Сми об ржд. Россияне по привычке выбирают поезда, хотя авиабилеты зачастую дешевле Жд билеты очень дорогие почему

В Москве у главного офиса ОАО «РЖД» состоялся пикет, участники которого потребовали снижения тарифов на проезд в поездах.

Это уже не первая подобная акция. Ценовая политика российских железных дорог давно вызывает недоумение. Притом, что по оценкам того же ОАО, износ пассажирского вагонного парка достигает минимум 60%, не намного лучше состояние путевого и станционного хозяйств, современный уровень комфорта имеется, по имеющимся оценкам, лишь в трети от общего количества скорых и пассажирских поездов, цены на билеты безудержно растут. В 2010-м они увеличились на 15-35%!

Словом, свои растущие издержки, в том числе низкое качество вагонов и самих поездок, железные дороги активно перекладывают на плечи потребителей-пассажиров. Оттого, собственно, в России самые дорогие железнодорожные билеты. При этом администрация РЖД то и дело рекомендует правительству повышать цены на билеты.

Что до высшей категории поездок - в классе «Люкс» или СВ – эти купе, ввиду дефицита вагонов такого рода, зачастую «трансформируются» из обычных купейных вагонов. А именно: 4-местное купе делится надвое и превращается в двухместное. Возникающим столь нехитрым способом купе присваивается класс «Люкс» или СВ. А вот минимальная стоимость билета такого класса резко возрастает, становясь максимальной в мире. Так, в пересчете на текущий курс, купейный билет из Москвы до Вологды (500 км) на скорый поезд можно сегодня купить почти за 70 евро. Хотя цена билета аналогичного класса Милан–Рим (600 км) составляет… 25 евро, Берлин – Вена (520 км) – 47 евро, Киев – Львов (505 км) – 25 евро, Минск-Гомель (Беларусь, около 300 км) – не больше 15 евро, а Тбилиси – Батуми (Грузия, 400 км) – вообще 13 евро…

Безусловно, постоянное удорожание билетов способствует большей изоляции российских городов и регионов друг от друга. То есть, ценовая политика железных дорог в нынешней России, в конечном счете, фактически усугубляет и без того существенные социально-экономические диспропорции между субъектами Федерации.

Специально для Столетия

Недавно в редакцию The Village пришло письмо от читателя, который был возмущён стоимостью билетов на утренние рейсы поезда «Ласточка» по направлению Москва - Нижний Новгород на 22 июля. «Самой очевидной причиной тому, на мой взгляд, является проведение крупного музыкального фестиваля недалеко от Нижнего Новгорода, куда по традиции едет много жителей Москвы и Московской области», - предполагает читатель. Например, за неделю до фестиваля на сидячий билет хватит и 3 180 рублей, в то время как этот же билет в день фестиваля обойдётся в 4 760 рублей. Ещё через неделю после фестиваля цена билета будет 1 526 рублей. The Village решил разобраться, что происходит с ценами на билеты.

Как формируется цена

Подобное происходит и с другими популярными направлениями. Например, в пятницу на этой неделе за билет из Москвы в Петербург на вечерний «Сапсан» придётся заплатить 16 696 рублей. Если купить билет на неделю раньше - 5 999 рублей. Самый дешёвый билет - за 2 999 рублей - можно купить на 2 сентября. А поездка в купе поезда «Премиум» в эту пятницу из Москвы в Адлер обойдётся в 11 127 рублей. Купив билет заранее (например, 26 августа, в пятницу, за 7 786 рублей), можно сэкономить примерно 2 800 рублей.

Всё дело в динамическом ценообразовании, когда цена билета зависит от разных факторов. «На каждом направлении действуют тарифные планы, которые сформированы с учётом сезона, дня недели и объёмов перевозок. Чем больше спрос и меньше мест в поезде, тем больше цена, и наоборот», - рассказала The Village руководитель отдела по связям с общественностью сервиса по продаже билетов «Туту.ру». В список поездов с динамическим ценообразованием по направлению в Нижний Новгород, помимо других поездов, также входят «Стриж», «Ласточка» и «Нижегородец». Цена растёт вместе со спросом, это происходит автоматически в общей системе бронирования ОАО «РЖД» (АСУ «Экспресс-3»). «Эта ситуация применима не только в случае с поездкой в Нижний Новгород, но и по любому направлению, включённому в систему динамического ценообразования. Основное правило одно: чем выше спрос - тем выше цена, и наоборот», - пояснили в «Туту.ру».

На сайте «РЖД» перечислен ряд условий ценообразования: количество дней до отправления, уровень загрузки поезда, спрос и неравномерность спроса (в зависимости от времени года, дня недели, времени отправления и прибытия), степени конкуренции на рынке. Всё это ведёт к тому, что цены увеличиваются по мере приближения даты отправления поезда, особенно если на неё приходится пик спроса. При этом цена билета на определённом участке может приблизиться к стоимости проезда по всему маршруту. Например, билет в Екатеринбург на поезде Москва - Владивосток может стоить столько же, сколько билет до конечной станции. «В некоторых случаях стоимость билетов зависит не только от времени года и дня недели, но и от времени суток», - указано на сайте. Так, в пятницу вечером и в воскресенье вечером билет обычно стоит дороже, чем в будние дни.

Расклад цен

Москва - Нижний Новгород
«Стриж» в 07:15

15 июля - 3 180 рублей (сидячий)
22 июля - 4 760 рублей (сидячий)
26 августа - 992 рубля (сидячий)

Москва - Санкт-Петербург
«Сапсан» в 19.30

15 июля- 16 696 рублей (сидячий)
22 июля - 5 999 рублей (сидячий)
26 августа - 3 676 рублей (сидячий)

Москва - Адлер
«Премиум» в 14:08

15 июля - 11 127 рублей (купе)
22 июля - 11 148 рублей (купе)
26 августа - 8 379 рублей (купе)

Как найти дешёвые билеты

За дешёвыми билетами следует охотиться после новогодних праздников, советует сайт «РЖД». В последний момент сэкономить вряд ли получится - придётся просто смириться с тем, что поездка потребует больше денег. Есть ещё вариант, который иногда срабатывает: мониторить сайт по продаже билетов и попытаться купить редкие недорогие билеты, которые кто-то сдал. Самые же дешёвые билеты на тот же «Сапсан» можно успеть купить за 60 дней до отправления. Их цена составит 999 рублей. Для этого сайт «РЖД» желательно открыть не позже восьми часов утра, когда билеты только-только появились в наличии.

«Изменение цены со временем чаще всего происходит в сторону увеличения, но может и в сторону уменьшения. Например, если на поезд почти прекратили покупать места (процент занятости мест примерно постоянный), то со временем цена может и снизиться. Насколько мы знаем, предел повышения стоимости билета есть, и он запрограммирован», - говорят в «Туту.ру». Но это сложно спрогнозировать и нельзя заранее об этом узнать или «забронировать». Можно только отслеживать тарифы.

При этом специалисты сервиса не думают, что «РЖД» нарочно повышает цены перед фестивалем. По словам Натальи Анисимовой, руководителя отдела по связям с общественностью «Туту.ру», «транспортные компании не устанавливают цену, исходя из проведения тех или иных мероприятий. В описанной читателем ситуации стоимость билетов в Нижний Новгород определяется системой динамического ценообразования, на которую невозможно повлиять».

Наибольшая конкуренция между авиакомпаниями и железнодорожным транспортом наблюдается на направлениях до 1 тыс. км, особенно если на этих маршрутах действует высокоскоростное движение, сокращающее время в пути до 4-5 часов.

По данным туристического сервиса Tutu.Ru, в прошлом году около 20% всех купленных железнодорожных билетов по России пришлось на Санкт-Петербург. К примеру, на 15 марта (спустя неделю после мартовских праздников) поездка в Северную столицу из Москвы в плацкартном или сидячем вагоне обойдется в 897 руб., а в купе от 2936 руб. Причем на данном направлении курсирует «Сапсан» за 1612 руб., на котором поездка займет всего 4 часа. Цена на авиабилет в одну сторону в Санкт-Петербург на 15 марта колеблется от 1555 руб. (« ») до 2400 руб. (). Полет длится всего 1,5 часа, но пассажирам еще потребуется время на трансфер в аэропорт, а после перелета — в город.

Еще одним популярным направлением считается Казань. На 15 марта цена на железнодорожные билеты в этот город колеблется от 995 руб. до 3349 руб. в зависимости от класса вагона и поезда. Авиакомпании предлагают улететь в Казань по цене от 2900 руб. (S7) до 3300 руб. («Аэрофлот»). Поездка поездом в столицу Татарстана займет уже около 12 часов, а самолетом 1,5 часа.

Или, например, Нижний Новгород. Цена на железнодорожные билеты в этот город 15 марта колеблется от 379 руб. до 2753 руб. в зависимости от класса вагона и поезда. А улететь в Нижний можно по цене от 2100 руб. (S7) до 2400 руб. («Аэрофлот»).

В Сочи цена на железнодорожные билеты колеблется от 2599 руб. до 3925 руб. в зависимости от класса вагона и поезда. Улететь на этот российский курорт можно дешевле — от 1950 руб. () до 4103 руб. («ВИМ Авиа»).

Существует конкуренция между авиа- и железнодорожным транспортом и на крымском направлении, впрочем, только в летние месяцы, когда «дочка» — (ФПК) — осуществляет продажу так называемых единых билетов в Крым. «Единые билеты» предусматривают перевозку на поезде до Анапы или Краснодара, далее автобусом до порта Кавказ, откуда ходят паромы до Керчи. Общее время в пути из Москвы составляет около 26 часов в зависимости от пункта назначения, цена начиналась от 3500 руб. за плацкарт. Реализация таких билетов в 2015 году стартовала 30 апреля и завершилась в конце сентября.

В зимние месяцы пассажиры могут преодолеть весь маршрут самостоятельно, по отдельности покупая билеты на все виды транспорта. Но удобным такой маршрут можно назвать с трудом. Для жителей Москвы, откуда ежедневно круглый год осуществляются прямые рейсы в Симферополь, более комфортным, а порой и более дешевым является перелет на самолете: так, цены на авиабилеты в Симферополь на 15 марта колеблются от 1900 руб. () до 3803 руб. («ВИМ Авиа»).

Цены на авиабилеты эконом-класса и поезд в купе примерно сопоставимы на аналогичных направлениях.

«Но есть существенная разница во времени: если для авиации это вопрос нескольких часов, то поездка по железной дороге может продлиться несколько дней. С учетом ценности времени, а также дополнительного расхода на питание в дни путешествий по железной дороге такая поездка обходится зачастую дороже. Мы просто не всегда умеем это правильно подсчитать», — отмечает главный редактор Avia.Ru .

С ним соглашается первый вице-президент «Опоры России» , который отмечает, что при перемещении по России большую роль кроме тарифа играет расстояние.

«Например, если ехать из Москвы во Владивосток, то за купе с кондиционером пассажир заплатит 20-30 тыс. руб., а дорога займет неделю, а это еще и расходы на питание. Если выбирать путешествие самолетом, то билет на прямой рейс будет стоить около 20 тыс. руб., а время в пути около 8 часов», — отмечает он.

На расстояниях свыше 1,5 тыс. км авиакомпании выигрывают в конкуренции за счет скорости, а поезда за счет цены.

Так, на 15 марта цена на железнодорожные билеты из Москвы в Иркутск колеблется от 4017 руб. до 11 875 руб. в зависимости от класса вагона и поезда. Авиакомпании предлагают улететь в этот город от 12 265 руб. («Уральские авиалинии») до 13 200 руб. («Аэрофлот»). При этом в поезде до Иркутска придется провести 87 часов, а в самолете менее 6 часов.

Или, например, поездка из столицы России в Екатеринбург железнодорожным транспортом обойдется от 1702 руб. до 5603 руб. в зависимости от класса вагона и поезда, а самолетом от 2599 руб. («Победа») до 3900 руб. (S7). При этом поезд в этот город идет не менее 25 часов, а полет на самолете займет 2,5 часа.

«На расстоянии от 1,5 тыс. км главным конкурентом для железнодорожного транспорта являются воздушные перевозки. Но железнодорожный транспорт занимает лидирующие позиции на российском рынке. В то время как авиакомпании внутри России за 2015 год перевезли 52,6 млн пассажиров, поездами дальнего следования ФПК воспользовалось порядка 85 млн пассажиров», — отметили «Газете.Ru» в ФПК.

Многие россияне выбирают путешествие поездом, так как верят, что поездка по железной дороге в любом случае обойдется дешевле, чем перелет на самолете. «Зачастую они даже не интересуются стоимостью возможной авиационной альтернативы. Еще один аргумент в пользу железной дороги — многие россияне страдают аэрофобией, то есть боятся летать», — говорит Гусаров. Среди прочих плюсов «железки», в частности, менее строгие требования по весу багажа.

79 тысяч долларов - именно столько стоит самый дорогой в мире билет на рейс эмиратской авиакомпании Etihad из Лондона в Мельбурн. В нашей стране таких цен нет, но у пассажиров все равно регулярно возникают вопросы: почему билеты в России такие дорогие? В статье для сравнения приводится список действительно недешёвых билетов по России и за рубеж.

Москва - Нью-Йорк, British airways, 17000 долларов

Билет на межконтинентальный рейс с пересадкой в лондонском аэропорту Хитроу обойдется путешественнику в 1 миллион 200 тысяч рублей. В комплекс услуг входит VIP-зал в аэровокзале Лондона и в седьмом терминале аэропорта имени Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке с отдельными кабинетами, спа-услугами, официантами и персональными консьержами. В полёте в салоне первого класса предлагается раздвижное кресло, личный телевизор, ресторанное питание, до и после рейса багаж заберут и доставят от двери до двери. В завершении перелёта в аэропорту Нью-Йорка погладят и почистят помявшуюся во время долгого перелёта одежду.

Москва - Владивосток, S7, 2500 долларов

Билет из одного конца страны в другой и обратно в бизнес-классе стоит около 170000 рублей. Авиакомпании не предлагают роскошных условий при перелётах по России. Акцент ставится на удовлетворении требований к окружению, ширине и комфорту кресел в передней части салона и особо внимательному обслуживанию. Кроме того, пассажирам бизнес-класса предлагается отдельная стойка регистрации, закрытый зал ожидания и более разнообразное, чем в эконом-классе питание на борту.

Санкт-Петербург - Магадан, Аэрофлот, до 2000 долларов

Кресло на регулярный рейс из Петербурга в Магадан стоит около 140000 рублей в обе стороны. Особенных услуг, кроме относительно быстрого для этого направления перелёта - 13 часов с пересадкой в Москве, по этому тарифу не предлагается.

Москва - Улан-Батор - Владивосток, поезд «Золотой орёл», 33000 долларов

Возможно, кого-то удивит эта информация, но в России существуют поезда с премиальным обслуживанием, идущие через всю страну. И речь идёт не просто о купе повышенной комфортности, а о настоящем дворце на колёсах. Поезда «Золотой орёли «Царское золото» едут преимущественно по ночам, чтобы днём туристы могли посещать экскурсии в российских городах, встречающихся по пути следования. «Золотой орёл» входит в число 25 лучших поездов мира. В каждой поездке пассажиров сопровождает врач, а повара стажировались на европейских железнодорожных линиях. Цена билета на одного человека в двухместном купе начинается от 5500 долларов, а двойной сьют обойдётся в 33000 долларов.

Москва - Пекин, поезд «Императорская Россия», 6300 долларов

Круизный поезд «Императорская Россия» следует по стране, затем через Монголию едет в Китай. Время в пути - шесть суток. В каждом крупном городе устраиваются экскурсии. Посещение музеев и театров, проживание в гостинице и ночь в монгольской юрте входит в стоимость билета. Место в стандартном купе стоит около 4500 долларов, двухместное купе первого класса - 6300 долларов, в VIP-купе за 10000 долларов в 2016 году мест уже нет.

Москва - Ницца, РЖД, 900 долларов

Одно из самых старых зарубежных железнодорожных направлений Москва - Ницца открылось в 1864 году. С 1914 года сообщение прервалось и только недавно возобновилось. Сегодня вагоны класса люкс в этом поезде состоят из салона-бара и четырёх купе на двоих пассажиров каждое. В купе есть раздвижной диван, шкаф, телевизор, отдельная ванная комната. Каждое утро сервируется завтрак. Обычные купе достаточно хорошо оборудованы и место в них стоит около 17000 рублей.

Как обещал, сделал топик. Но его модер убрал:(
Выкладываю тут. не пропадать же трудам? :)
Кратко про авиамили.
За каждый полет авиакомпании начисляют премиальные баллы. Это и есть авиамили. Их количество определяется тарифом, классом и дальностью перелета. По некоторым направлениям уже каждый шестой перелет Вы можете совершать бесплатно! Чтобы стать участником бонусной программы, нужно заполнить особую форму-заявление прямо на борту и отдать ее стюардессе, либо зарегистрироваться на сайте онлайн. Не ленитесь это сделать, даже если не планируете летать часто. Кстати, начать копить мили можно, еще ни разу не поднявшись по трапу самолета, необходимо лишь завести кобрендинговую банковскую карту с соответствующими условиями. И тогда мили будут начисляться за все покупки, которые совершаются благодаря карте!!! Обычно одна миля засчитывается при каждом потраченном долларе, евро или 30 рублях. При этом, чем выше будет статус карты, тем больше будет начислено миль на персональный счет. К примеру, Альфабанк выдает владельцам MasterCard Platinum 1,5 мили за потраченные 30 рублей.
Авиамили начисляют большиство авиакомпаний мира. В России - это Аэрофлот, S7, Трансаэро. Наибольший интерес представляют мили Аэрофлота. Т.к. их на них можно покупать билеты многих авиакомпаний, которые входят в альянс SkyTeam. Число участников бонусной программы Аэрофлот составляет свыше 1,5 миллиона человек. Наиболее распространенным способом использования накопленных авиамиль является покупка билетов на самолеты. Купить авиабилет можно как на имя того, кто копил мили, так и на других лиц. Можно потратить авиамили на повышение класса обслуживания и вместо эконома полететь в бизнес-салоне или первым классом с улучшением уровня обслуживания при посадке и ожидании рейса. Некоторые участники бонусной программы набирают очень большое количество миль и не в состоянии их потратить. Тогда возникает желание продать авиамили, чем можно пользоваться к взаимной выгоде.
Я неоднократно покупал билеты за мили и оформлял их на других людей. Это стало особенно просто с этого года: теперь не требуется визит в офис Аэрофлота, чтобы подписать заявление на передачу миль. Теперь все можно сделать в личном кабинете. Исходя из личного опыта, могу сказать, что самым выгодным приобретением за мили является покупка билетов бизнес-класса в США и на Кубу. Учитывая среднюю стоимость миль 40-50 копеек за милю, вы получаете билет бизнес-класса, по цене экономического. Если же стоит задача максимально сэкономить, то наверняка найдется тариф какой-либо авиакомпании, особенно, если с пересадками, который будет дешевле, чем покупать за мили. В этом случае можно просто продать свои авиамили, а разницу положить в карман:)
Если кому интересно, обращайтесь в личку – помогу:)
Или заходите на сайт aviamili.umi.ru там можно купить-продать мили.