Валаамский паломник паломническая. Паломническая поездка в валаамский монастырь. Послушания – трудные и не очень

11 июля и 24 сентября – дни памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев, основателей Валаамского монастыря.

Как нас пугали в Москве

Путешествие на началось с посещения Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Работница паломнической службы, оформлявшая наши документы, охотно рассказывала, какие испытания нас ожидают на острове. «Жить будете в строительных вагончиках по восемь человек, – говорила она тоном, не допускающим возражений. – Мужчины и женщины отдельно. Туалет на улице, душа нет. Там очень холодно, берите теплые вещи. Постельное белье тоже надо везти с собой. Связь там плохая, «Билайн» вообще не ловит. Каждый день будут послушания. Ну что еще…» – она задумалась. «А змеи там есть? – решила подсказать я. – Я очень змей не люблю». «Змеи? Да, конечно, змеи там есть. Очень много. Ну что, поедете?». «Конечно!». Я до сих пор удивляюсь, как я так запросто согласилась жить в строительном вагончике без удобств, да еще в близком соседстве со змеями. Но, к моему счастью, на деле все оказалось не так страшно, скорее даже наоборот.

Рассуждения будущих трудников

Пока в Приозерске наша группа ожидала прибытия «Метеора», который должен был доставить нас на остров, мы разговорились между собой. Оказалось, в Подворье испытывали не только мою решимость провести неделю в монастыре – похожие страшилки слышали все паломники. Но от поездки никто не отказался, хотя выводы каждый сделал свои. Кто-то был уверен, что, вопреки всем прогнозам, погода будет прекрасная, и даже рассчитывал купаться в теплых внутренних озерах. О такой возможности они знали от знакомых, которые побывали на Валааме в прошлые годы. По совету тех же знакомых мои попутчицы захватили с собой купальники и босоножки. Среди нас оказались и такие, кто подготовился к неласковым северным условиям со всей серьезностью – в их рюкзаках было припасено термобелье, пуховые спальники и резиновые сапоги. Слушая их, я сначала огорчилась потому, что у меня нет купальника, а потом еще потому, что у меня нет термобелья. Дальше содержимого наших рюкзаков и сумок разговор не шел. Никто толком не знал, что нас ждет в монастыре. И далеко не каждый из нас смог бы внятно объяснить, зачем он туда едет. Позже на острове я не раз слышала, что никто не приезжает на Валаам случайно, но многие понимают свою цель только спустя время. Как сказал один монах: «Случайных людей здесь нет. Кого Бог позвал, тот пришел».

Валаам для монахов, для паломников, для туристов

С первого взгляда Валаам не показался мне мрачным и молчаливым местом, как я ожидала. Мы высадились у нарядной многоцветной часовни, освященной в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». На причале было многолюдно и суетно. Вдоль берега тянулись торговые ряды с сувенирами и снедью (совсем не постной, хотя шел Петровский пост). Здесь были и путеводители, и пахучие мешочки с можжевельником, и шерстяные носки с изображением оленей. Можно было выпить кофе со сливками, поесть мороженого или приобрести у рыбака копченую рыбу. Бригада рабочих шумно выкладывала камнем дорогу под лестницей, ведущей к главному собору на горе «Фавор». По причалу разгуливал мужчина в телогрейке и высоких резиновых сапогах. Колоритный образ завершала кепка, на которой была приделана мягкая игрушка в виде розовой рыбки. Обладателя чудно й кепки мы сразу прозвали Валаамской рыбкой. Это был местный житель, который возил частные экскурсии по близлежащим островам на своей моторной лодке. Кстати, кроме монахов (число братии в Центральной усадьбе – около 100 человек) на острове проживает примерно 300 мирян, в паспортах которых в графе «Прописка» значится «Валаам». (Всего в монастыре сегодня около 220 монахов, часть из них живут в скитах, часть – в Московском, Петербургском, Сортавальском подворьях; для сравнения в 1914 году число братии достигало тысячи человек).

После расселения в общежитиях мы отправились обедать. В монастыре предусмотрена отдельная трапезная для братии, отдельная – для гостей. В нашей трапезной стояли три очень длинных стола с лавками. Сопровождавший нас экскурсовод после коллективного пения «Отче наш» ушел за другой стол, где обедали работники паломнической службы. За третьим столом рассаживали группы туристов, среди которых было много финнов. У каждого стола было свое меню, судя по которому пост касался только трудников. Туристов шеф-повар монастырской трапезной явно щадил. И не только шеф-повар. Среди туристов мы заметили одного пьяного субъекта и недоумевали, почему никто не выставил его из монастыря. Я хорошо помню, как Иван Шмелев в своей книжке «Старый Валаам» рассказывал, что нетрезвых гостей отвозили на небольшой «Пьяный» остров, где они приходили в себя и только после этого допускались на территорию Центральной усадьбы. По сравнению с 1895 годом нравы смягчились. На Валааме более чем терпимо относятся к гостям, нежелающим даже на несколько дней изменить свой привычный образ жизни. Но стоит сказать, что в первый день пребывания на острове я не видела ни одного человека в монашеском обличии. Казалось, иноки уступили часть своей территории для светских приемов, а сами держатся подальше от бойкого причала и других «туристических» мест.

Монастырское хозяйство

И на причале, и у трапезной можно было купить пирожки местного производства. Еще в книжке Шмелева я читала, что на Валааме все делают своими руками – пекут хлеб, выращивают ягоды, фрукты и злаковые культуры, обжигают кирпичи, куют железо, пилят лес, строят храмы, пишут иконы, разводят лошадей и т.д. В межсезонье, когда проехать по Ладоге нельзя ни на лодке, ни на колесах, монастырь оказывается отрезанным от мира. Поэтому в конце XIX века здесь сложилось хорошо поставленное хозяйство, функционирующее автономно. Во время советско-финской войны и в последующие годы многое было разрушено, многих производств уже нет. Вернее, еще нет – что-то уже возродили, а что-то ждет своей очереди. Помещение пекарни отремонтировано и используется по назначению. Экскурсовод рассказал, что в конце XIX века тесто месили вручную с помощью специального устройства, заимствованного в афонских монастырях, сейчас же тесто замешивается механически. Но выпекается хлеб по-прежнему в дровяных печах. Пекарня не покрывает нужды монастыря полностью, поэтому хлеб для трапезной закупают в Приозерске.

В настоящее время предпринимаются попытки возродить сельское хозяйство – начаты мелиоративные работы для восстановления почвы на 50 гектарах пахотных земель.

Монастырю возвращена и активно восстанавливается построенная в 1881 году молочная ферма, рассчитанная на 70 голов скота. Для своего времени ферма была очень хорошо механизирована. Корм доставлялся коровам по рельсам, проложенным посреди коровника. У каждой коровы была своя чаша-поилка, куда вода поступала прямо из озера по специальному водопроводу. Погреб, где хранили молочные продукты, был перекрыт двойными сводами, пространство между которыми забивалось льдом. В нижнем своде находились отверстия, через которые холодный воздух опускался в погреб. От дверей погреба к пристани вела 32-метровая рельсовая дорога, а на пристани был установлен подъемный кран для погрузки кадок с творогом и маслом на лодки. В настоящее время ферма полностью обеспечивает обитель молочными продуктами. При входе на территорию фермы разбита дегустационная палатка для паломников, где каждый желающий может попробовать молоко Валаамских коров.

Монахи, как и в прежние времена, разводят рыбу: палию и сига, а также новый для Валаама вид – американскую радужную форель. Ежегодно форелевое хозяйство дает более 50 т рыбы.

Прогулки по скитам

Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов. На самом крупном, занимающим две трети общей площади, расположена Центральная усадьба. На других островах находятся скиты, которые отличаются числом братии (от двух до нескольких десятков человек) и строгостью устава. Скит – это одна из трех форм монашеской жизни. (две другие – общежительная, как на Центральной усадьбе, и отшельническая, которая сегодня в монастыре не практикуется). На Валааме возрождены девять скитов, из которых мне больше всего запомнился Смоленский. Он был основан в 1917 году во имя Смоленской иконы Божией Матери на деньги великого князя Николая Романова (дяди последнего русского императора). По задумке, братия скита должна была совершать поминовение всех русских воинов, «на поле брани живот свой положивших и в море погибших».

Мы пришли в этот скит, когда в храме шла служба, поэтому послушник Глеб отвел нас в часовню. Он рассказал, что братия, как и задумывалось изначально, непрестанно молится за воинов. Мы видели целые фолианты, в которые перечислены имена погибших на различных полях сражений. В XX веке было немало войн – Первая мировая, гражданская, Великая Отечественная, Афганская, Чеченская. И монахи день и ночь молятся о душах погибших. Послушник Глеб рассказывал нам также о монашеской жизни и, не дожидаясь наших вопросов, чудесным образом угадал то, о чем мы только думали его спросить. Например, как это – быть монахом. Не берусь пересказывать его слова, но после той беседы меня перестал мучить вопрос, почему люди, особенно молодые, отказываются от мирской жизни и становятся иноками. Помню только, что в конце он говорил, что Иисус – это свет для монаха, а монах – свет для мирян. Действительно, в моей памяти остался очень светлый образ послушника Глеба.

Центральный собор монастыря

Мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев, основателей Валаамского монастыря, хранятся в нижнем храме главного собора. Сергий и Герман пришли в эти места из Византии и, возможно, поэтому храм во имя них выполнен в греческом стиле. Там приглушенное освещение, сводчатые потолки. Нам рассказали, что изначально стены и потолок были темно голубого цвета с золотыми звездами. В нижнем храме находится не одна чудотворная икона, покоятся мощи святых преподобных старцев. Здесь, например, хранится Валаамская икона Божией Матери (вернее, ее точная копия; оригинал во время эвакуации был вывезен в Ново-Валаамский монастырь в Финляндию). Богородица изображена во весь рост, одетая в ярко-красный плащ. Она предстает словно огненный столп, соединяющий небо и землю, в центре которого – Иисус. Его правая рука благословляет, а в левой руке находится держава, увенчанная крестом. Множество исцелений, происходивших по молитвам перед этой иконой, позволили инокам обители собрать материалы к прославлению ее как чудотворной. Праздник в ее честь отмечается 14 июля.

Напротив иконы Валаамской Божией Матери – дубовая рака с мощами преподобного Антипы Афонского (Молдаванского). Он, уроженец Молдавии, в 1865 году пришел на Валаам из Афона. Духовными чадами этого старца были не только насельники монастыря, но и миряне, что было редкостью. Он жил в ските, закрытом от женщин, где действовал очень строгий устав. Поэтому преподобный Антипа просил похоронить его за пределами скита, чтобы все духовные чада, включая сестер, могли приходить к нему после его кончины. Он завещал им: «Приходите и разговаривайте со мной, как с живым, и я буду вам помогать».

Из нижнего в верхний храм ведет лестница, по обеим сторонам которой на стенах изображены все русские святые, чинно шагающие друг за другом. Это шествие завораживает.

Верхний храм, посвященный празднику Преображения Господня, выглядит гораздо более торжественно, по сравнению с нижним. Он выполнен в русском стиле, сверкает золотом, расписан композициями праздников, событий священной истории, изображениями 130 святых. Службы здесь проходят только в летнее время, потому что храм не отапливается. Но и летом долго стоять на каменном полу холодно, и поэтому многие прихожане теснятся по периметру, выложенному ковровой дорожкой.

Послушания – трудные и не очень

Работы в монастыре много. В садах, в гостинице для туристов, в трапезных, в кафе на причале. В первый же день послушаний я ослушалась и вместо того, чтобы остаться помогать в гостинице «Мансарда» на Центральной усадьбе, поехала в Воскресенский скит вместо другой трудницы. Уж очень хотелось разнообразить трудовые подвиги и побывать в разных местах: сегодня Воскресенский скит, завтра Центральная усадьба. Так я думала. Но получилось иначе. В итоге все дни я провела в Воскресенском скиту, который сама назначила себе местом послушаний. Я мыла посуду и чистила овощи на кухне, надписывала информационные стенды трафаретными буквами, убирала в храме, освященного в честь апостола Андрея Первозванного. В Воскресенском скиту не живут монахи, он, можно сказать, административный. Там останавливаются экскурсоводы, сотрудники паломнической службы, столуются приезжие иконописцы. Там я познакомилась с людьми, которые ездят на Валаам каждое лето и живут здесь когда неделю, когда месяц, а когда – остаются на зиму до следующей навигации. И работают там «Во Славу Божию».

И все-таки – зачем мы приезжали?

Конечно, каждый искал что-то свое. Я действительно не сразу поняла, какова же была моя цель. На Валааме я увидела образ жизни, который разительно отличается от привычного московского уклада. Увидела людей, которые совсем не похожи на моих знакомых и друзей. Которых не трогают вещи, сводящие с ума жителей крупных городов. Которые никуда не спешат. Мало говорят. Почти не смотрят в глаза. И непрестанно молятся. Они не ищут общения с человеком, но все время разговаривают с Богом.

За неделю, которую я провела в монастыре, я сама стала спокойнее и тише (как же сложно было после возвращения вновь поймать ритм города!). Еще я услышала ответы на свои вопросы. Даже на те, которые не задавала вслух. В Москве некоторые проблемы казались мне неразрешимыми, а на Валааме – перестали казаться проблемами. Но главное, зачем я ехала (как мне теперь кажется) – это новый круг общения. Я искала общества людей, которые пытаются быть хорошими христианами, живя и работая в больших городах. И, слава Тебе, Господи, я с ними познакомилась.

По всем вопросам насчет организованных туристических поездок нужно обращаться именно туда. Сайт службы http://vp.valaam.ru/ . С паломнической службой нужно согласовывать также и желание пробыть на острове больше одного дня.

Самый распространенный способ попадания на Валаам – это туристическая поездка на теплоходе из Санкт-Петербурга. Этот способ – самый дорогой из всех существующих, но в то же время самый комфортный и простой. Стоимость меняется, конкретную сумму можно узнать на сайте паломнической службы или во время заказа экскурсии на Валаам. В цены включено питание, дорога на теплоходе, где вам выделят отдельную каюту, а также экскурсионная и развлекательная программа.

Также есть более дешевые туры, в которых не предусмотрено размещение в каютах и питание на борту теплохода. В большинстве случаев теплоход едет на , день вы проводите на острове, следующей ночью возвращаетесь обратно. Круизный маршрут на Валаам может быть совмещен с посещением других мест: остров Каневец, Свирьстрой, на котором расположен Александро-Свирский , иногда включаются в экскурсионную программу и другие . Детали уточняйте, когда заказываете тур.

Из Санкт-Петербурга можно добраться на Валаам "Метеором". Организованная поездка предусматривает отправление раним утром, пребывание на острове (примерно 8 часов) и дорогу обратно. Путь в один конец занимает всего 4 часа, но на "Метеоре" не такие комфортные условия. К тому же, это достаточно шумный способ передвижения по воде, поэтому многие предпочитают теплоход.

Можно добраться не из самого Петербурга, а из городов Ленинградской области, расположенных ближе к Валааму, например, из Приозерска. Оттуда тоже ходит "Метеор", дорога занимает примерно час.

Источники:

  • Валаамский паломник
  • метеор на валаам

Валаамский архипелаг, расположенный в северной части Ладожского острова, отдален от материка на более чем 20 км и объединяет более 50 островов. Самый крупный из островов архипелага - остров Валаам. Одной только окружающей природы достаточно, чтобы превратить Валаам в место паломничества тысяч и тысяч туристов.

Инструкция

Один из самых комфортных и, как следствие, самых дорогостоящих способов - туристический круиз на теплоходе. Теплоход отправляется из Санкт-Петербурга с прибытием непосредственно на остров Валаам. Дополнительно нужно будет позаботиться о том, чтобы добраться из Москвы в Петербург, что в целом проблемы не составляет - в вашем распоряжении экспрессы, обычные поезда, автобусные маршруты, отправляющиеся из Москвы в Петербург и обратно по нескольку раз в день.

Поездка на теплоходе обычно занимает ночь в пути, день на острове и еще одну ночь в пути уже в обратном направлении. В стоимость проезда включают размещение в каюте, питание, ряд экскурсионных маршрутов на острове и развлекательных мероприятий на теплоходе.

Более быстрый и экономичный вариант - путешествие на водном (так называют легкий однопалубный катер) за 1 день. Отправление будет, как и в предыдущем случае, из Санкт-Петербурга, здесь в пути вы проведете 4 часа в каждом направлении, и порядка 8 часов свободного времени останется на знакомство с островом. Минусом данного варианта поездки является шумность катера, которая за четырехчасовое плавание весьма утомляет.

Еще один вариант прибытия на Валаам туристов особенно популярен в весенне-осенний период, когда стандартные поездки из Петербурга уже прекращены. В мае или добраться до Валаама можно из г. Сортавала, куда, к примеру, из Москвы ведет Октябрьская железная дорога. Из Петербурга - №350 отправляется по нечетным числам с Ладонежского вокзала. Электропоезд из северной столицы идет до поселка Кузнечное, далее до г. Сортавала. Отправление ежедневно с Финляндского вокзала в 16.32 часов.

До г. Сартовалы из Москвы или Петербурга можно и на междугороднем автобусе или автомобиле, но такое путешествие утомительно ввиду длительности ( между Санкт-Петербургом и городом порядка 300 км), к тому же автомобиль придется оставить в городе на все время прогулки по Валааму. Справедливости ради нужно сказать, что возле пристани есть охраняемая и довольно большая парковка.

От городской пристани до острова можно добраться рейсовым теплоходом по понедельникам и пятницам в 16.00 или 17.00. Время в пути 2.5 часа. Можно воспользоваться местным экскурсионным теплоходом «Метеор», он ходит почти каждый день, но без четкого расписания. Время в пути 1 час. Ориентировочная стоимость 700 рублей.

В Сортавале можно воспользоваться и услугами яхт-клуба, который располагается недалеко от известной в городе гостиницы «Пийпун-пиха». От городской пристани раз в два часа отходят суда до Валаама, есть и мелкие перевозчики, большинство из которых работают либо через многочисленные агентства, либо самостоятельно, не предоставляя, впрочем, туристам особых гарантий безопасности на воде.

Путешествие в «северный Афон» можно совершить и из г. Приозерска Ленинградской области, до которого можно доехать на электричке с Финлянского вокзала - направление на Кузнечное - от станции «Девяткино» или же с автовокзала «Северный», м. Девяткино на автобусе №859.

Из Приозерска до Валаама добраться можно только по воде с Валаамского причала и только в навигационный сезон, который начинается в мае и заканчивается в октябре. Грузовой теплоход «Святитель Николай» совершает рейсы до конца ноября, но официально пассажиров не берет.

У монашеской республики есть и специализированная паломническая служба, которая также организует поездки на остров. К примеру, к монастырской обители можно с их помощью прилететь на вертолете. Однодневный такой тур обойдется в сумму около трехсот тысяч рублей, двухдневный - в 450 000.

Источники:

  • валаам как добраться

В пресных водах Ладожского озера расположился скалистый архипелаг, состоящий из многочисленной группы гранитных и диабазовых островов. Неповторимый по своей красоте Валаамский архипелаг по праву считается главной достопримечательностью Карелии.

Валаам – гармония природы и зодчества

Валаамский архипелаг еще называют «Северным Афоном». Представляет он собой монашескую империю, с сохранившимся издревле бытом, законом, иерархией. Ландшафтная архитектура острова гармонично сочетается с первозданной природой.

Среди достопримечательностей Валаама, которые непременно следует посетить туристам, Спасо-Преоображенский мужской монастырь, где красота русского зодчества представлена в необычном сочетании цвета и архитектуры. Верх, цвета небесной синевы, гармонично сочетается с красным низом. Завершает всю архитектурную композицию трехъярусная колокольня.

По всей территории острова раскинулись кельи–скиты, где монахи отшельники уединялись от мирской суеты:
- Всех Святых (Белый) скит. Находится на Скитском острове. Похож на белоснежную крепость с остроконечными башнями;
- Ильинский. Выполнен в русском стиле, напоминает деревенский сруб;
- Николая Чудотворца;
- Иоанна Предтечи;
- Коневский;
- Авраамия Ростовского. В настоящее время проводятся восстановительные работы;
- Комплекс «Северный Иерусалим». Включает постройки Воскресенского (Красного) и Гефсиманского (Желтого) скитов;
- Смоленский;
- Свято-Владимирский.

Знаменская (Царская) часовня
Крышу мраморной часовни украшает медальон с памятной надписью о том, что император Александр ΙΙ посетил Валаам в 1858 г. На дороге с левой стороны расположены Спасские врата, ведущие к внутренним постройкам монастыря.

Желающие совершить дополнительную экскурсию, могут посетить Игуменское кладбище. Спуститься к нему можно, пройдя под арочной колокольней.

Линия Маннергейма
Увлекающиеся военной историей могут посмотреть сохранившиеся оборонительные сооружения, представляющие собой целый комплекс.

Вознесенская часовня
Южнее Гефсиманского скита находится озеро. Правый берег Малой Никоновской бухты украшен гранитным поклонным крестом. На самой вершине воздвигнута Вознесенская часовня с 5-ю главами.

Лесная тропинка приведет к Коневским озерам – Игуменское, Оссиево, Мустоярви. На монастырской ферме, расположившейся на берегу о. Сисяярви, туристам здесь предлагают угощения.

Есть возможность совершить водную экскурсию по р. Ладога вокруг острова.

Памятка туристу

На монастырской территории женщины обязательно должны быть в и юбке.

В Белый скит (Всех Святых) допускаются только мужчины, исключение – праздник Всех Святых.

Запрещено употребление алкоголя, курение.

Чистейший воздух, красота первозданной природы, архитектура никого не оставят равнодушным. Впечатления от посещения Валаама сохранятся надолго.

дата праздник
26-28.4 пт-вс П А С Х А
31.5-2.6 пт-вс Неделя 6-а по Пасхе, о слепом
7-9.6 пт-вс Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325). Прав. Иоанна Русского исп. (1730)
14-16.6 пт-вс День Святой Троицы. Пятидесятница
21-23.6 пт-вс День Всех святых.
28-30.6 пт-вс Всех святых, в земле Русской просиявших
2-4.7 пт-вс Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I)
5-7.7 пт-вс Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прп. Антония Дымского
12-14.7 пт-вс Валаамской иконы Божией Матери
19-21.7 пт-вс
26-28.7 пт-вс Равноапостольного князя Владимира. Фестиваль православного пения
31.7-2.8 ср-пт Обретение мощей прп. Серафима Саровского, чудотворца (1903). Пророка Илии
9-11.8 пт-вс Неделя 8-я по Пятидесятницы. Мч. Каллиника (III-IV)
17-19.8 сб-пн Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
23-25.8 пт-вс Собор Валаамских святых
30.8-1.9 пт-вс Собор Московских святых
20-22.9 пт-вс Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
2-4.11 сб-пн Казанской иконы Божией Матери

1 день. 6.45. Cбор группы у автобуса (Санкт-Петербург, Выборгcкое шоссе, ст.м. «Озерки», схема). Посадка в автобус осуществляется при предъявлении паспорта и ваучера. 7.00. Отправление автобуса из С.-Петербурга. Прибытие в г.Приозерск, посадка на т/х «Валаам». 9.30. Отправление на о.Валаам. Около 13.00 прибытие в Монастырскую бухту. Размещение в гостинице в 13.00. Обед. Экскурсия по Центральной усадьбе Валаамского монастыря. Вечерня в Спасо-Преображенском соборе, малое повечерие с трехканонником и акафистом. Ужин на теплоходе. Ночлег.

2 день.Полунощница. Утреня. Переезд в Никоновскую бухту на теплоходе. Чай в трапезной Воскресенского скита. Экскурсия «Новый Иерусалим» и Коневские озера, трансфер в Центральную усадьбу монастыря. Обед. Экскурсия на Никольский скит и Игуменское кладбище. Ужин. Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе. Ночлег

3 день.Часы. Божественная Литургия. Обед. Комнаты монастырского общежития освобождаются в 10.00, вещи переносятся в кладовую. Группа отправляется на Скитский остров к Скитам Всех Святых и Смоленскому. Проезд в одну сторону на автобусе. Согласно Уставу Валаамского монастыря женщины на внутреннюю территорию Скита Всех Святых не допускаются. Отправление с о.Валаам в 17.00. Прибытие в г. Приозерск ориентировочно в 20.15. Посадка на автобус. Ориентировочно 23.30 - прибытие в С.-Петербург к станции метро «Озерки», ориентировочно 00.00 - к станции метро «Площадь Восстания».

При посещении действующих храмов и территории внутреннего каре монастыря мужчины должны быть без головных уборов, женщины должны иметь юбки и головной убор. Не разрешается посещение монастыря в спортивной и открытой одежде. В поездке желательно иметь удобную обувь, соответствующую одежду, паспорт, полис обязательного медицинского страхования (ОМС), при наличии хронических заболеваний обязательно брать с собой набор лекарственных средств, в том числе средства от укачивания. В программу поездки могут быть внесены незначительные изменения.

Возможна отмена поездки накануне по причине шторма. Паломническая служба Валаамского монастыря оставляет за собой право в одностороннем порядке отменить поездку на Валаам по погодным условиям (шторм и пр.), т.к. существует угроза безопасности туристов.

Замена поездки и размещение на ночлег для иногородних не предоставляются. В одностороннем порядке отменяется поездка при недоборе группы.

Все вопросы о возврате денежных средств решаются в месте приобретения путевки по телефону офиса в рабочее время.

После окончания программы необходимо иметь достаточный резерв времени не менее 3 часов, так как возможны задержки в связи с форс-мажорными обстоятельствами – неблагоприятными погодными условиями на Ладожском озере (шторм и его последствия, туман и т.п.), заторами («пробками») на дорогах и другими непредвиденными факторами.

Стоимость

Главная: 4-х местная 2-х ярусная (удобства на палубе)
4-х местное 11 900
3-х местное 12 300
2-х местное 12 900
1-местное 15 100
Главная: 2-х местная 2-х ярусная (удобства на палубе)
2-х местное 12 500
1-местное 14 300
Средняя: 2-х местная 2-х ярусная с умывальником в каюте
2-х местное 12 900
1-местное 15 100
Средняя: 2-х местная 1-ярусная с умывальником в каюте
2-х местное 13 300
1-местное 15 700
Средняя: 2-х местная 1-ярусная Люкс (с удобствами в каюте)
2-х местное 14 700
1-местное 18 500
дополнительное место 12 500

Как организован тур. В...

Показать целиком

Паломническая служба Валаамского монастыря организует туры на остров Валаам для паломников и туристов. Туры есть разной продолжительности, мы же ездили с однодневным туром "Валаамский экспромт". Сразу уточню, билеты покупали не напрямую, а через посредников, т. к. мне нужна была онлайн покупка, ехать никуда времени не было.

Как организован тур. В 8 утра от Озерков отправляется автобус. Он едет 2,5 часа до Приозерска с остановкой по поселке Саперное, где можно выйти, размяться, при желании посетить церковь при реабилитационном центре для наркозависимых. Церковь красивая, резного дерева, с красивым зеленым двором и фонтаном. По дороге экскурсовод рассказывает экскурсию о Ленобласти, Карелии и чем-то еще, я дремала и плохо слышала) Нас сопровождала прекрасная женщина по имени Лариса, замечательный экскурсовод. Видно, что она живет тем, о чем рассказывает, и речь у нее отличная. В Приозерске мы пересели на метеор и преодолели 60 км по Ладоге чуть больше, чем за час. На острове нас (группу около 40 чел.) поделили надвое и дали еще одного экскурсовода. Мы же остались с Ларисой. Она провела нас по монастырским садам, территории вокруг монастыря, потом самому монастырю с подробными рассказами о каждом настоятеле, каждой иконе, каждом камешке, о непростом для монастыря периоде советской власти.

После этого мы посетили концерт церковного хора (мужчины поют бесподобно, вчетвером - как целый хор!) и отправились на обед в паломническую трапезную. В русском монашестве не едят мясо, только рыбу, но как же вкусно нас накормили! Открылось второе дыхание, и после обеда мы отправились на оконечность острова в Никольский скит. Скит - это как бы монастырь в монастыре, со своим уставом, более строгим, чем устав самого монастыря. На Валааме несколько таких скитов, разбросанных по архипелагу, и в самом строгом из них живут всего 3 монаха, которые встречаются лишь на службе, и они не едят не то что рыбу, а им только по праздникам разрешается сдобрить еду постным маслом. Скит же, которые посетили мы, не столь строг. В него даже туристов пускают. В одном скиту, в который можно попасть лишь прожив несколько дней на острове и получив благословение, монахи разводят павлинов. Говорят, павлин, сидящий на елке - бесподобное зрелище. После экскурсий у нас было около часа свободного времени, можно было вернуться в храм, купить сувениров, мы же просто прогулялись по острову, полюбовались природой, пофотографировали. И затем дорога домой, так же на метеоре и автобусе.

Уровень организации отличный! Все путешественники остались довольны. Может показаться, что Валаам - это одни туристы, за весь день мы увидели всего пару монахов. Но нет, остров ведь очень большой, у монахов своя жизнь, и она редко пересекается с туристическими тропами. А туризм на Валааме это, во-первых, миссионерство, а во-вторых, привлечение денег на восстановление монастыря, который сильно пострадал в годы советской власти и войны. Стоит ли ехать на Валаам людям, далеким от религии? Конечно, да. Это очень интересно, ведь экскурсия рассказывает не только о религии, но и истории, географии, геологии. И кроме того, на Валааме очень красиво. И вокруг прекрасная карельская природа. Рекомендую.

Мы с женой через турфирму "Арина" (официальный дилер "Валаамского паломника") купили тур на Валаам с отъездом на автобусе 22.08.18 в 7-00, прибытием на Валаам около 13-00 с ночёвкой в гостинице, экскурсиями и отъездом 23.08.18 в 17-00. 21.08.18 в 15-05 от "Арины" нам пришла СМСка, где было сказано, что в связи с погодными условиями изменяется время отправления на 9-00 22.08.18, а возвращение вечером 24.08.18; у нас спросили наше согласие на данное изменение без изменения стоимости тура, в противном случае обещали вернуть деньги.В 16-02 21.08.2018 аналогичная СМСка пришла от ООО "Валаамскiй паломнiкъ". Естественно, мы согласились, т.к. хотели после экскурсий просто погулять по острову и самостоятельно осмотреть церкви. Как выяснилось позже, такие же СМСки пришли всем в нашем автобусе. Сразу хочу сказать, что никаких претензий к экскурсоводу нет: всё было на ВЫСШЕМ уровне. Прибыли мы на Валаам примерно в 17-30, разместились, поужинали и нам провели первую экскурсию, которая окончилась примерно в 20 часов, тогда же нам было сказано, что, возможно, отплытие произойдёт согласно первоначальной программы, т.е. 23.08.18 в 17-00. На вопрос: а как-же СМСки, было сказано, что эти вопросы - в турфирмы. Естественно, в это время никто уже не работал. На второй день, после Литургии и завтрака нас "попросили" из гостиницы и мы пошли на экскурсии. Дождя не было, но дул сильный ветер, поэтому было непонятно, уедем или нет. После обеда была вторая экскурсия, так что формально программа была выполнена. После экскурсии, когда до отплытия оставалось меньше часа, я пошел в офис "Валаамского паломника", чтобы спросить, как они собираются выполнять свои обязательства по СМСке. После примерно 15 минут переговоров, было сказано, что можно остаться, однако вечером нас высадят на причале, а дальше - наши проблемы: автобусов не будет. Если учесть, что время от прибытия корабля до отъезда последней электрички составляет примерно 10-15 минут, а общественного транспорта от причала до вокзала нет, маячила перспектива ночёвки под открытым небом, что в пенсионном возрасте уже "чревато". Наша турфирма ООО "Арина" просто отмолчалась, хотя туда мы тоже звонили. Естественно, такие условия нас не устроили.Однако за 15 минут до отхода теплохода (видимо для подстраховки) нам пришла СМСка от "Валаамского паломника", что отплываем мы в 17-00 23.08.18 в соответствии с заявленной программой, однако мы можем "остаться за доп. оплату за размещение и питание, без организованного выезда до Санкт-Петербурга. Приносим извинения за ранее предоставленную не точную информацию." Никаких предложений о материальной компенсации не было, хотя фактически у нас отняли пол дня нахождения на Валааме. Дорога на теплоходе была весьма укачивающей, т.к. волнение на Ладоге было значительным - жену укачало "в лёжку". Если у нас потери больше символические, т.к. мы из Санкт-Петербурга, то у людей, прибывших из других городов получились весьма ощутимыми: в частности один человек из Москвы был вынужден два раза менять билеты, но никаких даже извинений не получил. Ещё один маленький нюанс: в гостинице "Игуменская" ширина кровати составляет всего 70 см, что даже для моего 54-го размера не очень комфортно, а уж людям более "солидным", наверное, вообще плохо.