Качество образования по странам. Рейтинг стран по уровню образования. Где лучше получать образование россиянам

Как сказал Нельсон Мандела, “Образование является самым мощным оружием для того, чтобы изменить мир”. У каждой страны на Земле есть собственная система образования, но не все они одинаково эффективны и способны воспитать в детях нужные навыки и умения. Как правило, в подобных списках лидируют страны с высоким уровнем жизни. Статистика разрыва в качестве образования между развивающимися и развитыми странами далеко не утешительная. Согласно данным, разрыв между развитым и развивающимся миром составляет около 100 лет. Лучшие из лучших поддерживают на должном уровне соотношение учителей к ученикам, обучают детей в школе дольше и дипломируют самое большое число студентов с качественным образованием. Кто же эти лидирующие страны? Продолжайте читать, чтобы изучить список из 10 лучших систем образования.

Австралия

"Образование для всех". Расположенная во главе рейтингов Развития человечества Организации Объединенных Наций страна с населением в 24 миллиона обучает школьников до возраста 20 лет (США, для сравнения, до 16 лет). У 94% граждан старше 25 лет есть среднее образование. Соотношение учеников к учителям составляет приблизительно 14:1, при этом Австралия превосходно поддерживает своих педагогов. Страна стимулирует учителей, отправляющихся в сельскую местность и старается обеспечить равную зарплату для педагогов на всех уровнях.


Япония

Благодаря интенсивному вниманию к обучению детей начиная с 6 лет, японские школьники имеют глубокие познания в науке. Япония занимает второе место в ежегодном глобальном образовательном отчете, четвертое место в чтении и седьмое по математике согласно влиятельной Международной программе оценки образовательных достижений учащихся. Программа тестирует 15-летних учеников во всем мире, чтобы сравнить системы образования стран. Согласно этим оценкам, островное государство Тихого океана серьезно относится к образованию. Уровень грамотности 127 миллионов граждан Японии составляет 99 процентов.


Южная Корея

Стандартизированные тесты подтверждают высочайшее качество системы образования в Южной Корее. Школьники в 49 миллионной республике посещают как частные, так и общественные средние школы и лидируют во многих академических оценках. Длительное изучение предметов помогло ученикам достичь столь высоких результатов, ведь южнокорейские родители тратят значительные суммы на внеурочное обучение своих детей.



Образование в Финляндии

Кто знал, что множество перерывов может значительно улучшить результаты учеников? Финны. У детей из этой северной европейской страны в возрасте от 7 до 15 лет проводятся 15-минутные перерывы для свободной игры в течение каждого часа их пятичасового школьного дня. И хотя оценки не ставятся до четвертого класса (и школы не требуют никаких стандартизированных тестов до четвертого года обучения), успех их учеников бесспорен. Последовательно высокие оценки в международных тестах подтверждают это. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разрыв между самыми слабыми и самыми сильными учениками в Финляндии является самым маленьким в мире.


Норвегия

Норвегия имеет высочайшие оценки развития согласно ООН, т.к. ставит образование для 5.1 миллионов жителей одним из главных приоритетов. Скандинавская страна тратит 6.6% их ВВП на образование, и поддерживает отношение учителей к ученикам на уровне 9:1. Полагаясь на национальный учебный план, учителя знакомят школьников с прикладным искусством, правилами здорового образа жизни, музыкой и физкультурой. И их система определенно работает. Сто процентов населения Норвегии школьного возраста зарегистрированы в школе, а у 97 процентов жителей есть среднее образование.


Сингапур

Описанная как “ориентированная на экзамен” система образования в этом островном городе-государстве Юго-Восточной Азии с населением в 5.7 миллионов стремится научить детей решать проблемы. При этом, ученики отлично справляются с тестами и занимают первые места во всех науках. Учителя в Сингапуре также участвуют в профессиональном развитии на протяжение всей их карьеры.


Нидерланды

Даже если вы не знаете голландского языка, с обучением в Нидерландах не будет проблем. Страна с 17 миллионами жителей высоко оценивается во всех рейтингах качественного образования. Здесь обеспечивают обучение на множестве языков помимо нидерландского для учащихся 1 - 4 классов, чтобы способствовать скорейшему изучению языка. Среднее образование есть у 94% жителей, при этом обеспечивается дополнительное финансирование более бедным студентам и этническим меньшинствам. По данным ЮНЕСКО, у начальных школ с самой высокой пропорцией таких учеников, в среднем приблизительно на 58 процентов больше учителей и технического персонала.

Германия


Ирландия

Далеко не простая удача стала причиной высоких рейтингов Ирландии в Образовательном индексе ООН. Страна с 4.7 миллионами жителей вкладывает значительный капитал в образование граждан, тратя 6.2 процентов ВВП (вдвое больше, чем Сингапур). Такая расстановка приоритетов помогла Ирландии создать одну из лучших систем образования в мире.


Англия

99.9 процентов англичан в возрасте 25 и старше имеют среднее образование. Англия в настоящее время вырабатывает стратегию размещения дополнительных 750,000 учеников, которые по оценкам Министерства образования пополнят школы к 2025 году. Страна занимает лидирующие места в рейтинге систем образования, что подтверждается различными видами тестирования учеников.

Ученики начальной школы Северной Ирландии показали шестой результат в мире, и это лучший показатель в Европе. Результаты Англии не улучшились с момента испытаний четырехлетней давности.

Эти международные рейтинги - Trends in International Mathematics and Science Study (TIMSS) - публикуются каждые четыре года. Они основаны на результатах тестирований, в которых приняли участие более 600000 студентов из 57 стран в возрасте от 9 до 10 и от 13 до 14 лет.

1. Сингапур

2. Южная Корея

3. Тайвань

4. Гонконг

7. Казахстан

9. Ирландия

11. Англия

Результаты Англии выше среднего уровня и лучше, чем у многих европейских стран, но какого-либо существенного прогресса в рейтинге не произошло несмотря реформы школьной системы .

В последних международных тестированиях TIMSS по математике среди учеников начальных классов Англия упала на один пункт рейтинга, переместившись с 9-го на 10-е место. Результаты средних школьников также ухудшились. Вместо 10-го места Англия заняла 11-е.

Когда эти же самые тестирования проводились в 2007 году, Англия была шестой в математике. Сейчас это место занимает Северная Ирландия.

В естественных науках учащиеся начальных школ Англии остаются на 15-м месте, в то время как ученики средних классов поднялись с 10-го на 8-е место.

1. Сингапур

2. Гонконг

3. Южная Корея

4. Тайвань

6. Северная Ирландия

8. Норвегия

9. Ирландия

10. Англия

Министр по делам школьного образования Англии Ник Гибб отметил, что результаты, которые показали английские ученики, были более «интересными и уверенными», чем у многих международных конкурентов.

«Новый более требовательный учебный план по математике для младших школьников начали использовать с сентября 2014 года. Мы ожидаем, что будущие тестирования TIMSS отразят прогресс», - заявил господин Гибб.

Между тем, лейбористка Анжела Рейнер заявила, что результаты были достигнуты вопреки «постоянной перековке и переправке экзаменов, школьных структур и учебных программ».

Лидер Национальной ассоциации старших преподавателей Рассел Хобби отмечает, что нехватка квалифицированных учителей по математике и естественным наукам не дала Англии задержаться в «высшем дивизионе» международного образования.

Северная Ирландия очень уверенно показала себя в тестировании по математике среди учеников начальных классов. Страна сохранила ту же позицию, что и четыре года назад, и является первой в группе, следующей за лидерами рейтинга – странами Азии.

Это ставит молодежь Северной Ирландии впереди школьников из таких стран, как Финляндия и Норвегия, которые, как правило, отличаются высокой успеваемостью. Шотландия и Уэльс не участвовали в этих испытаниях.

Результаты испытаний, проведенных в 2015 году, выделили группу стран, демонстрирующих высокие достижения. Они нарастили свое преимущество по сравнению с предыдущими тестированиями. Все эти государства находятся в Азии.

Несмотря на международный успех Сингапура в тестировании, были опасения по поводу молодых людей, оказавшихся под слишком большим давлением.

Министерство образования Сингапура заявило, что образование является большим, чем просто получение высоких оценок.

Топ-10 результатов тестирования учеников средней школы по математике:

1. Сингапур

3. Тайвань

4. Южная Корея

5. Словения

6. Гонконг

9. Казахстан

10. Ирландия

Финляндия, чья модель образования часто используется для улучшения школьных систем в других странах, ухудшила свои позиции в этих рейтингах.

Тестирования проводятся Международной ассоциацией по оценке достижений в области образования Нидерландов и Бостонским колледжем США.

Исполнительный директор тестирований TIMSS Ина Маллис заявила, что общие результаты принесли «много хороших новостей» о школах: баллы, набранные участниками, повысились, а также большее количество детей, чем раньше, отметили, что школа является безопасной для них средой.

Профессор Маллис отметила, что успех азиатских стран отражает «согласованность» их подхода и «культуру погружения в образование».

«Остальная часть мира проигнорировала свою работу, и еще больше отстала от таких стран, как Сингапур и Южная Корея», - сообщила она.

Топ-10 результатов тестирования учеников начальной школы по математике:

1. Сингапур

2. Южная Корея

5. Гонконг

6. Тайвань

7. Финляндия

8. Казахстан

Наиболее важным общим фактором успеха является качество и доступность обучения, сказал директор TIMSS Майкл Мартин.

И достижение Сингапура, думается, не могло бы стать реальностью, если бы образование в этой стране не было бы приоритетом.

«Образование имеет огромное значение в этих странах», - сказал другой руководитель проекта тестирования, доктор Дирк Хастедт.

Стоит также отметить успехи российских школьников. Во всех четырех рейтингах страна находится примерно в середине первой десятки.

Foto: PantherMedia/Scanpix

Недавно британское издание The Times опубликовало рейтинг самых лучших систем обучения в мире. Этот рейтинг был основан на результатах, полученных при помощи Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) – теста, оценивающего грамотность школьников и их умение применять полученные знания.

Само тестирование происходит раз в три года, а участие в нем принимают подростки в возрасте 15 лет. Впервые тест был проведен в 2000 году, и первое место в нем заняла Финляндия. Как ни странно, через 12 лет наши скандинавские соседи показали точно такой же результат: первое место в тесте PISA. Места со второго по пятое заняли четыре азиатские страны: Южная Корея, Гонконг, Япония и Сингапур, обозначив тем самым высочайший уровень образования в целом регионе.

И лишь на шестом месте оказалась система образования Великобритании – пользующаяся неизменной популярностью на постсоветском пространстве. Седьмое место досталось Голландии, восьмое – Новой Зеландии, на девятой строчке в исследовании закрепились школьники из Швейцарии и на десятом – канадские подростки. Ни США, ни тем более Россия в первую десятку не попали.

В чем секрет успеха стран с самыми лучшими системами образования? Портал DELFI решил чуть более подробно рассмотреть системы образования первых семи стран из последнего списка PISA.


Foto: AP/Scanpix

В Финляндии дети в обязательном порядке поступают в школу в тот год, когда им исполняется семь лет. За год до этого дети получают право на предварительное начальное образование, которое может быть реализовано в детском саду или школе. Но оно не является обязательным.

Первые шесть лет своего обучения финские школьники не получают оценок и не корпят дома над тетрадями и учебниками в попытках решить домашнее задание. Тоже самое касается и экзаменов – это редкость в начальных классах финских школ.

Все дети, вне зависимости от своего уровня знаний, занимаются вместе. Отчасти это является причиной того, что разница между самым способным и самым бездарным учеником в Финляндии не является величиной катастрофической.

Максимальное количество учеников в классе – 16 человек. Это позволяет учителям уделять внимание каждому конкретному ученику, а детям больше времени проводить не в попытках расслышать, о чем говорит преподаватель, а занимаясь практическими заданиями.

Ученики основной школы в Финляндии проводят на переменах до 75 минут в день по сравнению с 29 минутами в США.

Учителя при этом проводят непосредственно перед аудиторией не больше четырех часов в день и два часа в неделю посвящают исключительно профессиональному росту.

Вообще в Финляндии к учителям относятся с большим уважением, но и требуют от них многого. Каждый учитель в стране должен иметь степень магистра. При этом для того, чтобы попасть на свою первую работу в школу, нужно быть как минимум с 10% лучших выпускников своего курса.

Популярность профессии в стране говорит сама за себя: в 2006 году на 660 мест учителей основной школы претендовали 6 600 человек. При этом средняя зарплата учителя в Финляндии составляет около 25 000 евро в год.


Foto: Reuters/Scanpix

В школу корейские дети идут с шести лет. До этого в стране есть возможность отдать ребенка в детский сад (с трех лет), в котором происходит начальное обучение, но это совершенно не обязательно.

Начальная школа длится в Южной Корее шесть лет (с 6 до 12 лет ребенка), после чего тот переходит в неполную среднюю школу, в которой учится до 15 лет. Чаще всего дети поступают в школу, которая находится рядом с их домом и не имеют возможность выбрать себе учебное заведение до тех пор, пока в 15 лет им не придется сделать выбор между дальнейшим профессиональным или академическим образованием в так называемой старшей средней школе.

Школьную программу в стране разрабатывает Министерство образования, науки и техники, каждые 10 лет она пересматривается. Каждая школа должна обучить своих учеников перечисленным в ней дисциплинам. Тем не менее, руководство учебного заведения имеет право добавить в список предметов что-то свое.

В начальной школе учениками занимается один учитель. Он преподает этику, корейский язык, математику, основы естественных и общественных наук, музыку и рисование. Кроме того в школах в обязательном порядке детям прививают навыки решения разнообразных проблем, традиции и культуру страны, а также укрепляют основные жизненные принципы, описывая реальные "случаи на производстве" .

Неполная средняя школа, в которую дети поступают в 12 лет, предъявляет к своим ученикам гораздо более серьезные требования: подростки проводят в школе по 14 часов в день по пять дней в неделю. При этом общее количество учебных часов в год достигает тысячи. Количество студентов при этом в одном отдельно взятом классе возрастает с примерно 26 до 35 человек.Никаких экзаменов для перехода в следующий класс в Южной Корее не предусмотрено. Ученики переходят дальше исключительно в силу возраста. Вступительные экзамены придется сдавать лишь перед поступлением в старшую среднюю школу в 15 лет. Вместо этого южнокорейских учеников регулярно оценивают по нескольким параметрам вроде успеваемости по предметам, внеклассной активности и посещаемости уроков, особым достижениям и нравственному развитию. Все эти данные, тем не менее, не будут использованы раньше, чем подросток примет решение, куда ему поступать.

Учитель – очень уважаемая в Южной Корее профессия, не в последнюю очередь из-за стабильности работы, отличных условий труда и достаточно высокой заплаты. В среднем учитель может рассчитывать на 41 000 евро в год, а множество предусмотренных "плюшек" могут повысить эту сумму до 62 000. Все учителя обязаны иметь степень бакалавра, а набор преподавательского состава осуществляется из 5% лучших выпускников университетов.


Foto: AP/Scanpix

Система образования в Гонконге сильно напоминает по своей структуре южнокорейский вариант. От трех до шести лет дети посещают садик, где к их услугам дошкольное образование, предоставляемое в отличие от Южной Кореи частными организациями. В шесть лет ребенок поступает в начальную школу, в 12 переходит в неполную среднюю, где учится до 15 лет. Напоследок его ждут два года в старшей средней школе.

В Гонконге ученики не привязаны так сильно к своему месту жительства и той школе, которая расположена рядом. До 50% учеников школы могут не проживать в ее ближайшем окружении. При этом, впрочем, стоит учесть, что порядка 60% от общего числе не живущих рядом со школой студентов зарезервировано под детей персонала школы и родных братьев и сестер тех детей, которые уже учатся в данном учебном заведении.

Никаких экзаменов в первые шесть лет обучения для детей не предусмотрено. До 2012 года система образования в Гонконге предусматривала два экзамена: один после окончания неполной средней школы и второй после завершения обучения в старшей средней школе. С будущего года экзамен останется только один – после окончания всего цикла обучения.

В гонконгских школах есть несколько программ обучения: утренние, после обеда или рассчитанные на весь день. Большинство учебных заведений придерживается последнего варианта.

Многие программы предусматривают не только обучение подростков в классах, но и их активное практическое применение вне пределов школы. Обучение ведется на китайском языке, английский используется в качестве второго учебного языка.

В Гонконге, как и в Корее, большое количество усилий направлено на модернизацию процесса обучения и максимальному сокращению бумажных источников информации в учебном процессе.

Не смотря на значительное количество учеников в классе – порой их число может достигать 40 человек – учитель в Гонконге проводит непосредственно перед аудиторией всего 10-12 часов в неделю.


Foto: AFP/Scanpix

Вариант японского школьного образования минимально отличается от некоего общего азиатского "стандарта": опциональные три года обучения в детском саду, затем шесть лет начальной школы, после чего три года неполной средней и еще три старшей средней школы.

Обязательными для японских школьников являются шесть лет начальной школы и три года неполной средней. После чего 15-летний подросток может хоть вообще не учиться, однако почти 95% японских школьников выбирают дальнейшее обучение в стершей средней школе.

Среди обычных для начальной школы предметов вроде родного языка и литературы, арифметики, общественных наук, музыки и физкультуры, встречаются также нравственное воспитание и самоконтроль.

В начальной и неполной средней школе японские учителя используют принцип "целостного обучения", что значит, что в каждый момент времени все ученики в классе работают над одной и той же задачей. Несмотря на это уроки редко принимают форму лекции, чаще всего это совместное обсуждение или работа над проектами и общими заданиями.

До недавнего времени японские школьники были вынуждены проводить в школе шесть дней в неделю, делать невозможное количество домашних заданий, а между этими двумя вещами еще и находить время для репетиторов (особенно в момент подготовки к экзаменам в университет). Новые реформы сократили школьное расписание в Японии до пяти дней в неделю, однако количество задаваемого на дом материала не изменилось. Прибавим сюда короткие летние каникулы и получим портрет типичного японского школьника, замученного внеклассным обучением чуть ли не больше всех остальных его ровесников из других стран мира.

Экзамены в японских школах проходят по окончании неполной средней школы и старшей средней школы и имеют большое влияние на то, куда попадет ученик на следующем этапе обучения. В течение же всего курса обучения в школе учителя оценивают студентов при помощи разнообразных тестов и домашних работ. Классные руководители при этом проводят большое количество времени со своими учениками не только в стенах школы, но и за ее пределами.

Профессии учителя в Японии является весьма уважаемой и достаточно сложной для того, чтобы ее получить. Только 14% стремящихся стать учителями, получают в итоге дипломы педагогов и лишь 30-40% получивших находят себе работу в качестве учителя.

Средняя зарплата учителя после 15 лет работы в школе составляет порядка 38 000 евро в год, а проводят они в классах почти в два раза меньше времени, нежели их коллеги в США (27% от их общего рабочего времени по сравнению с 53%).


Foto: AFP/Scanpix

В школу в Сингапуре дети идут с шести лет. Обучение в ней разделено на несколько этапов, обязательным из которых является лишь первый – шесть лет начальной школы. Дальше идет средняя школа с множеством разнообразных вариантов, финалом – предуниверситетский курс.

В основной школе (там учатся до 12 лет) детей учат родному языку, английскому языку (в обязательном порядке), математике и множеству мелких, но важных предметов вроде эстетического воспитания, физкультуры, музыке и т.д. по окончании начальной школы детей ждет экзамен, который так и называется Primary School Leaving Examination.

После этого можно больше никуда и не поступать, но подавляющее большинство детей предпочитает потратить еще как минимум четыре года на обучение. В средней школе существует разделение по курсам: специальный (4-6 лет), экспресс (4 года), нормальный академический (5 лет), нормальный технический (4 года) и предпрофессиональный (1-4 года).

В зависимости от курса ученики получают Генеральное свидетельство об образовании разных уровней (в порядке возрастания – N, O или А) и могут или остановиться на этом, либо продолжить обучение дальше и по получении свидетельства уровня "А", поступить в университет.

Учителем в Сингапуре становится далеко не каждый желающий им стать. Потенциальных преподавателей отбирают из 30% лучших выпускников университетов. Но даже и это не всегда помогает стать учителем, поскольку конкурс на место в школе очень велик.

Помимо зарплаты – средняя в районе 35 000 евро в год – учителя в Сингапуре имеют шанс получить значительное количество бонусов, порой достигающих 30% их зарплаты. Сумма бонуса вычисляется по результатам строгой ежегодной проверки деятельности учителя, его профессиональных качеств, видимого потенциала и активного в работе родного учебного заведения.


Foto: Scanpix

Британская система образования, кажется, вообще не зависит от того, какое место страна занимает в тестах PISA – туда ехали, едут и ехать будут. Не в последнюю очередь из-за некоего налета элитарности британских учебных заведений. Особенно если речь идет о школе-интернате, возраст которой вспоминают не иначе как с благоговением.

Чаще всего подобные пансионы являются, во-первых, довольно элитными как с точки зрения собранного в них общества, так и с точки зрения финансов, необходимых для обучения там ребенка. А, во-вторых, выбранный пансион скорее всего будет исключительно для мальчиков или для девочек. В пользу раздельного воспитания приводится множество аргументов, точно также как и в пользу совместных школ, при этом ни один из них определяющим не является.

В целом образование в Великобритании начинается в пять лет, когда ребенок поступает в начальную школу. Обучение в ней длится до 12 лет, причем домашних заданий в это время в английской школе может и не быть.

Эта возможность появилась у учителей начальных классов в начале 2012 года, когда министр образования страны заявил, что теперь каждый учитель будет решать сам, задавать ли ему что-то на дом или обойтись другими средствами. Проверка усвояемости материала чаще всего проводится при помощи эссе или проекта, который необходимо выполнить. Впрочем, для учеников средней школы такие послабления вводить отказались.

Обучение в начальной школе заканчивается экзаменом – Common Entrance Examination. Успех при сдаче экзамена – билет в среднюю школу. Там подросток проводит еще несколько лет и в 16 лет сдает очередной выпускной экзамен – GCSE (сертификат о получении общего среднего образования). Наличие этого сертификата является обязательным условием для всех учащихся в Великобритании.

Школы в Великобритании также стараются придерживаться тех правил, которые сформировались когда-то давно и с тех пор являются неотъемлемой частью британского образования – обязательная школьная форма, активное участие в благотворительности, регулярные социальные работы.

До 8 лет занятия чаще всего ведутся одним учителем, после этого появляются учителя-предметники и большее внимание начинает уделяться тому, что является необходимым для успешной сдачи выпускных экзаменов в школе.

В закрытых школах-пансионах обучение может происходить на индивидуальной основе или в группах, где дети собраны по способностям. Появляются также дополнительные предметы, которых может не быть в обычной школе. В этом нет ничего удивительного, поскольку частные школы в Англии имеют право не придерживаться национальной программы обучения. Чаще всего, в школах-интернатах оставляют костяк этой программы, просто добавляя к ней большое количество курсов, среди которых можно выбрать нужные.


Foto: Publicitātes foto

Дети в Голландии могут начать посещать дошкольные учебные заведения с трех лет, но чаще всего это происходит в 4 года, а с пяти лет является обязательным. С пяти до 12 лет лети в Нидерландах посещают начальную школу, после окончания которой им придется сдавать экзамен.

Результаты экзамена в значительной степени определяют, куда дальше пойдет учиться ребенок. Перед ним открывается три возможности: подготовительное среднее образование (VMBO) – 4 года, общее среднее или предуниверсистетское образование (HAVO) – 5 лет, предуниверситетское образование (VWO) – 6 лет. Впрочем, в первые два года обучения их образовательные программы практически копируют друг друга, что значительно облегчает переход между ними тех учеников, которые по каким-то причинам решили сменить программу в целом. Начиная с 2007 года, окончание одной из этих программ является для учеников обязательным.

Образовательную программу устанавливает голландское министерство образования, культуры и науки, но любая школа имеет право добавить в ее то, что посчитает необходимым для обучения. В начальной школе подростки учат сразу три языка – голландский, фризский и английский, математику, общественные науки, занимаются рисованием и физкультурой.

По окончании начальной школы проводится экзамен, который представляет собой тест с несколькими вариантами ответов на вопросы и предназначен скорее для выявления способностей подростка к тем или иным науках, недели для обычной оценки его знаний. Кроме того, учителя и директор школы составляют подробный отчет о работе того или иного ученика, который будет использован при поступление подростка в среднюю школу.

В течение процесса обучения знания учеников оцениваются привычными для нас методами: оценками за домашнюю работу, работу в классе и устными экзаменами.

Помимо прочего в работу школ обычно активно вовлечены родители учеников. Более 90% родителей выполняли для школ какую-то одноразовую случайную работу; 53% помогали в преподаванием в классах; 56% были членами родительских комитетов в разное время и 60% обеспечивали и обеспечивают помощь за пределами классной комнаты – в библиотеке, школьной газете, подготовке учебных материалов и т.д. Все это позволяет им быть в курсе всех проблем и успехов собственных детей и направлять их при необходимости в нужную сторону.

При этом Голландия сейчас испытывает недостаток в хороших, профессиональных учителях. И это не смотря на вполне приличную зарплату порядка 60 тысяч долларов в год, которую правительство страны пытается держать на уровне, одновременно с этим модернизируя способ получения соответствующего образования.

Заметили ошибку?
Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter!

Категорически запрещено использовать материалы, опубликованные на DELFI, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы DELFI иным способом без письменного разрешения. Если разрешение получено, нужно указать DELFI в качестве источника опубликованного материала.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.

Первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть в жизни людей важную роль. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость обобщать опыт воспитания, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодых людей к жизни.

То, что экономическое развитие государства напрямую зависит от уровня развития науки и образования в стране, общеизвестно. Это аксиома, не требующая доказательств. Потому что образование – самое эффективное средство, которым располагает общество, чтобы противостоять вызовам будущего. Именно образование будет формировать мир завтра. О том, что представляют собой образовательные системы мира, какие из них заслуживают особого внимания, и пойдет разговор ниже.

20 лучших систем образования в мире

Ирина Каминкова,«Хвиля»

В современном мире с его тесными глобальными связями не вызывает сомнений значение образования: эффективность учебных заведений вносит существенный вклад в процветание государств наряду с другими факторами социально-экономического развития.

Для оценки и сравнения качества систем образования специалистами разработан ряд метрик, среди которых наиболее известные: PISA, TIMSS и PIRLS. Группа Пирсон с 2012 года публикует свой индекс, рассчитанный по данным метрикам, а также по ряду других параметров, таких как уровень грамотности и количество выпускников по различным странам. Кроме общего индекса, рассчитываются две его составляющие: навыки мышления и успехи в обучении.

Отметим сразу, что данные по Украине в этом рейтинге отсутствуют. Основная причина в том, что за все годы независимости чиновники у власти не удосужились оформить и подать ни одной заявки на международное тестирование. Очевидно, что, несмотря на ярую патриотическую риторику, развитие национальной системы образования и её продвижение на глобальном уровне, мягко говоря, не входит в круг их интересов. Тут уж впору брать пример с России, которая, несмотря на похожие проблемы с усушкой, угаром и утечкой ресурсов, всё же вошла в двадцатку лучших и обогнала (!) США.

В целом, развитие национальных систем образования в мире демонстрирует следующие тенденции:

страны Восточной Азии по-прежнему опережают остальных. Южная Корея находится на вершине рейтинга, далее следуют Япония (2), Сингапур (3) и Гонконг (4). Идеологией образования в этих странах является примат усердия над врожденными способностями, четко сформулированные цели и задачи обучения, высокая культура отчетности и взаимодействия среди широкого круга заинтересованных лиц.

страны Скандинавии, традиционно удерживающие сильные позиции, несколько растеряли своё преимущество. Финляндия, лидер Рейтинга-2012, переместилась на 5 место; а Швеция опустилась с 21-го на 24-е.

заметно улучшилась позиция Израиля (с 17 на 12 место), России (вверх на 7 мест до 13-го) и Польши (вверх на четыре места до 10-го).

развивающиеся страны занимают нижнюю половину рейтинга, Индонезия замыкает список из 40 представленных стран, ей предшествует Мексика (39) и Бразилия (38).

Дадим краткую характеристику 20 странам-лидерам

  1. Южная Корея.

Япония и Южная Корея жестко конкурируют за 1-е место в рейтинге. Корейцы победили Японию по 3-м позициям. Япония, несмотря на солидные инвестиции в начальное образование детей, уступила в уровне мышления и ряде других позиций рейтинга. А вы знаете, что в Южной Корее дети часто ходят в школу семь дней в неделю, без выходных? Госбюджет образования в прошлом году составил $ 11300 млн. Уровень грамотности всего населения 97,9%, в т.ч. мужчин - 99,2%, женщин - 96,6%. ВВП на душу населения в 2014 году составил $34795.

  1. Япония

Система образования базируется на высоких технологиях, что обеспечивает лидерство в уровне знаний и понимания проблем. ВВП - около 5.96 триллионов долларов США - прекрасная материальная база для дальнейшего развития.

  1. Сингапур

Лидер по уровню системы начального образования, имеет сильные позиции по другим показателям, что обеспечило 3-ю позицию в рейтинге. ВВП на душу населения - $64584, 3-е место в мире.

  1. Гонконг

В школах представлена в основном британская система образования. Госбюджет образования за последний год - $39420 на душу населения. Начальное, среднее и высшее образование имеют очень высокий уровень. Обучение ведется на английском и кантонском диалекте китайского языка. Уровень грамотности населения 94,6%, отмечается очень хорошая математическая подготовка.

  1. Финляндия

Лидер рейтинга-2012 утратил свои позиции, уступив азиатским конкурентам. Многие продолжают считать систему образования Финляндии лучшей в мире, хотя фактически она таковой уже не является. Существенным недостатком системы признано позднее начало учебы в возрасте 7 лет. Образование в стране бесплатное, годовой образовательный бюджет 11,1 млрд €. ВВП на душу населения - $36395

  1. Великобритания

Вопросы образования в Великобритании решаются не на уровне королевства, а на уровне правительств Англии, Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса. Согласно индексу Пирсона, Британия заняла 2-е место в Европе и 6-е место в мире. При этом шотландская система образования получила относительно более высокие оценки, чем в целом по стране. ВВП на душу населения - $38711, 21-е место в мире.

  1. Канада

Английский и французский языки являются языками обучения. Уровень грамотности не менее 99% (как среди мужчин, так и среди женщин). Показатель уровня образования также высокий. Процент выпускников колледжа самый высокий в мире. Канадцы поступают в колледж в 16 (в большинстве провинций) или 18 лет. Учебный календарь варьируется от 180 до 190 дней. Результаты могут стать еще лучше, если сделать приоритетом инвестиции в начальное образование. ВВП на душу населения - $44656. Канада инвестирует 5,4% своего ВВП в сектор образования.

  1. Нидерланды

Низкий уровень инвестиций, слабое планирование и управление в среднем образовании, опустили Нидерланды на 8 место в рейтинге. ВВП на душу населения - $42586.

  1. Ирландия

Уровень грамотности составляет 99% среди мужчин и женщин. Образование в стране является бесплатным для всех уровней - от начального до колледжа /университета. Только студенты из ЕС платят за обучение и облагаются налогами. Ирландское правительство инвестирует в образование 8.759 млн евро ежегодно.

  1. Польша

Министерство образования Польши руководит системой в стране. Согласно индексу Пирсона, Польша заняла 4-е место в Европе и 10-е в мире, благодаря хорошей организации начального и среднего (базового и полного) образования. ВВП на душу населения - $21118.

  1. Дания

Система образования Дании включает дошкольное, начальное, среднее и высшее образование, а также, образование для взрослых. В среднем образовании дополнительно выделяются гимназия, программа общей подготовки, программа поступления в коммерческие и технические вузы и профессионально-техническое образование. Аналогично, высшее образование также включает в себя ряд программ. Образование является обязательным для детей до 16 лет. «Folkeskole» или высшее образование не является обязательным, однако 82% студентов проходят обучение, что положительно характеризует перспективы страны. Образовательные индексы и индекс человеческого развития ООН в Дании являются одними из самых высоких в мире. ВВП на душу населения - $57998.

  1. Германия

Германия стремится к организации одной из лучших образовательных систем в мире. Образование полностью в ведении государства и, следовательно, не имеет никакого отношения к местному управлению. Детский сад не является обязательным, но среднее образование обязательно. В системе среднего образования действует пять типов школ. Немецкие университеты признаны одними из лучших в мире и способствуют распространению образования в Европе. ВВП на душу населения - $41248.

  1. Россия

Страна имеет дальнейшие резервы для улучшения позиций, если обратит внимание на развитие дошкольного и начального образования. Уровень грамотности практически 100%. Согласно опросу Всемирного банка, 54% занятого населения в России имеют высшее образование, что, несомненно, является высшим достижением для образования на уровне колледжа в мире. Расходы на образование превысили $20 млрд. в 2011 году. ВВП на душу населения - $14645.

Многие считают США страной с высоким рейтингом образования, однако, это далеко не так. Несмотря на хорошо развитую и одну из самых мощных экономик в мире, образовательная система США не входит даже в топ-10. Затраты национального бюджета на образование в $ 1,3 трлн обеспечивают уровень грамотности 99% (среди мужчин и женщин). Среди 81.5 млн учащихся 38% посещают начальную школу, 26% среднюю и 20,5 млн - высшую. 85% учащихся заканчивают среднюю школу, 30% получают диплом о высшем образовании. Все граждане имеют право на бесплатное начальное образование. ВВП на душу населения - $54980 (6-е место в мире).

  1. Австралия

Годовой бюджет на нужды образования составил 5,10% ВВП - более $ 490 млн - в 2009 году. Английский язык – основной язык обучения. Уровень населения с начальным образованием - почти 2 миллиона. Уровень грамотности 99%. Среднее образование имеют 75%, а высшее - 34% жителей страны. Штаты и громады практически полностью контролируют местные образовательные учреждения и систему оплаты. PISA оценила австралийскую систему образования с точки зрения чтения, науки и математики, как 6, 7 и 9 в мире. ВВП на душу населения - $44346.

  1. Новая Зеландия

Расходы Министерства образования Новой Зеландии в 2014-2015 учебном году составили $ 13183 млн. Английский и маори являются основными языками обучения. Плохие результаты тестов в начальной школе являются основным препятствием для улучшения рейтинга. PISA даёт 7-е место стране в области науки и чтения, и 13-е в математике. Индекс образования HDI самый высокий в мире, но он оценивает только количество лет, проведенных в школе, а не уровень успеваемости. ВВП на душу населения - $30493.

  1. Израиль

Бюджет системы образования составляет примерно 28 млн.шекелей. Обучение ведется на иврите и арабском языке. Уровень грамотности среди мужчин и женщин достигает 100%. Начальное, среднее и высшее образование образуют комплексную систему. В рейтинге Организации экономического сотрудничества и развития 2012 года Израиль представлен как вторая наиболее образованная нация в мире. 78% затрат берет на себя государство. 45% граждан имеют среднее или высшее образование. Низкий показатель по индексу Пирсона связан с низким уровнем инвестиций в сферу дошкольного и начального образования. ВВП на душу населения - $35658.

  1. Бельгия

Система образования в Бельгии является неоднородной и в основном финансируется и управляется на уровне земель: фламандских, немецкоязычных и французских. Федеральное правительство играет несущественную роль в финансирование местных учебных заведений. Начальное образование является обязательным. Во всех громадах следуют одинаковым этапам обучения: базовое, дошкольное, начальное, среднее, высшее, образование в университете и профессионально-техническое обучение. По индексу образования ООН страна занимает 18-е место. ВВП на душу населения - $38826.

  1. Чехия

Образование является бесплатным и обязательным до 15 лет. Обучение в основном состоит из пяти этапов, включая дошкольное, начальное, среднее образование, колледжи и университеты. ВВП на душу населения - $28086.

  1. Швейцария

Вопросы образования решаются исключительно на уровне кантонов. Начальное образование является обязательным. 10 из 12 вузов в конфедерации принадлежат и управляются кантонами, два находятся в федеральной юрисдикции: управляются и контролируются Государственным секретариатом по вопросам образования, науки и инноваций. Университет в Базеле имеет славную многовековую историю: он основан в 1460 году и прославился исследованиями в области медицины и химии. Швейцария занимает второе место после Австралии по числу иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. В стране относительно высокое число Нобелевских лауреатов. Страна занимает 25 место в мире в области науки, 8 в математике. В рейтинге глобальной конкурентоспособности Швейцария занимает 1-е место. ВВП на душу населения - $47863 (8-е место в мире).

Судя по представленной информации, деньги – важный фактор для развития системы образования, но далеко не единственный. Во всех странах-лидерах образование – это неотъемлемая часть культуры и образа жизни:

не только родители и преподаватели, но и сами студенты заинтересованы в получении образования, т.к. оно высоко ценится в обществе и монетизируется в процессе карьерного роста;

преподавание почетно в качестве карьеры и имеет высокий социальный статус, хотя оплата может быть относительно невысокой.

Если у вас подрастают дети, и по прочтении данной статьи вы вдруг задумались о переезде в Азию, приглядитесь к стране, которая намного ближе - Финляндии. Кстати, по рейтингу знания разговорного английского Финляндия заняла 4-е место в 2012 году. Хотите, чтоб детишки знали английский? Вот вам отличное место для учебы.

Что ещё может понравиться в школе у финнов:

обучение начинается с 7 лет;

домашних заданий не задают;

никаких экзаменов, пока ребенку не исполнится 13;

в классах ученики с разным уровнем способностей;

максимум 16 учеников в классах с изучением математики и естественных наук;

много времени на переменках каждый день;

учителя имеют степень магистров;

подготовка учителей оплачивается государством.

Если школа уже позади, тогда колледжи и ВУЗы Польши предлагают хороший уровень образования по ценам, сопоставимым с украинскими, - и неизмеримо лучшую материальную базу. Или Чехия. Или Германия. Или Канада…

А что же Украина с её 100% грамотностью? Успеет ли она заявить о себе в мировых рейтингах? Сможет ли?

Шансы ещё есть. Но только для этого нужно научиться превращать золотые батоны обратно в обычное оборудование физ и химкабинетов, компьютерных классов и лабораторий. И ни в коем случае не допускать обратных реакций.

По материалам интернета подготовил Николай Зубашенко

Если взять рейтинг образования по всему миру, Россия не занимает в нем первые места, оказывается на 20-40-х позициях. Что это – некомпетентность отечественных педагогов или предвзятое отношение западных рейтинговых агентств в оценке уровня российского образования? В этом вопросе разбирались специалисты портала.

Зачем составляются?

Составители, заказчики рейтингов преследуют бизнес-цели. Им нужно продавать услуги высших учебных заведений, повысить посещаемость собственных веб-ресурсов. Кроме того, высокие позиции по публикуемым показателям – это престиж не только самих университетов, но и стран, в которых они находятся, позволяет привлекать и человеческий капитал, и инвестиции.

Вслед за этим в строке экспорта такой страны увеличивается доля образовательных услуг. Это важный фактор, чем лучше развит экспорт услуг в стране, тем сильнее экономика. Например, в США на долю услуг приходится 78% от ВВП, на промышленность – 21 %, и всего 1 % – на сельское хозяйство. То есть, из 18,5 трлн долларов ВВП, 14,5 трлн приходится на услуги. ВВП Великобритании – пятый по счету в мировом рейтинге. Страна захватила 10% мирового рынка услуг, что делает ее экономически сильной и устойчивой. Лидирующие позиции на мировом рынке услуг – залог мощного экономического роста.

Некоторые данные

Часть этого рынка – образование. Ежегодно свыше 4 млн студентов обучаются за рубежом.

Они выбирают университеты, исходя из рейтингов, первые места в которых занимают США и Европейские страны. Поэтому на США приходится около 20% всех иностранных студентов – это около 800 тыс. человек. На Великобританию – чуть больше 11% или около 450 тыс. человек.

Российским университетам удается привлечь 5% зарубежных студентов, уступая Австралии (7,5-8%), Франции (7,5-8%) и Германии (6-7%). Здесь отечественные ВУЗы опережают КНР (менее 2%), Южную Корею (около 1,5%), Малайзию и Сингапур (каждая привлекают по 1,2%).

Из общего количества студентов треть приходится на следующие страны:

  1. Китай – чуть более 15%;
  2. Индия – около 6%;
  3. Южная Корея – 3,5-3,7%;
  4. Германия – 2,6-2,8%.

Наибольшим спросом у студентов, исходя из распределения общего количества учащихся, пользуются направления:

  1. Бизнес – 22-23%;
  2. Инженерное дело – 14-15%;
  3. Гуманитарные науки – 14-15%;
  4. Право, социология – 12-13%.

Борьба университетов за первые места в мировых рейтингах – это метод повышения экономического роста страны.

Какие рейтинги?

Существует разные показатели, основанные на различных системах оценивания. Некоторые из них представлены в таблице ниже:

ТОП-5 по разным системам оценивания

ТОП-5

Место России

Уровень образования

Австралия, Дания, Новая Зеландия, Норвегия, Германия

Лучшие университеты мира по версии TIMES HIGHER EDUCATION

Оксфорд, Кембридж, Калифорнийский Технологический институт, Стэнфордский Университет, Массачусетский Технологический институт

194 (Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова)

Эффективность национальных систем образования

США, Швейцария, Дания, Великобритания, Швеция

Международное исследование качества чтения и понимания текста (по результатам учащихся 4-х классов)

Гонконг, Россия, Финляндия, Сингапур, Северная Ирландия

Международное исследование качества математического образования (по результатам учащихся 11-х классов)

Россия (углубленное изучение), Ливан, США, Россия, Португалия,

Международное исследование качества естествонаучного образования (по результатам учащихся 11-х классов)

Словения, Россия, Норвегия, Португалия, Швеция

Если российские школы достойно справляются с возложенными на них функциями, возникают вопросы к системе высшего образования. Почему, получая неплохо подготовленных студентов, отечественные ВУЗы не составляют конкуренции американским, английским, немецким университетам?

Проблема кроется в подходах оценивания и направлениях, которые берутся за основу, а именно:

  1. Образование;
  2. Наука;
  3. Интернационализация;
  4. Коммерциализация.

Отечественные специалисты объясняют неблагоприятные данные по России в зарубежных рейтинговых агентствах несовершенной системой оценивания. Объекты изучения – ВУЗы – для них представляются в качестве научно-исследовательских учреждений.

Простой пример. Один из параметров оценивания – соотношение количества обучающего персонала и студентов учреждения. На одного российского преподавателя приходится 8 учащихся. В зарубежных ВУЗах это соотношение в 2,5 раза выше – 1 к 17. Сказываются разные подходы, отечественный путь выдвигает на первое место работу в аудиториях, на Западе преимущество за самостоятельным обучением.

Кстати, за счет этого показателя России удалось подняться в рейтинге, но планируется изменение соотношения, после которого на одного отечественного преподавателя будет 12 студентов. Это понизит страну в списках, ухудшит привлекательность обучения в российских университетах для иностранцев.

Университеты вынуждены меняться под давлением требований, которые диктует новое время. Их деятельность необходимо учитывать с позиций внедренных инноваций, внесения новшеств в экономику, а также их роли в развитии регионов страны. Расширение направлений оценивания позволит избежать противоречий и составлять объективный рейтинг.