сам же правитель и его знать жили вблизи ритуального центра. Дворцовый комплекс состоял из нескольких десятков каменных одноэтажных зданий. Всего по словам очевидцев дворец насчитывал около 300 комнат. Комплекс представлял собой совокупность внутренних и внешних дворов и двориков, а также помещений различного назначения. При нём находился арсенал, ткацкая мастерская, где женщины ткали материи специально для правителя, и мастерские где трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и другие ремесленники. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи.

Весь дворцовый ансамбль был окружён густыми садами и цветниками. Дворцовые парки были самыми удивительными и великолепными во всём мире в ту эпоху. Недалеко от главных ворот Великого храма располагалась Цомпантли - "Стена черепов". Это было сооружение в форме амфитеатра, в котором черепа были установлены рядами между камнями, зубами наружу. В конце Цомпантли стояли две башни, построенные из строительного раствора и черепов. Сверху было воткнуто более 70-ти высоких шестов со штырями, на которые были нанизаны через виски по пять черепов. Всего было насчитано 136000 черепов.

Весь город был разделен на 4 квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько, в каждом из которых имелся свой храмовый комплекс и специальное здание для главы района. В Тлателолько (северной части города) располагался главный рынок города. Территория рынка была окружена аркадами и была способна вместить от 25 до 100 тысяч человек. Денег у ацтеков не было, поэтому люди либо обменивались своими товарами, либо платили бобами какао, медными топорами или отрезками материи. Поскольку на острове не было источников пресной воды, по дамбе было проложено два канала, вымощенные известняком. Толщина потока воды была размером с человеческое тело. Каналы функционировали поочерёдно. Всего в городе было 3 акведука.

Город был развитым. Сельское хозяйство играло огромную роль в жизни города, хотя это было сложно. Ацтеками были одомашнены и культивированы многие виды культур, таких как кукуруза, хлопок, какао, маис, картофель, тыква и другие. Каждый город, подчинённый ацтекам, должен был выплачивать дань правителю Теночтитлана. Простые люди города Теночтитлана тоже платили своему правителю нечто вроде налога в виде части своего урожая, выловленной рыбы, изделий своего ремесла и т.п. Кроме того, они должны были участвовать в разнообразных общественных работах - например, строительстве храмов, - а если надо, то и воевать за своего правителя в качестве простых солдат. Когда испанцы пришли на территорию города, они были поражены тем, насколько он был развитым и организованным.

Первыми из европейцев, увидевших этот волшебный город, были испанский завоеватель Эрнан Кортес и его солдаты, вошедшие в город 8 ноября 1519 года. Вскоре они захватили город и 13 августа 1521 года город Теночтитлан перешел во владения Испании.

О городах

:::

ацтеки и науа

Н азвание своё город получил в честь легендарного вождя Теноча (отсюда и другое название ацтеков - "теночки"). Есть и другой перевод названия города - "место, где растёт на камне кактус".

Г ород был столицей ацтекской империи и располагался на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико (долина Анауак). Озеро изобиловало рыбой, водоплавающей птицей. В приозёрных лесах водилось много дичи.

С берегом город связывали 3 широкие дороги-дамбы по числу городских ворот: на север в Тепейакак, на юг в Истапалапу и в Койоакан, на запад в Тлакопан и в Чапультепек. "Ясно видны были три дамбы, ведущие в Мексику, с их перерывами и мостами- через Истапалапан, по которой мы четыре дня тому назад вступили в столицу, через Тлакопу, по которой нам суждено было через целых 6 месяцев спасаться ночной порой, и через Тепеакилу " - . т западного берега Тескоко город находился на расстоянии около 1 км. А с востока для защиты от наводнений была построена каменная плотина (Истапалапская дорога).


(142,7 Kb)

(144,2 Kb)

(38,3 Kb)

(31,8 Kb)

Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращён на запад, а в высоту он достигал 45 метров. Размеры храма были такими: "Весь храм, как мне кажется, занимал огромную площадь, на которой могло бы поместиться сот пять обычных домов. Всё здание имело форму пирамиды с усечённой вершиной, на которой помещались башенки с идолами; ступени, идущие уступами, не имели перил ". Широкая двойная лестница в 114 ступеней вела на самую вершину пирамиды, где на площадке стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых почитаемых ацтеками богов: Уитцилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. "Взобравшись на самый верх, мы увидали площадку с несколькими крупными камнями, на которые кладутся жертвы . Подле стоял громадный истукан, вроде дракона, окружённый столь же отвратительными изваяниями, и весь пол кругом был забрызган, свежей ещё, кровью ". Впоследствии каменные блоки храма использовались испанцами для строительства католического Собора - самого крупного на территории американского материка (строительство Собора шло три столетия). При раскопках было найдено множество каменных статуй и масок Тлалока, но ни одного изображения Уитцилопочтли. Из испанских хроник известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян, которые давным-давно разложились.

Описание храма: "Середину занимали два алтаря, на которых высились два идола громадных размеров и неуклюжей формы. Один из них представлял бога войны с широким лицом, безобразными свирепыми глазами; в одной руке был лук, в другой, оттопыренной, связка стрел; тело чудовища было опутано какими- то змеями, а подле него изображён малый бес, как бы паж бога войны, державший короткое копьё и богато изукрашенный щит; всё было густо покрыто золотом, драгоценными камнями и жемчугом. На шее главного идола висело несколько человеческих масок, а также сердец из золота и серебра. Перед идолом стояли курительницы с местным ладаном "копалем", на них три сердца только что замученных индейцев. Стены и пол чернели от человеческой крови и распространяли отвратительную вонь ".

Храм посвящённый Тлалоку выглядел таким образом: "На самой высшей точке всего храма была ещё и другая капелла, изукрашенная чудной резьбой; там тоже был идол, получеловек полуящерица, наполовину закрытый; эта закрытая часть, говорили нам, изображает землю, произрастительницу всех семян и растений, а само божество - бог плодородия. Но и тут была ужасная вонь от той же ужасной причины - запёкшейся, гниющей крови. Здесь же хранится колоссальный барабан, обтянутый кожей какой-то исполинской змеи; звук этого адского инструмента, слышимый на целую милю, нагоняет несказанную тоску. Тут же помещалось и множество других храмовых принадлежностей - большие и малые трубы, всякие жертвенные ножи из камня, множество обгорелых, сморщенных человеческих сердец ".
Всего в столице (по некоторым данным) было около 300 храмов меньшего размера нежели Великий храм.

Ритуальный центр. "Наконец, мы покинули рынок и вошли в громадные дворы, окружавшие главный храм. Каждый из них много больше рынка в Саламанке, окружён двойной стеной, выложен большими гладкими плитами. Всюду величайшая чистота, нигде ни соринки, ни травки ", таково первое впечатление о центре оставленное Берналем Диасом. В самом центре было множество громадных дворов: "Вокруг одного из дворов шли жилища "пап" и прочей храмовой челяди, а в особом большом доме находилось множество знатных девушек, живших здесь в строгом затворе вроде монашек, с особым даже своим небольшим храмом… ". Существовала данная женская школа (тельпочкалли) при храме бога Уитцилопочтли. Для обучения в школе набирались девочки, достигшие 12-13 лет. Воспитанницы находились в храме в течение всего дня, а на ночь отправлялись домой. Их называли девами покаяния или сёстрами Уитцилопочтли. Они носили белую без украшений одежду, при поступлении в школу коротко отрезали себе волосы, а потом отпускали их. Занятия продолжались ровно год, а потом они могли покинуть школу и выйти замуж, но был и другой вариант - девочки могли давать обет служения на 1-3 года (иногда и на больший срок). В некоторых раннеколониальных источниках хронисты называют их чиуатламакаце ("совершенная женщина").

"Следует упомянуть здесь лишь о небольшом здании в виде башни. Вход в него охранялся двумя разинутыми каменными пастями с огромными клыками, и воистину это был вход в адскую пасть: ибо внутри было множество идолов, а в соседнем помещении много посуды для варки жертвенного мяса, всякие ножи и топоры, точно у мясников. Вблизи же были заготовлены штабели дров, а также водоёмы чудесной чистой воды, прямо из общего городского водопровода ".

Главный рынок - тиангис. Территория рынка была окружена аркадами и была способна вместить от 25 до 100 тысяч человек. Он был настолько велик, что шум его был слышен на расстоянии пяти километров. Этот рынок был открыт каждый день (другие действующие в городе рынки были открыты для торговли раз в пять дней). Каждый вид торговли имел своё собственное место, а наиболее объёмные товары (например, камень, доски, брусья и т.п.) располагались ещё и на трёх главных магистралях (продолжениях дамб). Все товары тщательно проверялись. Денег у ацтеков не было; люди обменивались между собой своими товарами или платили бобами какао, медными топорами или отрезками материи. За порядком на рынке следили государственные служащие и судьи, которые решали все возникающие споры, кроме них на рынке, на всякий случай, находились и врачи.

Дамбы. Высота дамб в общем достигала "30 и более шагов" и сооружались они из "дерева и земли". Дамбы возводились постепенно, учитывая подъём уровня воды в озере, чтобы решить проблему затопления жилищ и чинамп. В основном дамбы служили для передвижения по ним. В нескольких местах они прерывались протоками, которые обеспечивали свободный переток воды из одной части озера в другую и проход для лодок. Дамба по которой Кортес вошёл в город по его описаниям составляла в длину более 9 километров, а в ширину две длины копья, так что восемь всадников могли ехать рядом. На этой дамбе располагались 3 города, в каждом из которых было от трёх до шести тысяч домов, а его жители занимались соляной торговлей. Вход в Теночтитлан с этой дамбы перекрывал мост в десять шагов шириной, со съёмными несущими балками.

Акведук. Для снабжения города водой, по дамбе было проложено два канала, вымощенные известняком и имевшие в ширину два шага и в глубину два стадия - по описаниям Кортеса. "Толщина струи" (потока воды) была размером с человеческое тело. Каналы функционировали поочерёдно. Когда один из них перекрывали для очистки, то по другому вода продолжала поступать в город. Сам канал доходил до самого центра и имел множество ответвлений в разные концы города и даже в отдельные дома, а все жители пользовались водой из него. Всего в городе было 3 акведука.

Дворец тлатоани. Дворцовый комплекс состоял из нескольких десятков каменных одноэтажных зданий. В нём имелись также комнаты для заседаний совета и суда, помимо жилых помещений самого тлатоани, его жён и личных слуг. Во дворце размещалась и имперская гвардия, сильно напоминавшая двор, поскольку в неё входили вся наиболее родовитая знать страны. Всего по словам очевидцев дворец насчитывал около 300 комнат. Комплекс представлял собой совокупность внутренних и внешних дворов и двориков, а также помещений различного назначения. По одному из описаний, это сооружение имело 20 входов, по которым можно было выйти за пределы дворцового комплекса на прилегающие к дворцовым постройкам территории. Испанцы писали, что не зная расположения помещений, в этом дворце можно было легко заблудится. Все помещения комплекса так или иначе соединялись выходами в несколько патио (внутренние дворики, открытые помещения). В одном из патио находился выход водопровода, откуда вода поступала по скрытым каналам в другие части дома.
Весь дворец-комплекс тлатоани располагался за пределами ритуального центра. При нём находился арсенал, ткацкая мастерская, где женщины ткали материи специально для правителя, и мастерские где трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и другие ремесленники. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи. За одними только птицами ухаживали три сотни слуг. Существовал даже орнитологический госпиталь для больных птиц. Наряду с диковинными птицамии зверями во дворце содержались и диковинные люди: карлики и всякие уродцы. Весь дворцовый ансамбль был окружён густыми садами и цветниками. Дворцовые парки были самыми удивительными и великолепными во всём мире в ту эпоху.

Дворец Ашайакатля. Здание выходило своей тыльной частью на Великий храм, а от дворца тлатоани было отделено только вольерами для птиц и храмом Тецкатлипоки. Дворец был огромен и являлся наполовину сокровищницей, а наполовину - храмом (ранее он использовался как закрытая обитель для жриц). Во дворце было множество залов, в которых могли разместиться до полторы сотен человек. Одна из зал была замурована непосредственно перед приходом испанцев (которых разместили в этом дворце). Однако люди Кортеса заметили заложенную кирпичом дверь и, взломав её, увидели несколько комнат, набитых ценностями, собранными отцом Монтесумы II за двенадцать лет его правления, - идолы, изделия из перьев, украшения, драгоценные камни, серебро и огромное количество золота: "Зрелище всего этого богатства ошеломило нас. Будучи в то время юношей и никогда прежде не видя подобных богатств, я был убеждён, что нигде в мире больше не может существовать такого хранилища ".

Использовались материалы:
- "Города майя и ацтеков", А.М. Веретенников - М.: Вече, 2003;
- " Конкистадоры. История испанских завоеваний XV-XVI веков", Хэммонд Иннес - М.: Центрполиграф, 2002, пер. с англ. Лисова Н.И.

Теночтитлан (Tenōchtitlan, что в переводе с ацтекского означает «Город Каменного Кактуса») - находившийся на месте современного города Мехико. Был основан примерно в 1325 году на острове посреди солёного озера Тескоко, в 1521 году был разрушен испанскими конкистадорами под руководством Эрнана Кортеса.

Основание города

Древние ацтеки были охотниками-кочевниками. Они кочевали на территории современной Северной Америки. По легенде, Бог солнца и войны Уицилопочтли сказал ацтекам-индейцам, чтобы они обосновались там, где увидят такую картину: орёл на кактусе будет держать в своих когтях змею. Скитаясь в южных землях Северной Америки почти 130 лет, они увидели то, о чём говорил им бог солнца. В 1325 году они основали город на западном берегу озера Тескоко и назвали его Теночтитлан, что в переводе означает «место колючих кактусов». Озеро было богато рыбой и водоплавающей птицей, на берегу водилось много дичи. По другой версии, город назван в честь вождя Теноча. В 1337 году к северу от Теночтитлана был основан город-спутник Тлателолько, где обосновались ацтеки, отделившиеся от племени.

Город быстро рос: 7,5 квадратных км и 100 000 жителей - таковы были показатели его роста примерно через 100 лет после основания. А в течение последующих ещё 100 лет город разросся до 13,5 квадратных км, на которых размещалось до 212 500 жителей (по другим данным, до 350 000 и даже - до 500 000 жителей). Испанский губернатор, назначенный Кортесом говорил о миллионом населении города. Жители города подняв восстание собрали армию из 200 000 человек только взрослых мужчин. Это означает, что к 1500 году это был самый большой город на Земле. В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам город был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от водотоков. Даже после полного разрушения испанцами и пожарами, после вымирания местного населения от эпидемий оспы и сифилиса Мехико и сейчас один из самых густонаселенных городов мира.

Теночтитлан делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько. В середине города находился ритуальный центр, окружённый защитной стеной Коатепантли («змеиная стена»). Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях.