Как объяснить ребенку что такое вулкан. Вулканы - как образуются, почему извергаются и чем они опасны и полезны? Как образуются вулканы

Наталья Крайнова

Тип НОД : занятие по сообщению новых знаний

Вид НОД : комплексное занятие

Возраст детей : страшая группа (5-6 лет)

Програмное содержание :

Цель : познакомить детей с природным явлением - извержением вулканов , видами вулканов .

Задачи :

обучающие : знакомить детей со строением вулкана , причинами извержениями вулканов , рассказать о пользе и вреде вулканов для человека ;

развивающие : способствовать развитию познавательной активности детей в процессе выполнения экспериментов, развивать логическое мышление;

воспитывающие : воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Словарная работа : жерло, кратер, вулкан , лава, магма, вулканолог .

Предварительная работа : просмотр развивающего мультфильма "Почемучка. какие бывают вулканы ?".

Развивающая предметно-пространственная среда : макет вулкана , уксус, красная краска, жидкость для мытья посуды, сода, блокнот для фиксации наблюдений, компьютерная презентация "Мир вулканов ", стаканы с водой, камни, лупа.

Испольуемые технологии и методы : икт-технологии, игровые технологии, экспериментирование

1. Вводная часть :

Воспитатель : сегодня мы с вами снова пришли в нашу "Лабораторию ученых". Скажите, а для чего мы с вами приходим сюда?

Дети : чтобы изучить что-то новое и интересное

Воспитатель : сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать, и узнать то, что сегодня мы будем изучать и исследовать?

Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую?

Дети : вулкан

Воспитатель : правильно! а что такое вулкан и как происходит его извержение, нам предстоит сегодня узнать! Вы поможете мне в этом?

Дети : да

2. Основная часть :

Воспитатель : ребята, давайте посмотрим на экран (Слайд 1 "Вулканы ") . Что вы видите на картинке?

Дети : вулканы

Воспитатель : правильно, это вулкан . На вид вулкан , это обычная гора, внутри которой находится очень горячая жидкость -лава, и пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим , а как только вулкан просыпается , то вулкан начинается извергаться и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма попадают в воздух. Такие вулканы называются действующими. (Слайд 2 "Какие бывают вулканы ?")

Дети : рассматривают изображение

Воспитатель : в нашей лаборатории есть макет настоящего вулкана (обращает внимание детей на стол , где стоит макет, давайте его рассмотрим.

Воспитатель и дети подходят к макету вулкана , организуется обсуждение :

1. Какой формы вулкан ?

2. На что он похож?

3. На что похожа его верхняя часть?

Дети : вулкан имеет форму конуса , похож на пирамиду, а верхняя часть напоминает яму, воронку.

Воспитатель : Правильно, вулкан - это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.

(Слайд 3 "Извержение вулкана ")

Воспитатель : а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил ?

Дети : да, хотим

Воспитатель : в нашей лаборатории уже все готово для проведения этого опыта.

Дети и воспитатель проводят опыт "Извержение вулкана "

Дети по очереди подходят в макету вулкана и добавляют в него соду, жидкость для мытья посуды, краску красную (гуашь, усус добавляет воспитатель.

Воспитатель : что вы наблюдаете?

Дети : как извергается вулкан , и лава вытекает на поверхность

Воспитатель : а теперь возьмите блокноты и зарисуйте опыт

Дети : схематично выполняют зарисовку опыта

Воспитатель : во время извержения вулкана , на поверхность вытекает не только лава, но и выбрасываются кусочки вулканического пепла , которые застывают и получается камень - пемза. (Слайд 4 "Вулканические камни ")

Давайте посмотрим на приготовленные на ваших столах камни и найдем среди них пемзу.

Дети : находят пемзу, среди остальных камней

Воспитатель : а теперь давайте сравним пемзу с другими камнями (на примере гальки) и проведем опыт "Тонет-не-тонет"

Дети : бросают в стаканы с водой гальку и пемзу. Сравнивают, делают вывод : галька тонет в воду, так она тяжелые, а пемза нет

Зарисовка опыта в блокнот

Воспитатель : а теперь давайте с вами посмотрим на поверхность этих двух камней и сравним ее.

Дети : галька гладкая, а пемза имеет пористую поверхность

Воспитатель : а теперь давайте возьмем лупы и посмотрим на поверхность камней в увеличенном виде

Дети : рассматривают камни, убеждаются в том, что пемза состоит из множества пузырьков воздуха и именно поэтому она не тонет в воде. Зарисовывают опыт.

Воспитатель : Все вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, а бывает лава вытекает "спокойно". И у нас в стране есть много вулканов . Почти все они находятся на Курильских островах и Камчатке

Слайд 5 "Вулканы Камчатки "

А как вы думаете опасно ли жить вблизи вулканов ?

Дети : размышляют, высказывают предположения

Воспитатель : проводит беседу "Есть ли польза от вулканов и какой вред они приносят?".

Воспитатель : ребята, а как выдумает можно ли заранее предсказать извержение вулкана ?

Дети : высказывают предположения

Воспитатель : извержение можно предсказать заранее и занимаются этим ученые - вулканологи

Слайд 6 "Профессия - вулканолог "

Заключительная часть :

Воспитатель : Ребята, сегодня на занятии вы узнали много нового о вулканах . И сейчас мы с вами поиграем в игру "Найди вулкан " и проверим на сколько вы были внимательны

Слайд 7 "Где спрятался вулкан "

Дети : Находят на изображении на экране вулканы

Воспитатель : теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Вы сегодня были внимательны, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Я надеюсь, что когда вы вырастите, вы сможете изучать и беречь нашу планету.

Литература : "Опытно-экспериментальная деятельность в доу. Конспекты занятий в разных возрастных группах". сост. Н. В. Нищева. - Спб. ,"Детство-Пресс", 2013, 320 с.


Публикации по теме:

«Таинственный мешочек». Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Конспект занятия с детьми средней группы «Таинственный мешочек» Программные задачи: Закреплять умение использовать в речи обобщающее понятие.

Программное содержание: Образовательные задачи: Продолжать учить детей выделять геометрические фигурыв формах окружающих предметов. Упражнять.

Интегрированное занятие с использованием ИКТ в старшей «Таинственный космос» Видео Программное содержание: - Закрепить знания детей о космосе (звезда, созвездие, солнечная система, планета); - Уточнить знания об исследованиях.

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Таинственный мир насекомых» Тема занятия:"Таинственный мир насекомых" Пр. сод-е: О. -Закрепить представления детей о мире насекомых. Р. -Развивать навыки конструирования.

Посмотреть, как извергается вулкан в домашних условиях можно не только по телевизору. С помощью небольшого химического эксперимента вы устроите настоящее извержение на сказочном острове.

Из этой статьи вы узнаете

Все что нужно

Для опыта понадобится немного бытовой химии и декоративные элементы для создания острова. Остров с вулканом можно сделать из природных материалов или использовать наборы сенсорных коробок с динозаврами.

Макет вулкана лепят из пластилина. Создание сказочного вулканического острова для опыта является главной его составляющей и служит для развития у ребенка воображения и творческих способностей. Такие занятия помогут привить любовь к химии и географии. Мелкую моторику пальцев рук, ребенок будет разрабатывать во время изготовления пластилинового рельефа местности и его обитателей.

Для изготовления острова нужны:

  • картон;
  • степлер или узкий скотч;
  • коробка с цветным пластилином;
  • маленькие игрушки животных;
  • разноцветные камешки;
  • большая пластиковая коробка или миска, в которой будет стоять остров;
  • стеклянная или пластиковая емкость объемом 200 мл для жерла вулкана.

Для проведения опыта понадобятся:

  • сода 20 г;
  • пищевой краситель:
  • уксус 9%;
  • моющее средство для посуды 25 мл;
  • вода 100 мл.

Обычно опыт происходит до тех пор, пока у мамы не заканчивается вся сода и весь уксус, поэтому запаситесь терпением.

Самостоятельно без взрослых опыт детям проводить нельзя. При попадании уксуса в глаза или в рот ребенка может произойти ожог слизистых, а при проглатывании – ожог пищевода.

Делаем сказочный остров

Можно соорудить остров в большой пластиковой емкости. Налить настоящую воду, выложить дно круглой галькой. Емкость для вулкана сделать из баночки для детского питания или старого стакана. Для горы, внутри которой будет стоять емкость нужно сделать картонный макет, его ребенок с удовольствием обмажет пластилином.

Последовательность изготовления вулканической горы:

  • вырезают из плотного картона круг нужного диаметра;
  • делают надрез от края до центра круга;
  • сворачивают конус;
  • края конуса скрепляют при помощи степлера или скотча;
  • обрезают верхнюю часть конуса на высоте равной выбранной для вулкана емкости;
  • помещают емкость внутрь конуса.

Сверху гору обмазываю пластилином. Для этого раскатывают небольшие пластилиновые лепешки коричневого цвета и прилепляют к бумажному конусу, полностью закрывая картон. Верх вулкана можно сделать из красного пластилина, который будет имитировать раскаленную лаву.

Устанавливают вулканическую гору на сухой островок из гальки. Рассаживают вокруг маленьких резиновых зверей, которые есть среди детских игрушек. Разноцветных удивительных динозавров или волков, лисиц, зайчиков, медведей и других обитателей леса и джунглей. В зависимости от того каких зверей посадили, подбирают растительность для острова. Большие древовидные папоротники и хвощи для динозавров, и обычные елочки и березки для зайчиков и лисиц.

Пластмассовые растения тоже часто продаются в наборах для детских игр. Можно использовать листик живого папоротника и веточки растений, если за окном лето. Растения можно также слепить из пластилина, изготовить из ниток и бисера или обычного картона.

Можно сделать из картона небольшие домики, для пластмассовых индейцев и солдатиков. Использовать картон для изготовления растений и домиков лучше в том случае, когда остров будет находиться в емкости с окрашенным в голубой цвет песком вместо воды или на синем пластилиновом море.

Проведение эксперимента

Наконец остров готов. Все игрушечные звери и люди замерли в ожидании интересного события – извержения вулкана. Они знают, что вулкан ненастоящий и поэтому не боятся его.

Для проведения опыта насыпают в баночку-жерло вулкана столовую ложку соды. Добавляют столовую ложку моющего средства для посуды. Пищевой краситель красного или оранжевого цвета растворяют в 100 миллиграммах воды и вливают к соде и моющему средству. Основа для опыта готова, осталось добавить уксус. Маме, можно дать ребенку наливать самостоятельно уксус в вулкан, под ее присмотром, чтобы он не сделал это в ее отсутствие. Лучше повторить опыт на бис, наливая уксус в «жерло» вулкана и насыпая туда соду, пока ребенку это интересно и он просит повторить опыт.

При добавлении уксуса сода начнет пениться, извергаясь из «жерла вулкана», как красная или оранжевая лава. Моющее средство позволит «лаве» дольше и обильнее пениться, переливаясь из жерла и затапливая окрестности вместе с растениями и животными, которые по неосторожности разместились слишком близко.

Послесловие

Опыт с вулканом для маленьких детей безопаснее всего проводить с помощью соды и уксуса. Его можно повторять много раз, а достать необходимые материалы для опыта не составит труда.

Самое интересное в опыте это создание с ребенком своего сказочного острова, который можно использовать не только для химического опыта «Вулкан», но и для увлекательной игры.

С детьми старшего возраста можно провести опыт «Вулкан» в домашних условиях с применением
, перманганата калия и глицерина. Для опыта дихромат аммония насыпают в выпарительную чашу в виде горки, в середине которой делают углубление. Добавляют в углубление немного перманганата калия и несколько капель глицерина.

Через несколько минут из-за взаимодействия перманганата калия и глицерина произойдет возгорание дихромата аммония. Из вулкана посыплют искры во все стороны, и начнет извергаться фонтанчик огня. Чашу перед началом эксперимента необходимо поставить на фольгу, чтобы не сжечь поверхность, на которой будет проходить эксперимент.

Дихромат аммония можно просто поджечь, и он будет гореть подобно вулкану, извергая искры. Опыт захватывающий, но без присутствия взрослых детям его лучше не разрешать делать. Ожоги могут вызвать не только искры, но и используемые химические вещества.

Удачных вам экспериментов!

КОП для детей старшего дошкольного возраста

«Эти загадочные вулканы или как происходит извержение вулкана»

Пермский край, г. Чайковский

МАДОУ детский сад № 5 «Родничок»

Бриль Татьяна Владимировна

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!»

Китайская пословица

Направленность практики познавательная .

Краткая характеристика данного практикума :

Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса , развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.

Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагается ряд игр. В игровой форме ребята сделают много удивительных открытий о свойствах и возможностях окружающих их предметов.

Лаборатория – отличная возможность заинтересовать ребенка наукой и секретами познания окружающего мира в увлекательной, развлекательной интригующей форме. Дети с удовольствием участвуют в проведении захватывающих опытов, в процессе которых познают законы природы , развивают любознательность и задаются новыми вопросами, на которые с удовольствием ищут ответы с помощью взрослых.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Данный кратковременный образовательный практикум способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Цель эксперимента:

Дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении - «вулкан», наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации).

Задачи:

1. Познакомить с природным явлением – вулканом , наглядно показать связи между живым и неживым в природе, побудить детей к эмоционально-познавательной деятельности. Формировать представления о типах вулканов , опасностях, которые они представляют.

2. Развивать мышление, логику, творчество ребенка. Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее знания.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Словарь:

гора, вулкан, кратер, жерло, лава, щелочь, кислота.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов

Беседы о видах вулканов

Просмотр презентаций

Чтение детских энциклопедий

Изготовление макета вулкана.

Материал : Макет вулкана , поддон; сода, уксус; свекольный сок (красители), моющая жидкость; чайная ложка, пипетка, 2 презентации про вулканы , коробка с предметами для работы геолога, рюкзак.

ХОД :

В зал заходят дети.

- Карта России

Ребята, как называется наша страна?

Посмотрите, какая она большая!

- В какой части России? (Пермский край, Урал) (покажите на карте)

Богата наша страна лесами, полями и реками!

Чем еще богата еще наша страна? (полезными ископаемыми)

Кто знает, что такое полезные ископаемые?

Какие полезные ископаемые вы знаете?

Кто их находит? (геологи)

Раздается звонок: ….

В-ль отвечает: Алло! Что случилось? Да!

Ребята, поступило предложение собрать бригаду геологов для изучения камней.

Вы хотите попасть в экспедицию?

Для этого надо собраться в дорогу!

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ СУМКУ ГЕОЛОГА»

На столе лежат разнообразные предметы : ручка, тетрадь, компас, молоток, бутерброд, 2-3 вида разных игрушек, аптечка.

Дети должны выбрать нужные предметы для геолога и объяснить свой выбор.

Ну а теперь, когда у нас есть все необходимое, в путь!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья -

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

- Вот мы и пришли на гору.

- Ребята посмотрите, предыдущая экспедиция собрала коллекцию камней, а нам ее надо изучить.

Посмотрите сколько много! Какие они все разные? (рассматривают и называют)

(рядом с коллекцией на разносе лежат 2 камня (простой и пемза) и записка.

Воспитатель читает записку: Уважаемые исследователи, к нам попали 2 неизвестных камня! Помогите определить откуда они!

Ребята, как будем определять? (опыт: сравнить камни по цвету, по форме, по размеру, по весу…

Как вы узнали, какие камни тяжелые, а какие легкие? (В руках подержать)

Ребята, а если камни в воду опустить они утонут?

Давайте попробуем. (дети опускают камни в воду)

Оба камня утонули? (нет)

Как вы думаете где можно найти такие камни (везде)

Что это за камень, который не утонул? (пемза)

Почему он не утонул?

Откуда она берется?

Отгадайте загадку : Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?

( Вулкан )

Ребята, вспомните, что такое - вулкан ?

- Это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава .

Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана ?

Посмотрите что же такое вулкан на самом деле!!! (просмотр видео).

Картинка «Строение вулкана»

- Вулкан это большая гора с крутыми склонами.

На самой вершине вулкана находится кратер . Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана , дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана , называется лавой. Вулканы извергаются по-разному . Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно», и застывает на склонах.

- Ребята, как вы думаете, какой вред приносят вулканы? Какую пользу?

- Предлагаю достать карту и рассмотреть ее. У нас в России есть вулканы. (Камчатка)

Какие еще бывают вулканы? (действующие, спящие, потухшие).

- Ребята, как вы считаете, мы можем в помещении увидеть извержение вулкана? (нет) Почему?

- А на таком вулкане мы можем посмотреть? (демонстрация макета вулкана)

Ребята, какой это вулкан? (спящий)

Где же можно его разбудить? (В лаборатории)

Предлагаю отправиться в лабораторию!

В лаборатории у нас все готово для проведения опытов. И встречает нас лаборант.

(Демонстрация опыта на макете вулкана)

Ребята, вы хотите сами провести извержение вулкана?

Перед началом опыта нужно надеть халаты.

Повторяем правила безопасности (схема)

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

1. Работа под наблюдением воспитателя (лаборанта).

2. Надо работать аккуратно, четко соблюдая правила

3. ничего не брать в рот

4. осторожно насыпать вещества

5. осторожно наливать жидкости.

6. лаву не трогать.

7. использовать салфетку.

А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? Х - самому пользоваться нельзя, это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.

Воспитатель объясняет последовательность проведения опыта:

В "кратер вулкана" насыпаем 2 столовые ложки соды;

добавляем 1 ложку красной краски (гуаши);

затем - 1 ложку жидкого мыла.

Смешиваем лимонную кислоту с водой

Осторожно вливаем кислую воду в "кратер"

Вулкан просыпается

Кто закончил, предлагаю вам обозначить на схеме: показать стрелками, в какой последовательности вы проводили опыт.

Опыт основан на том, что окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях. В данном случае опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой.

Подведение итогов: - Что нового вы узнали?

Что вам понравилось больше всего?

Д/з Провести дома еще один опыт с апельсиновым соком и содой.

Доклад про вулканы, геологические образования на поверхности коры, в которых на поверхность выходит магма и образует вулканические газы, лаву, камни.

Сообщение про вулканы

Что такое вулкан?

С латинского слово «вулкан» обозначает огонь, пламя. В недрах Земли под воздействием высоких температур происходит расплавление горных пород с магматическим образованием. В ходе этого процесса выделяется большое количество газообразных веществ. Объем расплава и давление на твердые породы повышается в разы. Магма начинает двигаться по направлению к областям меньшего давления вверх на поверхность. Трещины земной коры начинают заполняться горными жидкими породами, и, разрываясь, поднимают целые пласты коры.

Магма может частично застичь, формируя лакколиты и магматические жилы. Другая часть при извержении вулканов выходит на поверхность в виде вулканического пепла, лавы, газов, обломков пород и слитков лавы.

Виды вулканов

Данные геологические образования бывают 2 видов:

  • Трещинные

Они не поднимаются над поверхностью Земли достаточно высоко. Трещинные вулканы представляют собой трещины, из которых вытекает магма на поверхность. Но их на планете очень мало.

  • Центральные

Представляют собой конус большой высоты, из которого при извержениях выходят магма и лава. У такого вулкана есть жерло (по нему течет магма) и кратеры (отверстие, из которого магма выходит на поверхность).

Также вулканы делятся на потухшие, действующие и уснувшие. Уснувшие вулканы на данный момент не извергаются, хотя под ними постоянно происходят землетрясения локального типа. А потухшие обозначают, что вулканическая активность отсутствует.

Сколько вулканов на Земле?

На планете насчитывается 1500 вулканов, как действующих, так и потухших. Самыми известными из них являются Ключевская Сопка (Камчатка), Эльбрус (Кавказ), Килиманджаро (Африка), Фудзияма (Япония).

Большая их часть расположена вдоль периметра Тихого океана. Они формируют так званое «огненное кольцо». Самой активной вулканической зоной является Средиземноморско-Индонезийский пояс. Извержение вулканов осуществляется по определенной закономерности – их размещению в сейсмических областях, подвижных областях.

  • Самый большой вулкан на планете – Мауна-Лоа. Он занимает практически всю часть гавайского острова и является самым активным.

Известные извержения вулканов в истории: интересные факты

  • (Италия) . Извержение произошло 24 августа 79 года. Оно уничтожило город Помпеи, покрыв его слоем пыли в 8 м, а также Геркуланум и Стабии. Пепел Везувия долетел до Сирии и Египта. На сегодняшний день это единственный действующий вулкан в Европе. Всего зафиксировано больше 80 извержений. Последнее из них было в 1944 году.
  • Тамбора (остров Сумбава). Извержение произошло 5 апреля 1815 года. В современной истории это самое большое по объему выброшенного материала и по числу погибших извержение. Он полностью уничтожил культуру Тамбора, которую европейцы открыли незадолго до этого. Вулкан извергался 10 дней и уменьшился на 1400 м в высоту. Он покрыл пеплом территорию в 500 км, и 3 дня солнце не проступало сквозь него.
  • Вулкан Таупо (Новая Зеландия). Извержение произошло 27 тысяч лет назад, и ученые считают его самым сильным за всю историю планеты. В результате его активной деятельности образовалось озеро Таупо. Последний раз вулкан извергался в 180 году н. э. Его взрывная волна и пепел уничтожили половину Северного острова. В атмосферу выбросилось 100 км 3 тектонической материи.
  • Вулкан Кракатау (Индонезия). Извержение произошло 27 августа 1883 года. Оно вызвало 30-метровое цунами, которое смыло 295 городов и деревень. Куски лавы отлетали на высоту 55 км. Пепел покрыл территорию 5330 км. Взрывная волна обогнула планету до 11 раз. По силе взрыв Кракатау был в 200 000 раз больше, чем взрыв Хиросиме. Ученые предполагают, что он ранее просыпался в 535 году и от его деятельности, возможно, образовались острова Суматра и Ява. После извержения 1883 года вулкан Кракатау разрушился. И на его месте в 1927 появился новый действующий вулкан — Анак Кракатау.
  • Вулкан Санторин (Греция). Извержение произошло за 1,5 тысячи лет до н.э. И оно уничтожило Критскую цивилизацию, а также способствовало уходу под воду острова Фера. Это не единственное его извержение. В 1886 году он целый год извергал куски лавы прямо из моря на 500-метровую высоту.
  • Вулкан Монтань-Пеле (Мартиника) . Извержение началось в апреле 1902 года. Уже 8 мая он накрыл пылью город, расположенный в 8-километровой зоне от него. Около Мартиники морское дно опустилось на пару сотен метров.
  • Вулкан Невадо-дель-Руис (Колумбия) . Извержение началось 13 ноября 1985 года, и всего в течение 10 минут был уничтожен город Армеро с населением в 29 000 человек.
  • Вулкан Пинатубо (Филиппины). На протяжении долгих 622 лет он считался потухшим. Но 12 июня 1991 года он уничтожил 18 км территории вдоль себя. Последствием такой катастрофы является понижение температуры и уменьшение озонового слоя, которое способствовало образованию крупной озоновой дыры.
  • Вулкан Катмай (Аляска). Его извержение 6 июня 1912 года было самым крупным в истории ХХ века.

Надеемся, что доклад про вулканы для детей помог Вам подготовиться к занятию. А свое сообщение про вулканы Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Вулканы - это геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластические потоки.

Слово «вулкан» пришло от древнеримской мифологии и происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.

Наука, изучающая вулканы, - вулканология, геоморфология.

Вулканы классифицируются по форме (щитовидные, стратовулканы, шлаковые конусы, купольные), активности (действующие, спящие, потухшие), местонахождению (наземные, подводные, подледниковые) и др.

Вулканическая активность

Вулканы делятся в зависимости от степени вулканической активности на действующие, спящие, потухшие и дремлющие. Действующим вулканом принято считать вулкан, извергавшийся в исторический период времени или в голоцене. Понятие активный достаточно неточное, так как вулкан, имеющий действующие фумаролы, некоторые учёные относят к активным, а некоторые к потухшим. Спящими считаются недействующие вулканы, на которых возможны извержения, а потухшими - на которых они маловероятны.

Вместе с тем, среди вулканологов нет единого мнения, как определить активный вулкан. Период активности вулкана может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких миллионов лет. Многие вулканы проявляли вулканическую активность несколько десятков тысяч лет назад, но в настоящее время не считаются действующими.

Астрофизики, в историческом аспекте, считают, что вулканическая активность, вызванная, в свою очередь, приливным воздействием других небесных тел, может способствовать появлению жизни. В частности, именно вулканы внесли вклад в формирование земной атмосферы и гидросферы, выбросив значительное количество углекислого газа и водяного пара. Учёные также отмечают, что слишком активный вулканизм, как например, на спутнике Юпитера Ио, может сделать поверхность планеты непригодной для жизни. В то же время слабая тектоническая активность ведёт к исчезновению углекислого газа и стерилизации планеты. «Эти два случая представляют собой потенциальные границы обитаемости планет и существуют наряду с традиционными параметрами зон жизни для систем маломассивных звезд главной последовательности», - пишут учёные.

Типы вулканических построек

В общем виде вулканы подразделяются на линейные и центральные, однако это деление условно, так как большинство вулканов приурочены к линейным тектоническим нарушениям (разломам) в земной коре.

Линейные вулканы или вулканы трещинного типа, обладают протяжёнными подводящими каналами, связанными с глубоким расколом коры. Как правило, из таких трещин изливается базальтовая жидкая магма, которая растекаясь в стороны, образует крупные лавовые покровы. Вдоль трещин возникают пологие валы разбрызгивания, широкие плоские конусы, лавовые поля. Если магма имеет более кислый состав (более высокое содержание диоксида кремния в расплаве), образуются линейные экструзивные валы и массивы. Когда происходят взрывные извержения, то могут возникать эксплозивные рвы протяжённостью в десятки километров.

Формы вулканов центрального типа зависят от состава и вязкости магмы. Горячие и легкоподвижные базальтовые магмы создают обширные и плоские щитовые вулканы (Мауна-Лоа, Гавайские острова). Если вулкан периодически извергает то лаву, то пирокластический материал, возникает конусовидная слоистая постройка, стратовулкан. Склоны такого вулкана обычно покрыты глубокими радиальными оврагами - барранкосами. Вулканы центрального типа могут быть чисто лавовыми, либо образованными только вулканическими продуктами - вулканическими шлаками, туфами и т. п. образованиями, либо быть смешанными - стратовулканами.

Различают моногенные и полигенные вулканы. Первые возникли в результате однократного извержения, вторые - многократных извержений. Вязкая, кислая по составу, низкотемпературная магма, выдавливаясь из жерла, образует экструзивные купола (игла Монтань-Пеле, 1902 г.).

Кроме кальдер существуют и крупные отрицательные формы рельефа, связанные с прогибанием под воздействием веса извергнувшегося вулканического материала и дефицитом давления на глубине, возникшим при разгрузке магматического очага. Такие структуры называются вулканотектоническими впадинами,депрессиями. Вулканотектонические впадины распространены очень широко и часто сопровождают образование мощных толщ игнимбритов - вулканических пород кислого состава, имеющих различный генезис. Они бывают лавовыми или образованными спёкшимися или сваренными туфами. Для них характерны линзовидные обособления вулканического стекла, пемзы, лавы, называемых фьямме и туфовая или тофовидная структура основной массы. Как правило, крупные объёмы игнимбритов связаны с неглубоко залегающими магматическими очагами, сформировавшимися за счёт плавления и замещения вмещающих пород. Отрицательные формы рельефа , связанные с вулканами центрального типа, представлены кальдерами - крупными провалами округлой формы, диаметром в несколько километров.

Классификация вулканов по форме

Форма вулкана зависит от состава извергаемой им лавы; обычно рассматривают пять типов вулканов:

  • Щитовидные вулканы, или «щитовые вулканы». Образуются в результате многократных выбросов жидкой лавы. Эта форма характерна для вулканов, извергающих базальтовую лаву низкой вязкости: она длительное время вытекает как из центрального жерла, так и из боковых кратеров вулкана. Лава равномерно растекается на многие километры; постепенно из этих наслоений формируется широкий «щит» с пологими краями. Пример - вулкан Мауна-Лоа на Гавайях, где лава стекает прямо в океан ; его высота от подножия на дне океана составляет примерно десять километров (при этом подводное основание вулкана имеет длину 120 км и ширину 50 км).
  • Шлаковые конусы. При извержении таких вулканов крупные фрагменты пористых шлаков нагромождаются вокруг кратера слоями в форме конуса, а мелкие фрагменты формируют у подножия покатые склоны; с каждым извержением вулкан становится всё выше. Это - самый распространённый тип вулканов на суше. В высоту они - не больше нескольких сотен метров. Пример - вулкан Плоский Толбачик на Камчатке, который взорвался в декабре 2012 года.
  • Стратовулканы, или «слоистые вулканы». Периодически извергают лаву (вязкую и густую, быстро застывающую) и пирокластическое вещество - смесь горячего газа, пепла и раскалённых камней; в результате отложения на их конусе (остром, с вогнутыми склонами) чередуются. Лава таких вулканов вытекает также из трещин, застывая на склонах в виде ребристых коридоров, которые служат опорой вулкана. Примеры - Этна, Везувий, Фудзияма.
  • Купольные вулканы. Образуются, когда вязкая гранитная магма, поднимаясь из недр вулкана, не может стечь по склонам и застывает вверху, образуя купол. Она закупоривает его жерло, как пробка, которую со временем вышибают накопившиеся под куполом газы. Такой купол формируется сейчас над кратером вулкана Сент-Хеленс на северо-западе США, образовавшегося при извержении 1980 г.
  • Сложные (смешанные, составные) вулканы.

Извержение вулкана

Извержения вулканов относятся к геологическим чрезвычайным ситуациям, которые могут привести к стихийным бедствиям. Процесс извержения может длиться от нескольких часов до многих лет. Среди различных классификаций выделяются общие типы извержений:

  • Гавайский тип - выбросы жидкой базальтовой лавы, часто образуются лавовые озёра, должны напоминать палящие тучи или раскалённые лавины.
  • Гидроэксплозивный тип - извержения, происходящие в мелководных условиях океанов и морей, отличаются образованием большого количества пара, возникающего при контакте раскалённой магмы и морской воды.

Поствулканические явления

После извержений, когда активность вулкана либо прекращается навсегда, либо он «дремлет» в течение тысяч лет, на самом вулкане и его окрестностях сохраняются процессы, связанные с остыванием магматического очага и называемые поствулканическими. К ним относят фумаролы, термы, гейзеры.

Во время извержений иногда происходит обрушение вулканического сооружения с образованием кальдеры - крупной впадины диаметром до 16 км и глубиной до 1000 м. При подъеме магмы внешнее давление ослабевает, связанные с ней газы и жидкие продукты вырываются на поверхность, и происходит извержение вулкана. Если на поверхность выносятся древние горные породы, а не магма, и среди газов преобладает водяной пар, образовавшийся при нагревании подземных вод, то такое извержение называют фреатическим.

Поднявшаяся к земной поверхности лава не всегда на эту поверхность выходит. Она лишь поднимает слои осадочных пород и застывает в виде компактного тела (лакколита), образуя своеобразную систему невысоких гор. В Германии к таким системами относятся области Рён и Эйфель. На последней наблюдается и другое поствулканическое явление в виде озёр, заполняющих кратеры бывших вулканов, которым не удалось сформировать характерный вулканический конус (так называемые маары).

Источники тепла

Одной из нерешённых проблем проявления вулканической активности является определение источника тепла, необходимого для локального плавления базальтового слоя или мантии. Такое плавление должно быть узколокализованным, поскольку прохождение сейсмических волн показывает, что кора и верхняя мантия обычно находятся в твёрдом состоянии. Более того, тепловой энергии должно быть достаточно для плавления огромных объёмов твёрдого материала. Например, в США в бассейне реки Колумбия (штаты Вашингтон и Орегон) объём базальтов более 820 тыс. км³; такие же крупные толщи базальтов встречаются в Аргентине (Патагония), Индии (плато Декан) и ЮАР (возвышенность Большое Кару). В настоящее время существуют три гипотезы. Одни геологи считают, что плавление обусловлено локальными высокими концентрациями радиоактивных элементов, но такие концентрации в природе кажутся маловероятными; другие предполагают, что тектонические нарушения в форме сдвигов и разломов сопровождаются выделением тепловой энергии. Существует ещё одна точка зрения, согласно которой верхняя мантия в условиях высоких давлений находится в твёрдом состоянии, а когда вследствие трещинообразования давление падает, она плавится и по трещинам происходит излияние жидкой лавы.

Районы вулканической активности

Основные районы вулканической активности - Южная Америка , Центральная Америка, Ява, Меланезия, Японские острова, Курильские острова, Камчатка, северо-западная часть США, Аляска, Гавайские острова, Алеутские острова, Исландия, Атлантический океан .

Грязевые вулканы

Грязевые вулканы - небольшие вулканы, через которые на поверхность выходит не магма, а жидкая грязь и газы из земной коры. Грязевые вулканы намного меньше по размерам, чем обыкновенные. Грязь, как правило, выходит на поверхность холодной, но газы, извергаемые грязевыми вулканами, часто содержат метан и могут загореться во время извержения, создавая картину, похожую на извержение обыкновенного вулкана в миниатюре.

В нашей стране грязевые вулканы более всего распространены на Таманском полуострове, встречаются также в Сибири, около Каспийского моря и на Камчатке. На территории других стран СНГ грязевых вулканов больше всего в Азербайджане, имеются они в Грузии и в Крыму.

Вулканы на других планетах

Вулканы в культуре

  • Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»;
  • Кинофильмы «Вулкан», «Пик Данте» и сцена из фильма «2012».
  • Вулкан близ ледника Эйяфьядлайёкюдль в Исландии во время своего извержения стал героем огромного числа юмористических программ, сюжетов теленовостей, сводок и народного творчества, обсуждающего события в мире.

(Visited 1 733 times, 1 visits today)