Инженерный взгляд на вещи. Из Испании в Португалию. Один мой день в автопутешествии с детьми Из барселоны в португалию на машине план

Наступило долгожданное лето и время путешествий снова открыло нам двери. Португалия и Испания на машине- то, что зрело ещё долгими морозными вечерами, а сейчас эта идея стала приобретать чёткие очертания и входить в жизнь. Машину решено было брать в Мадриде и по пути в Португалию осматривать достопримечательности, благо их в Испании великое множество.

Начало 2014 года для нашей семьи ознаменовалось получением заветных загранпаспортов. Всю процедуру от начала до конца я решил пройти сам, не прибегая к помощи турагенств. Время для сдачи документов было выбрано перед самым Новым годом, что было правильным решением. Ожидание в ФМС продлилось всего около часу и заявления, заполненные мною дома, были приняты, но не все (в таких вопросах всё гладко не бывает). Документы на сына пришлось сдавать ещё раз, уже после новогодних каникул, что вообщем тоже было достаточно быстрым -около двух часов ожидания. Итак, “дубликат бесценного груза” получен, цель путешествия ясна, начнём с поисков билетов на самолёт.
Для этого, как и всегда, на помощь приходит сайт скайсканер . Здесь наступает момент, когда тебе нужно решить- сколько дней будет путешествие, дату начала и финансовую часть предстоящего мероприятия.

Москва-Мадрид.

Прямые перелёты дороже, с пересадкой дешевле, но занимают практически весь день и достаточно тяжелы.
Есть одно преимущество рейсов с пересадкой, если пересадка длится достаточное время (как минимум шесть часов). В этом случае можно подробно ознакомиться с жизнью промежуточного аэропорта, а ещё лучше ознакомиться с городом, к которому прикреплён данный аэропорт. Ещё лучше, если стыковочный рейс происходит на следующий день вечером, тогда у вас в запасе оказывается целый день для бонусного ознакомления с городом. Так мы посмотрели Франкфурт (пересадка была около девяти часов) и Прагу (пересадка была на следующий день вечером). Шанс и в этот раз предоставился- целый день в швейцарском Цюрихе. Итак бъём двух зайцев: покупаем достаточно дешёвые билеты швейцарской авиакомпании SWISS и гуляем целый день при стыковке на обратный рейс в Москву.
10.06.- вылет Домодедово Москва- Женева -15-15 -17-00 Женева- Мадрид – 18-25 -20-25.
Очень хорошее расписание- с утра можно поспать и не торопясь через московское метро и автобус прибыть в аэропорт.
8.07- вылет Мадрид –Цюрих 19-40 – 21-55; ночёвка в Цюрихе; 9.07-Цюрих- Москва 21-00 – 10.07 2-20
Тоже очень хороший вариант, в запасе целый день в Мадриде и Цюрих, конечно.

Бронирование отелей.

Следующий этап подготовки путешествия- бронирование отелей. Здесь нам поможет другой наш замечательный друг, где я уже получил (хвалюсь) скидку 10%, как гениус путешественник, – букинг .
Здесь ориентируюсь на составленную заранее карту достопримечательностей по нашему автомобильному маршруту. Карту я составляю самостоятельно с помощью путеводителей, отзывов в инете, предпочтений моей семьи, себя тоже не забываю)) и списка всемирного наследия человечества ЮНЕСКО.

Новый этап подготовки путешествия тоже не мало важен- определение оптимального количества дней в данном месте по маршруту. Здесь я исхожу из достопримечательностей и времени, сколько нам понадобиться на осмотр. Вот, что у меня получилось-

По Испании и Португалии очень удобно, что практически все отели можно заказать без предварительной оплаты. Услуга называется бесплатное бронирование. Большой плюс, что если вдруг ты передумаешь или найдёшь другой более лучший вариант (таковой может в любой момент возникнуть), денег за бронирование с тебя не берут.
Бронирование отелей заранее очень важная составляющая подготовки путешествия, так как скорее всего цены на отели заранее всё же меньше и доступных хороших вариантов всё же больше, нежели перед самим путешествием. А ещё это важно при получении шенгенской визы- при сдаче документов обязательно нужно иметь на руках билет на самолёт (туда-обратно) и бронь отеля.
Следующий этап – получение визы. В глубине души теплилась надежда, что в этот раз испанцы нам дадут визы на три года (всё же третий год подряд едем отдыхать в Испанию), но увы. Годовые визы тоже ничего, забегая вперёд по ним мы съездим и в рождественскую Баварию и весеннюю Италию.

Португалия и Испания на машине.

Так как у нас всё-таки автомобильное путешествие, подхожу к заключительному этапу подготовительного процесса – заказ аренды авто. Здесь основную роль сыграл благополучный опыт аренды авто на Майорке в 2013 году, где оператор был Goldcar .

Перехожу к краткому обзору самого путешествия с ссылками:

Аэропорт Мадрид.

От терминала аэропорта до конторы аренды авто едем на автобусе (7 км. от аэропорта). Бесплатный автобус предоставляет контора. Оформляем документы, берём авто и едем до апартаментов это рядом в 500 м.
Отель находиться рядом с аэропортом, очень удобный и бюджетный вариант для одной ночи на нашу семью.
10.06.-11.06. –Holiday Inn Express Madrid Airport

Алькала-де-Энарес, Испания.

11.06. – После завтрака в отеле посмотрим Родину Сервантеса – .

Авила, Испания.

11.06-13.06 – Переезд в Авилу.

Сеговия, Испания.

Из Авилы однодневное путешествие в Сеговию, отчёт в статье:
12.06 – .

Саламанка, Испания.

Выезд в Саламанку.
Обзор достопримечательностей Саламанки в статье:
13.06-14.06
– .

Браганса, Португалия.

14.06 – С утра выезд в северную часть Португалии. По дороге 350 км. остановка и обед в цитаделе 12 века города Браганса, отчёт о остановке – .

Вила-Реал, Португалия.

14.06- 20.06 – остановка Вила-Реал.
Casa Agricola da Levada

Порту, Португалия.

Гимарайнш, Португалия.

Самого старого города Португалии – ;

Брага, Португалия.

Ламегу, Португалия.

полюбуемся винодельческими районами Порту;

Коимбра, Португалия.

20.06 – Переезд Порту- Коимбра.
20.06-22.06 – Остановка в районе Коимбры.

Встретим закат у Атлантического океана

Посетим старый португальский город, входящий в список ЮНЕСКО:
.

Сан Педро де Муэл, Португалия.

22.06- 24.06 – Остановка в прекрасном курортном городке .

Прогуляемся по курортному городку Сан Педро де Моэл

Алкобаса, Португалия.

Посмотрим загадочные монастыри Португалии- золотое кольцо страны:
;

Баталья, Португалия.

Томар, Португалия.

Фатима, Португалия.

Обидуш, Португалия.

24.06 – Переезд в Синтру, остановка в маленьком, приятном городке .

Синтра, Португалия.

24.06-26.06 – Осмотрим многочисленные достопримечательности .

По местным горным тропинкам добредём до .

Мыс Рока, Португалия.

А по пути в Лиссабон 26.06 отметимся на самой западной точке европейского континента- .

Лиссабон, Португалия.

26.06-30.06 – В превосходных апартаментах с сумасшедшим видом
Lisbon Inside Connect - Lapa Apartments

насладимся жизнью Лиссабона:

Элваш, Португалия.

Переезд в Элваш. 1.07-3.07 – -объект ЮНЕСКО.

Мерида, Испания.

Поворачиваем в сторону Мадрида. Следующая остановка уже испанская Мерида.
3.07-4.07 – .

Этот пост в формате известного ЖЖ-сообщества "Один мой день" я решил написать, чтобы рассказать, как проходит наше путешествие по Европе и показать, что длительное путешествие с детьми - это не так уж и сложно. Попробую сделать это, соблюдая правила и традиции этого коммьюнити, хоть это и будет выглядеть немного необычно для нашего сайта. Итак, поехали...

Всем привет! Меня зовут Дмитрий, мне 35 лет, я родом из Петрозаводска (Республика Карелия), но последние два года прожил в Мюнхене (Германия). В настоящий момент я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком и вместе с женой и двумя сыновьями мы путешествуем на машине по южной Европе. Жену зовут Юлия, а детей Лео (4,5 года) и Мартин (9 месяцев). 11 марта мы выехали из Мюнхена, а в этом посте будет описан 54-й день нашего путешествия 3 мая 2015 года. К этому моменту мы побывали в Лихтенштейне, Швейцарии, Италии, Франции, Монако, Андорре и Испании. Вчера мы остановились на ночевку в 50 км от Севильи и сегодня собираемся ехать в Португалию, хотя еще не знаем, где точно окажемся вечером и где будем ночевать.

7:27 После трехкратного отключения будильника, наконец, заставляю себя проснуться. Мы ночуем в нашей палатке, купленной специально для этого путешествия. Кроме палатки мы используем различные места для ночевки: гостиницы, апартаменты, снятые через AirBnB , бунгало в кемпинге, а так же у местных жителей через Couchsurfing . Последний вариант наиболее предпочтительный, т.к. он бесплатен, что немаловажно при ограниченном бюджете, но самое главное, он дает неограниченные возможности для знакомства со страной, ее национальными особенностями и традициями. Как правило, общение с каучсерферами позволяет взглянуть на жизнь и привычные вещи под другим углом, а некоторые из них становятся друзьями на всю жизнь. Вообще, каучсерфинг - это верный способ уехать из чужой страны с наилучшими впечатлениями. И да, личный опыт показывает, что каучсерфинг работает и при путешествии с детьми.

Этой ночью было уже уже достаточно тепло и комфортно, чего нельзя сказать о наших предыдущих ночевках в палатке. Мои еще спят, и не думают просыпаться.

7:38 Вылезаю из палатки, достаю из машины продукты для завтрака, включаю горелку и наблюдаю красивейший рассвет в окружающем нас сосновом лесу.

7:40 Первым делом сварить кофе - за все время путешествия у нас была всего пара дней без него, когда забывали заранее купить.

7:56 Первым, как всегда, просыпается Мартин и начинает ползать и всех будить. Обычно и я просыпаюсь после него, но сегодня хочется успеть побольше, поэтому проснувшись пораньше, надеюсь поскорее собраться и двинуться в путь.

Лео поползновения Мартина нипочем, он переворачивается на другой бок и продолжает дрыхнуть.

8:06 Завтрак готов, но желающих поесть пока что маловато. Сегодня в нашем меню полюбившиеся нам мюсли "4 ореха" с натуральным йогуртом или молоком, бутеры с сыром, шоколад, печеньки, кофе и пара десертов для желающих.

Юля перед перед завтраком желает пойожиться, а Лео так и не проснулся.

8:18 Приступаем к завтраку вдвоем с младшим.

8:35 Мы позавтракали, идем вытаскивать из палатки Лёника.

8:42 Устраиваем для Мартина водные процедуры.

Соседний "фикус" сегодня работает сушилкой для белья, постиранного, но не досушенного накануне.

8:52 Лео приступает к завтраку.

9:32 Все позавтракали, чистим зубы.

9:43 Собираем палатку, Лео с удовольствием помогает. Он каждый раз с нетерпением ждет момента, когда мы начнем ее ставить или разбирать и все время спрашивает: "А где мы сегодня будем ночевать?"

Наша любимая забава - "поймай палаткой сына" =)

10:21 Только что на проселочной дороге, рядом с которой мы стояли, остановилась машина, и пожилой испанец, открыв багажник, достал из него кучу апельсинов и отдал нам. Просто так.

10:48 Наконец, все вещи упакованы в багажник, собран целый пакет мусора, большая часть которого была оставлена до нас. Да-да, испанцы тоже не очень-то утруждают себя заботой об окружающей среде. А уж сколько собачьих экскрементов попадалось нам на улицах городов... Но это уже отдельная тема.

10:54 Выезжаем на региональную дорогу. Навигатор говорит, что до португальского города Фару, куда мы хотим доехать, 160 км.

10:55 Мартин практически сразу засыпает. Это значит, что можно спокойно ехать вперед как минимум час. Когда он просыпается, то начинает капризничать, и Юле приходится пересаживаться назад, чтобы постоянно чем-либо развлекать. Но этого хватает ненадолго, и тогда периодичные капризы превращаются в постоянный плач, и тут уже никуда не деться - надо делать остановку.

Лео обычно занят чтением журнала про животных "Animal Planet", либо решает логические задачки из специализированных журналов типа "ПониМашки" или листает одну из взятых с собой книжек на русском, английском или немецком языке. А иногда ему становится скучно, и он начинает ныть и вредничать.

11:05 Делаем остановку в ближайшем городке Альмонте, чтобы выбросить мусор. Юля рассортировывает стекло, пластик и прочий мусор по разным контейнерам.

Городок оказался довольно симпатичным, но задерживаться нельзя - надо ехать, пока Мартин спит.

11:48 По пути проходим очередную "круглую" отметку на счетчике. Два раза он уже обнулялся на каждых 2000 км, значит в сумме за все наше путешествие мы перевалили за 5000 км.

12:03 По вантовому мосту через реку Гвадиану въезжаем в Португалию.

12:21 Въезжаем в ближайший португальский городок и делаем остановку, так как Лео заявил, что хочет есть. Тут просыпается и Мартин, все вместе подкрепляемся йогуртом.

13:36 Доехали до первой на сегодняшний день цели - природного парка Рио Формоза.

13:42 На ресепшне берем бесплатные буклет и карту и отправляемся гулять по территории.

13:52 Как обещает табличка, здесь водятся хамелеоны, и если улыбнется удача, можно их увидеть вживую. Пытаемся разглядеть их в кустах, но все тщетно. Очередной развод! =)

Природный парк Рио Формоза занимает довольно большую территорию на побережье Атлантики. Его образуют лагуны, острова, проливы и песчаные косы, на которых водится большое количество различных видов диких животных и растений.

14:30 С полуразрушенного пирса во время отлива наблюдаем за морскими крабами.

14:41 По песчаным дюнам проходим мимо старой парусной лодки.

15:00 Но самым интересным здесь оказалась приливная мельница.

И нам, и Лео было интересно побывать внутри, почитать о ее устройстве и принципе работы, а также понаблюдать за приливным течением.

15:23 Из специальной наблюдательной будки рассматриваем птиц, вспоминая, как четыре года назад из такой же будки наблюдали за фламинго в национальном парке Дельта Эбро в Испании. Здесь тоже водятся фламинго, но в мае они еще на зимовке.

15:37 Нагулявшись и порядком подустав, возвращаемся на парковку.

16:00 Решаем пообедать в ближайшем кафе. Официантка оказывается из Украины и, услышав наш разговор, тоже переходит на русский.

Мы заказали только одно блюдо - рыбное ассорти, но вместе с ним подали по две больших порции салата, и мидий с оливками, а так же хлеб, масло и бутылку воды. Позже Юля еще заказала себе капуччино.

В общем, мы реально объелись, все было очень вкусно, а счет вышел всего на 10 евро - даже учитывая заслуженные чаевые 2 евро, так дешево мы еще ни разу не обедали!

17:10 Очень кстати в кафе оказался вайфай - решаем найти какое-нибудь жилье через AirBnB. Через полчаса апартаменты забронированы, контакты от хозяина квартиры получены, можно ехать.

17:52 Садимся в машину и едем в курортный городок Албуфейра, где нам предстоит провести следующие две ночи. До нее 51 км и нам надо приехать к 7 вечера, чтобы встретиться с родителями Нуно (владельца квартиры) - те должны показать нам наше жилье и передать ключи.

17:58 По пути в городе Ольхао замечаю заброшенное здание с потрясающе красивыми граффити. Останавливаюсь, чтобы осмотреть его со всех сторон.

19:00 Мы в условленном месте, возле супермаркета ждем родителей Нуно. Отправляю ему СМС о том, что мы уже здесь. В ответ приходит: "Хей, мы же договорились в 19:00, а сейчас только 18:00". Тут я понимаю, что мы забыли, что Португалия находится в другой часовой зоне, а значит при въезде нужно было перевести часы на час назад. Ну и отлично, значит, наш сегодняшний день увеличивается на один час - больше успеем увидеть! Пишу СМС с извинениями, что облажался со временем. Выясняется, что родители Нуно сейчас делают уборку в квартире, поэтому мы решаем погулять часок, немного посмотреть город и вернуться к условленному времени.

В Албуфейре просто дикое количество всевозможных кафешек и ресторанов. За время нашей небольшой прогулки я насчитал пару десятков, при этом мы еще не были в самом центре. Вот это выглядит симпатично - надо будет позже заглянуть.

Не удивительно, что при такой конкуренции им приходится просто биться за клиентов, поэтому почти у каждого кафе стоит зазывала и, приветливо улыбаясь, старается заговорить с вами, чтобы пригласить на ужин.

18:50 Доходим до пляжа. Сегодня весь день пасмурно, но Атлантический океан спокоен.

Ах, эти знаменитые португальские песчаные пляжи с прибрежными скалами!

19:06 Поскольку Юля с Лео отказались спускаться к воде, делаем вдвоем с Мартином селфи и возвращаемся назад.

19:30 Встречаемся с родителями Нуно и заселяемся в квартиру. Нас приняли очень дружелюбно, все показали и объяснили, несмотря на слабое владение английским.

20:15 Пока готовится ужин, Мартин играется с апельсинами, подаренными нам сегодня утром.

20:39 Садимся ужинать. В вечернем меню у нас салат из овощей, консервированная фасоль, гренки с сыром и бутылка испанского красного вина.

21:16 Вечерние водные процедуры.

21:45 Юля укладывает детей, кормя Мартина и читая Лео книжку про Карлсона, а я сажусь обрабатывать фотки, которых поднакопилось уже на пару десятков гигабайт, и писать очередной пост для своего сайта .

1:38 На смартфоне часы до сих пор не переведены, необработанных фоток еще дофига, пост не дописан, глаза слипаются, мозг отказывается работать. Придется завтра встать пораньше, чтобы все доделать. А сейчас пора спать, как поется в одной известной песне.

В апреле-мае 2016 года мы были в отпуске в Португалии. Но, планируя маршрут, стало ясно, что ехать в Португалию в разы дешевле через Испанию (то есть прилететь в Мадрид, там брать машину в аренду и через пол Испании ехать в Португалию). Аренда машины тоже в аэропорту Мадрида оказалась в 3 раза дешевле, чем брать её в аэропорту Лиссабона или Порту.
Таким образом, было решено ехать через Испанию и заодно посетить Андалусию. Машину арендуем (кликаем на ссылочку): выбирайте город, даты и требования к автомобилю и сравнивайте цены. Основные требования, на которые стоит обратить внимание: включенный пробег, где предоставляется машина (например, прям в аэропорту, или вас будет кто-то встречать и отвозить в офис), какая страховка включена, автоматическая или механическая коробка передач, количество вмещаемых людей, количество дверей. Все остальное сильно изменяемое, особенно, марка выбранного автомобиля. Он практически никогда не будет соответствовать заказанному)))
А наилучшие билеты в Мадрид смотрим по вот этому чудесному календарю (замой конечно же цены самые приятные, кстати, в Севилье в январе очень комфортно по погоде):

Итак, основные точки нашего маршрута:

1. Прилетаем в Мадрид . Сразу же берем машину и едем в отель, находящийся по пути нашего путешествия. Мы уже не первый раз останавливаемся в районе Getafe. Вообще, в этом районе приличные отели по очень экономичной цене. На этот раз останавливаемся в Holiday Inn Express Madrid-Getafe и получаем за 50 евро / ночь приличный номер с завтраками, бесплатной парковкой и гипермаркетом Carrefour за углом. Кстати, здесь же неплохой торговый центр Getafe The Style Outlets, в котором обитают только местные. Мы там тоже либо покупаем что-то самое необходимое типа футболок или носков на каждый день, и обязательно сим-карту в Orange с безлимитным Интернетом по всей Испании и 2 Гб по Европе (тариф Mundo) .

Так как это Испания, то необходимо закупиться во-первых детскими принадлежностями и питанием, во-вторых, водой и перекусами. Не первый раз путешествуем и понимаем, что с их сиестой и настоящими выходными (даже гипермаркеты не работают в воскресенье и понедельник или субботу, по разному), легко остаться голодным.

2. Заезжаем в Толедо . Мы уже были в этом городе и на свою беду попробовали местные марципаны и макаруны. И все, теперь нигде, ни в одной точке мира не можем их есть, кроме Толедо. Поэтому заезжаем конечно же за вкусняшками.

Вкусняшки продаются в Старом городе, в магазинчике Mazapan (ссылка на Гугл карты). Также стоит прогуляться на Старому городу - там невероятной красоты и невероятных размеров Кафедральный Собор

Он является одним из крупнейших в Испании. В нем хранится множество шедевров — от картин Эль Греко, Караваджо, Тициана и других знаменитых художников до выдающихся образцов средневекового ювелирного искусства

3. Едем в Кордову и останавливаемся там на пару ночей. Мы выбрали отель в самом центре, оз окон номер можно было практически дотронуться до стен Мескиты - Hotel Mezquita .

Отель с простенькими номерами, но холл выглядит не скромнее залов Эрмитажа или Музея Ватикана.


Но вместе с близостью к истории - шумные гуляния под окнами часов до 3х ночи, невозможность проехать к отелю (в паре мест, а мы ехали по навигатору Гугл, мы задевали обоими ушами стены домов на машине WV Polo), кажется, попали в камеру и ждем штрафа. Соответственно, общественная платная дорогая парковка в 10-15 минут прогулки от отеля с чемоданами.

Кордова - невероятный город и очень нам понравился. Здесь обязательны к посещению: Мескита, Алькасар, Римский мост (который стоит уже 2100 лет), Старый город. Мы попали накануне Фестиваля двориков, который проходит в мае, поэтому весь город был очаровательно украшен.

Недалеко от Кордовы (27 км) есть очень красивый испанский замок - Альмодовар (Castillo de Almodovar del Rio) . По ссылке его расположение на Гугл-картах.

4. По пути в Севилью заезжаем в городок Сетениль (Setenil de Las Bodegas). Это городок, построенный в горах, точнее прям в скалах. В Интернете есть несколько известных фото, где крышей домов являются камни. Вот туда мы и поехали. Городок очаровательный. Нам хватило 2-3 часа полностью его обойти (с учетом подъема и спуска в скалах). Но, в принципе, там можно и остановиться на ночлег:


5. Ронда - тоже проездом. Хотя в этом городе стоит остаться на ночевку. Правда, с бюджетными отелями тут не густо. Город, парящий над пропостью в горах, построен на высоте 740 метров над уровнем моря, очень популярен среди туристов. Самые известные и стоящие достопримечательности:

Один из старейших и крупнейших стадионов для корриды Plaza de Toros

Puente Nuevo — мост XVIII века высотой 98 м через реку Гуадалевин, разделяющий город на 2 части Старую и Новую.




Арабские бани (Baños Árabes) – памятник мавританского периода в Ронде, которые никогда не принадлежали маврам. Это романское сооружение, имитировавшее арабскую архитектуру.

6. Севилья - здесь мы останавливаемся на 2 дня. Хотя город уже крупный, туристический и даже грязный. Селимся в отеле Pasarela через дорогу от очаровательной Площади Испании Plaza de España. Парковка бесплатная, завтраки включены. А на площади можно гулять теплыми испанскими вечерами:



Также стоит посетить в Севилье:

Севильский Кафедральный Собор и Алькасар . В Алькасаре (Real Alcázar de Sevilla) снимали знаменитые Игры престолов. И в даты нашего пребывания в городе как раз начали показывать новый сезон. Дважды мы пытались пробраться на территорию садов Алькасара, но очереди невыносимые. Очень жалею, что мы туда не попали:

Кафедральный собор Севильи - тоже в числе крупнейших в Европе. Здесь можно подняться на колокольню (обзорная площадка на высоте 114 метров):


Выбивающаяся из общего окружения конструкция из бетона и дерева Метрополь Парасоль (Metropol Parasol ) или Севильские Грибы. Внизу этого строения находится музей с римскими и мавританскими останками, обнаруженными при строительстве объекта. А на верхнем (4м этаже) - панорамная площадка с обзором на всю Севилью:

Дом Пилата (Casa de Pilatos) — дворец - копия дворца Понтия Пилата. Очень интересное место с великолепной коллекцией мавританской мозаики в интерьере. Мы там провели часа 1,5 наверно:

7. Уэльва (Huelva ) - исторический город почти на самой границе с Португалией. Примечателен он тем, что именно отсюда Христофор Колумб отправился в Америку. Здесь находится Музей Колумба (Muelle de las Carabelas ) с огромным парком, монастырем, всевозможными развлечениями. Но по понедельникам музей закрыт, нам удалось только издалека сфотать прототипы легендарных парусников. Удивило, насколько они маленькие на самом то деле:


Ну вот и все, заезжаем по длинному мосту в Португалию. Размеренный испанский ритм жизни сменяет суета, похожая на русскую. Дороги существенно хуже, поэтому платные. Топливо на 25% дороже, чем в Испании (на 30 евро центов). Зато открытые супермаркеты практически всегда и питательные заведения. Это крик души оголодавшего в Испании самостоятельного туриста.

Юг Португалии это, прежде всего, невероятной красоты пляжи. Мы проехали все побережье, и больше всего нам для отдыха понравились Портиман и Лагос. И по доступу к красивым картинкам, и по сервису в этих городах

8. Портиман - здесь мы жили пару дней и катались по побережью.Вдоль пляжа расположено множество отелей и апартаментов. Есть поинтересней, но то, что находится на booking.com средненько по сервису (очень напоминает советские санатории), зато по приемлемой цене. Мы жили в апартаментах в первой линии, с окнами на океан, с парковкой за 5000 рублей двое суток. Владеют этими предложениями чаще всего молдаване, или русские, или украинцы. Очень много русской речи. Местные приветливы и доброжелательны. А это картинки из окна:

Пляжи широченные, в мае океан прохладный, но купаться можно. Выделяется большое количество спортивных площадок и в принципе, спортивных людей. Опять же очень контрастно с Испанией, подсевшей на почти круглосуточный фастфуд.

А это районы подороже, зато здесь много вкусных ресторанов. Обслуживают снова русскоговорящие. Почти как дома, только порции блюд такие, что одному в жизни не съесть:

9. Гуляем по Лагос и соседним пляжам. Чистенький, аккуратный город:

Пляжи рядом:


10. Потом едем в Лиссабон - город, в который все влюбляются. Здесь интересен Старый город, по которому можно гулять часами, зигзагом обходя каждый квартал пешком. Здесь очень много туристов. Отелей множество на любой вкус, цвет и бюджет. Мы жили прям у Моста 25 Апреля - в этом районе попроще с парковкой и легче выезжать дальше на север Португалии.

В Лиссабоне стоит остановиться на 3-4 дня. Мы посетили не много. Мы просто гуляли по городу, несмотря на дождь.

С детьми обязательно стоит посетить Лиссабонский Океанариум в Парке Наций. Про Лиссабонский зоопарк тоже множество отличных отзывов, но мы туда уже не успели.

11. Едем в Синтру . Этот город тоже обязателен для посещения. Также обязателен, чтоб в нем остановиться на 2-3 дня. Наша ошибка - мы были проездом.

По пути н мыс Рока проезжаем очень ветряные пляжи и настоящие Атлантические дюны:

Мыс Рока - значимое место - самая западная точка Европы. Но по картинке, в наших русских самых восточных местах вот прям тоже самое, только транспортно-сувенирная инфраструктура похуже.

Мы на 2-3 часа зависли в дворцовом парке Массона Монтейру Quinta da Regaleira. Здесь Построен интересный дворец в стиле неоготики, католическая часовня и огромный парк с фонтанами, гротами, озерами. По парку разбросаны всякие загадки и масонские символы

Известное фото колодца есть теперь и у меня. Здесь нужно пройти через грот и подняться через этот колодец из "Ада в рай". Но почему то русские экскурсоводы водят русских наоборот сверху вниз, мешая встречному потоку:

Знаменитый Дворец Пена, в который мы не успели, потому что загуляли в парке масонов:

Также стоит посетить Замок мавров Castelo dos Mouros, построенный в IX веке.

12. Едем в Авейру (Aveiro ), где останавливаемся на ночлег. А утром гуляем по очень интересному городу с мозаичными домиками:

Это Португальская Венеция, по которой тоже можно покататься на гондолах. Но после обеда, потому что по утрам воды в каналах нет.

Место проживания - отличный отель Hotel Aveiro Palace с видом на канал и гондолы и прекрасным интерьером в уютном английском стиле:

Остановившись в Авейру, нельзя не заехать в Praia da Costa Nova - это местечко с вот такими милыми полосатыми домиками. Изначально так раскрашивали свои дома рыбаки. Позже этот фирменный стиль был поддержан всеми домиками городка:

А мы уезжаем из Португалии. Мало? Да. Но для знакомства со страной достаточно.

То, что я собрала по Португалии, но не смогла посетить, прикладываю ссылочки на Гугл-карты, чтоб легче было включить эти пункты в Ваши маршруты:

- Эвора (Évora) - город интересен своей архитектурой. Здесь и Кафедральный католический собор, и сохранившиеся колонны Римского храма. Также здесь есть Часовня костей, внутренние стены которой покрыты человеческими костями и черепами. В принципе, через Эвору можно проложить маршрут из Мадрида в Лиссабон.

Городки Эшторил (Estoril) и Кашкайш (Cascais) -находятся в 25 км от Лиссабона. Здесь не прекращается тусовка: хорошие песчаные пляжи, кафе, рестораны (есть и мишленовские), казино, шоппинг. Мы проехали их мимо. Приятные городки. Это Португальская Ривьера - многие состоятельные европейцы имеют здесь виллы и особняки.

Тоже недалеко от Синтры (30 км) и просто must visit - город Мафра и Mafra National Palace . Это монастырь, самый большой дворец и алтарь португальских королей. Рядом с дворцом находится заповедник и королевский сад. Их тоже стоит посетить.

Международный заповедник Ericeira с десяткой лучших пляжей для этого вида спорта. Говорят, Эрисейра уступает лишь Малибу.

Монастырь Санта-Мария да Витория (Mosteiro da Batalha ) - доминиканский монастырь в готическом стиле, внесенный в список Всемирного Наследию ЮНЕСКО.

Деревня Монсанту (Monsanto) - в которой жители последние столетия живут в домах, построенных в валунах. Стенами или крышами являются камни. Примерно, как в Сетениль в Испании. Мы очень хотели захватить эту точку в своем маршруте. Но не укладывались в стандартный двух-недельный отпуск.

- Порту - моего описания не требует. Многие говорят, что этот город гораздо интересней Лиссабона. Думаю, что в него мы еще обязательно попадем.


- или дом-камень , который присутствует во всех рейтингах самых необычных домов. Построен он из двух валунов в 1974 году. Находится он на севере Португалии, ехать туда нужно специально, потому что рядом ничего интересного нет. Дом двухэтажный, внутри каменная мебель. Жители его покинули, так как идея жить в уединении, себя не оправдала - в дом постоянно ломились любопытные туристы.

А мы пересекаем границы с Испанией, утыкаемся в очередь на заправку с топливом на 25% дешевле. И в закрытые кафе и магазины. Даже кофе купить негде. Эх, расслабила Португалия.

13. Приезжаем в Саламанку . Это самая высокая столица испанских провинций, находится на высоте 1128 метров над уровнем моря. Окружена крепостной стеной, возведенной в XI—XIV веках на месте римских и арабских укреплений. Длина стены 2,5 км. А внутри Старый город с Кафедральным собором, церквями, уютными ресторанчиками и кафешками

15. Едем в Мадрид , ночуем и на следующий день летим домой. На этот раз мы сняли отель в центре города. И поняли, что это глупость. Сомнительный сервис, грязные номера, гуляния и шум под окнами всю ночь, дорогущие парковки (35 евро в сутки, еле нашли за 18 евро) в 10 минутах ходьбы с чемоданами и коляской от отеля. Не люблю Мадрид. Мы для него уже старые и не готовы тусить, как это делает молодежь. Для нас это исключительно точка начала или окончания нашего маршрута.

Итого весь маршрут составил 2365 км, 13 дней путешествия, посетили 22 города и окунулись в 2 такие разные страны.

Север Португалии (от Порту и все севернее) мы, думаю, совместим с поездкой по северу Испании. Также отдельной поездки стоит Андалусия: Малага, Кадис, Гранада и Альмерия, с посещением Гибралтара и, возможно, с поездкой в Марокко на пароме. Кстати, знаете, что на территории Марокко есть испанские города? Прям территория ЕС в Африке - это Мелилья и Сеута. Очень хочется посетить.

Много ссылок про Испанию

Случайная покупка одного билета обросла новыми идеями и планами, и воедино сложилась «нитка» маршрута, граничащая с авантюрой, которая и вылилась в 50 дней пути, 15 самолётов, 7000 километров за рулём четырёх машин, походы с палаткой, поездки на поездах, электричках, кораблях всех мастей и даже на яхтах. Это путевые записи из нашего дневника об увиденном на пути, о людях, местах и впечатлениях.

Снова очутившись за рулем после двухдневного перерыва, не могли нарадоваться тому факту, как всё-таки комфортно и удобно ездить на своих колесах, останавливаться где пожелаешь, и не таскать на себе багаж. Как оказалось, зависимость от расписания общественного транспорта и привязка к его маршрутам, а также покупка каких-то проездных, довольно сильно действовала на нервы. Даешь свободу передвижения!


Около 10 часов утра мы взяли курс из Севильи на Португалию. Присоединить соседку Испании к маршруту решили не сразу, так как попросту не было на слуху никаких громких достопримечательностей «с именем». Поверхностные раскопки интернета сразу же огорошили: там же портвейн! Ну, хорошо. Копнули еще - выплыл Лиссабон с трамваями и мыс Рока. А потом как пошло-поехало: масоны, тамплиеры, мануэлинская резьба, фантастическая Синтра, суровый Томар, винные склады Порту, и конечно же - Обидуш. Именно фотографии сине-желто-белого Обидуша стали последней каплей и положили конец сомнениям ехать или нет. Конечно же, ехать!


В это путешествие планы были проехать «немного дальше» в Евразию от практически самой восточной точки до самой западной. Идея этого маршрута была задумана после путешествия в 2011 году, когда мы проехали от Японского моря до Северного моря в Нидерландах и Бельгии. В этом же году продвинулись до Атлантического океана на мыс Рока в Португалии. Итак, все по порядку.


Португалия... Это почти как Испания. Почти совсем Испания, только Португалия. Именно такими были мои познания, а точнее сказать - заблуждения об этой стране. Мы поехали туда, не ожидая увидеть никаких разительных отличий этого небольшого государства от своего старшего соседа - ни этнических, ни, тем более, климатических. Всё-таки иногда так приятно ошибиться.


И родилась идея. С пивцом, на заборе у родной школы, пришла, даже не помню кому, в голову. Дать на солнце в Новый Год. А куда можно топить на тачке? Если в Азию - то там зимы такие же холодные, а ехать до жары в Индию или типа того - далековато. В Сочах каких-нибудь - дожди идут, тоже не варик. Если в Европу - там может быть тепло только поближе к Африке. Вот Португалия - там должно быть тепло, солнечно, есть океан, и самая западная точка континента - Кабо да Рока. Никто из нас так далеко еще не был, тем более на машине. Дороги вроде хорошие, доедем.


На озера мы приехали рано утром, а там оказался туман. Не забывайте перед выездом проверять погоду в Sete Cidades:) Погуляв по берегу зеленого озера, нашли несколько приятных мест для пикников, покормили уток и, когда туман рассеялся, полюбовались видами.


Родил-таки вторую часть за полгода:). И уже пора писать новый отчёт о нынешней поездке в Крым (2014 год), кстати. Планирую сделать отчёт с обзором ВСЕХ крымских достопримечательностей. Мне кажется, в этом году это будет весьма актуально. Поубавилось нынче зарубежных отчётов на Дроме. Родину осваивать начали:). Правильно, и мы в этом году планируем покатушки по всей стране.


Идея рвануть в Европу на автомобиле появлялась каждый раз после прочтения очередного отчета на этом сайте, сначала мне это казалось фантастикой, но после приобретения Toyota funcargo с аукциона 4 балла и автопробега из Красноярска до Черного моря, я поверил в возможность многодневного автопутешествия. Многие месяцы зрели коварные планы по покорению Альп и других интересных мест старушки Европы. Постепенно в голове отчетливо стал складываться приблизительный маршрут, путеводителями решил не пользоваться, они быстро устаревают и стоят дорого, почерпнул информацию на гугле и википедии, выписал все интересующие нас места с координатами, а чтобы посмотреть все в Европе и жизни не хватит, так как это музей под открытым небом. Жена и другие близкие люди крутили у виска при озвучивании моих планов, но меня уже было не остановить, потому что жизнь без осуществления мечты - это не жизнь. Все решено, едем. Так как уговорить друзей на такое путешествие не реально, у всех своя жизнь и планы, да и отдых у большинства ассоциируется с лежанием на пляже и употреблением горячительных напитков, едем вдвоем с любимой женой, дочка еще слишком мала и погостит у бабушки.


Собираясь на зимние каникулы 2012-2013 года в Прибалтику, мы столкнулись с одной проблемой: не покупая путевку, сделать визу в Перми почти нереально. Услышав очередное: «В Прибалтику визы не делаем», мы обратились к тому же знакомому, который делал нам визы в Румынию. - Зачем вам эстонская виза? - спросил Павел. - Делайте испанскую, они без проблем дают сразу на полгода. Мы не собирались в Европу, планируя провести майский отпуск в Эмиратах, но почему бы и нет?

Коллективом из пяти человек проехали маршруту Барселона – Таррагона – Гранада – Кордоба – Эль-Ромпидо - Виламоура - Лагос - Лиссабон - Порто - Лерма - Ллейда – Барселона.
Ехали на двух машинах.
Время в пути – две недели, с 25 августа по 8 сентября 2007 г.
Пройденный путь – около 5.5 тыс. км. На одной машине и 4.4 тыс.км – на другой.

Цель – отдохнуть по варианту, который успешно опробовали в прошлом году и получить впечатления теперь уже от Юга Испании и Португалии.

Подготовка маршрута и городов бронирования.
Прикинули маршрут и города ночёвок. По опыту прошлых лет решили на каждые две ночёвки в новом отеле делать две ночёвки в одном. В итоге мы получили желаемый маршрут в 11 отелях 2...4* на 13 ночей.
Прикинули варианты перелёта и попробовали искать варианты по визе.
В посольство за визой ехать не хотелось – столица от нас не близко.
Начали было с перевозчика(L-Flight), если берёшь билет - у них обозначена на сайте услуга по визе. Дозвонится им было сложно, если дозвонились – нас переключали на мальчика по визам - тот после вздоха соглашался нас выслушать и вроде как, в принципе, готов был помочь... А вот в Интернете про них хорошего было мало. Отбросили. Страшно.

Решили не рисковать и обратиться к уже опробованному в прошлом году варианту через Марко-Поло Москва. Поручили им отели, перелёт и визы. С нами работала Ольга Романова - были выполнены абсолютно все пожелания по перелёту, городам, где мы хотели ночевать, а также подобраны варианты «что-нибудь между… и между…, в пределах…евро/чел», а также добавился некоторый размах, на который, у нас первоначально духа не хватало.

Стоимость поездки. У нас получилось с учётом всех затрат, в т.ч. и на месте - около 1350 евро на одного.
Из чего сложилась стоимость: определяющим явилось желание сэкономить на отелях и перелёте, оставив денежку на более приличную машину, музеи и провинциальные рестораны. Исходя из этого отбросили аэропорты Лиссабона, Порто, Мадрида и Малаги и остановились на Барселоне, куда чартеры из столицы возят задёшево. Попросили турфирму купить нам чартер - за перелет в Барселону чартером (туда-обратно на одного) – заплатили 340 евро.
Про чартеры все знают – это лотерея со временем. И, поскольку мы из Новочеркасска и Краснодара, из-за этой лотереи расходы превысили плановую сумму у разных членов нашей команды от 85 до 362 евро. Это оплата дополнительной ночёвки в столице и покупка новых билетов из-за задержки прилёта на обратном пути.

За 13 ночей в отелях 2…4* заплатили в среднем по 500 евро/чел. 14 дней аренды авто обошлись для троих(Пежо 407 2.0НDI) 657 евро и для двоих (с нами ехали ребята на Опель Корса) 527 евро. За 5500 км (Пежо) сожгли дизтоплива на 330 евро и за 4000 км(Опель) на 225 евро. Дизтопливо от 0.85(Андорра) до 1.10(Португалия) евро за литр.
За платные стоянки – около 35 евро/машина.
Входы в музеи и замки, экскурсии на даблбэкере – около 45 евро/человек.
Обеды/ужины/завтраки+вино/пиво/кола/чипсы обходились от 8 до 35 евро в день на нос.

Прокат автомобиля.
Бронировали у Europcar через Интернет на их испанском сайте – лишь они предлагали Alfa159, а её нам очень как хотелось. Сейчас уверен, бронировать можно и через русский сайт Europcar.ru.
В аэропорту Барселоны(BCN) есть ещё офисы Hertz, Avis, Atesa и Sol-Mar – цены у всех приблизительно одинаковы.
С выбором Europcar нам повезло – из-за опоздания самолёта (чартер!) прибыли на стойку в 01-30 вместо плановых 22-00. После полуночи работал лишь офис Europcar – все остальные были закрыты до 07-00. Стойку Europcar в аэропорту Барселоны нашли рядом с прочими Rent-a-Car на терминале В, стоянка машин - там же, через дорогу.
При оформлении забыли (с расстройства, что не дали Альфу, а также ночь, устали…) на стойке главную бумагу, по которой нам дали машину. Обнаружили через пару дней и обратились в офис Europcar в Huelva, на юге Испании, – нам её восстановили без проблем. Там же выяснили, что поменять машину (если вдруг не нравиться или ещё что) на другую можно без проблем в любом офисе. Главное – позвонить заранее и выяснить наличие. Если до такого дойдёт – нам рекомендовали офисы в аэропортах – там всегда много разного.
Денежку с карты за аренду авто у нас снимали два раза. Первый раз 100% аванс + 200 евро (франшиза) – в день получения машины, её потом полностью вернули. Второй раз сняли в день сдачи автомобиля - 100% суммы по факту аренды. По возвращении домой некоторое время, где-то неделю, мы имели перед глазами выписку, где сняты обе суммы, что вызвало немало волнений.

Про МВУ я уже ранее писал в прошлом году - обязательно сделайте себе в местном ГИБДД МВУ(международное водительское удостоверение). По нему там дают машину. Могут дать и по нашему. И, если полиция не остановит, проблем не будет. Но если остановит - с 2006 года у них там поменялись правила. Про Испанию я ничего не слышал (там мы полицию прошлом году видели пару раз за 4500 км…). А вот в Италии были проблемы и очень серьёзные. Кроме того, если перед поездкой права за какой-нибудь грех вам заменили на «времяночку» - по ней там вам машину не дадут.

Кредитная карта – обязательно. Лучше две от двух разных банков. У нас одна из карт «не авторизовалась» на стойке europcar. После она работала как надо, но там был сбой. Благо, что наши ребята имели карту и средства на ней, что позволило на одну карту взять две машины.
Баланс на карте – сумма аренды плюс франшиза 100…200 евро.

Первая и последние ночёвки – в разумной близости от Барселоны. Мы выбрали первой Таррагону в 90 км и последней Ллеиду в 86 км. Дистанции между ночёвками от 80 до 790 км.

На обратном пути ехали по указателям «Aeroporto», а ближе – по указателям «Rent-a-Car parking». Заблудиться невозможно.
Машину поставили на стоянку, выгрузились и сдали специально обученному человеку с бэджем. Тот осмотрел, проверил полный бак, бардачок, багажник, расписался в в бумаге и один лист выдал нам.
Наши ребята, что ехали с нами вместе на Опеле, слегка вмяли и поцарапали на жутко тесном подземном паркинге обе правые двери – это обошлось им 39 евро. Им мальчик на приемке принёс кассовый аппарат – подписали чек и «бай». Процедуры оформления, как на старте, так и на финише заняли не более получаса с поиском стойки и поиском машины на стоянке.

Класс авто.
Нас было пятеро. В одной машине ехали трое, а в другой – двое.
Поэтому мы заказали для троих «AlfaRomeo 159 1.9 TDI or similar». По факту нам выдали «or similar» дизельный Пежо 407 2.0 НDI/132 л.с.. Наше замечание, что это никак не катит на «or similar», принято не было. Для троих, однако, машина замечательная и эмоции оставила лишь положительные.

Для двоих - Опель Корса / Рено Клио. Дали Опель Корсу 1.3 СDТI/75 л.с.. Шустрая, удобная. Но, в сравнении с Пежо 407, чуть более шумная и жесткая. При движении по магистралям никак не уступала Пежо в скорости (по динамике уступала) и ребята от нас ни разу не отстали.

Езда по дорогам Испании и Португалии
В прошлом году ехали исключительно по картам/указателям, а в этом году решили испытать чудеса прогресса. Использовали коммуникатор Golgfish E-Ten 500, у него есть GPS-приемник, с установленными Тот-Томом (программа-маршрутизатор) и картой Испания-Португалия. Том-том с картами купили за 150 руб. в магазине компакт-дисков.
Штука чрезвычайно приятная. Позволяет проложить маршрут от текущего местоположения до нужного места как по собственной карте, так и по домашним заготовкам адресов. Как автомобильный, так и пешеходный. Ищет адреса. Показывает парковки, заправки и прочие прелести. Если проехал нужный поворот – он сам маршрут перепрокладывает. Хотя не раз попадались новые дороги, про которые Том-Том не знал – видимо, карты у нас были старые. Были также и адреса отелей, которые Том-Тому не известны или пишутся они в Том-томе чуть-чуть не так. Помог Интернет. Перед поездкой зашли на сайты-маршрутизаторы и по списку адресов отелей, где нам забронированы ночлеги, определились с их нахождением и занесли дома в список Том-Тома (использовали http://www.guiacampsa.com, http://www.viamichelin.com/, www.map24.com).

Отмечу, что интереснее всё-таки ехать старым проверенным способом - как мы ехали в прошлом году - по купленной на заправке карте и распечаткам мест отелей из маршрутизаторов. С Том-Томом скучно – сразу уверенно попадаешь на место.

В пути один из нас был штурманом (по очереди), который следит за Том-Томом и указателями. На длинных скоростных развязках несколько раз попадали так, что свернув на съезд направо, возносились над дорогой по эстакаде и уходили влево…

Состояние дорог позволяет без особого напряжения преодолевать за день до 800 км «с осмотром красот».
Парковались на ночь у отелей. Парковки у отелей, кроме Granada, Cordoba и Porto бесплатные и доступные. А в городах в большинстве случаев, что проще и дешевле – на подземных парковках. Они в изобилии во всех исторических местах и старых кварталах.

Полицию видели в Испании два раза на дорогах и на въезде из Андорры (…сколько везёте спиртного? Это всё? Только себе! Адьёс!), а в Португалии один раз на выезде из города и при выезде из страны. Ни одного стационарного поста, как и в прошлом году, за 5500 км мы не видели.

Заправочные станции, они же минимаркеты с соками-колой-чипсами-дорожными картами с нормальными ценами. Во всей Испании и Португалии, сначала заправка, затем оплата. Причём перед оплатой можно не спеша прочесать минимаркет – никто не торопит.
Нередко на заправке – ресторан с подносами/раздачей или с официантами и меню дня «menu del dia» с ценами 8-14 евро за неплохой обед. Кроме того, иногда ресторан на заправке – единственное место, где можно перекусить во внеурочное время. А в такое время нам как раз и хотелось завтракать/обедать/ужинать.
На заправках также – мойка самообслуживания, одного евро хватает за глаза сбить пыль и птичьи следы, а также бесплатный пост подкачки колёс/ доливки воды.

Дороги.
Про дороги уже писал в прошлом году. На Юге и в Португалии всё так же, как и на Севере. Магистрали с ограничением 120 пронизывают страну без заездов в города. Т.е. по магистралям можно двигаться со скоростью 130-140 (средняя выходит 105…115) без проблем. И, исходя из этого, рассчитывать маршрут и время. Платные дороги перемежаются с бесплатными. Особой закономерности я не заметил.

Достопримечательности.

Как только определили места ночёвок – взяли в руки путеводители и составили программу-максимум на каждый день. На месте, исходя из настроения, корректировали её в меньшую сторону. Очень помог в ориентировке среди красот комплект карт/брошюр по Испании – Португалии, который получили вместе с билетами/визами/паспортами. Описания в брошюрах дополняли красоты текстовкой к месту.
В разные дни проезжали от 200 до 750 км. Ребята, которые ехали с нами на Опеле, три дня отдыхали без машины, у них суммарный пробег получился чуть меньше – 4.4 тыс. км.
В Барселоне, Лиссабоне и Порто желающие из нашей команды использовали для обзорных экскурсий даблбэкеры. В Барселоне есть даже русскоязычный.
Если не было информации - заходили в офисы tourist information. Так, на въезде в Португалию набрали англоязычной инфо про весь юг и ехали далее уже по этой инфо. Абсолютно вся информация, включая дорожные карты, в этих офисах бесплатная.

Что нас интересовало:
Как и в прошлом году, обычный набор «красоты природы – замки – крепости» и немножко разбавили пляжами на средиземноморье и на океане.
Красоты природы присутствуют в изобилии. Горные пейзажи, шикарные песчаные пляжи с дюнами, отвесные скалы с прибоем, выжженная солнцем каменистая пустыня...
Крепостей много. Налазились в них до лёгкой тошноты. Каждый день заезжали в две-три.
В музеи, если они не в крепостях, не заходили.

Язык общения.
Испания – только испанский. В местах, истоптанных нашими - Гранаде, Кордобе, Севилье, окрестностях Барселоны и Малаги можно найти меню на русском. Чуть отъехать вгубь – «соло испаньоль». На ресепшен в отелях понимают английский. В меню ресторанов очень редко есть английский вариант. Для ресторана сделали карточку-словарик, где в табличке будут русское и испанское написание блюд/продуктов. Например: свинина гриль, картофель жаренный, суп, рыба жаренная, осьминог, пирожное и прочее. Помогло здорово.
Португалия – сложилось впечатление, что английский знают абсолютно все. Хотя для ресторана также сделали словарик. Помог. Один раз, в китайском ресторане в Vilamoura, нам вручили русскоязычное меню.

Еда.
Проблем с общепитом не было. Лишь иногда, когда после плотного завтрака про обед вспоминали после 16-00, работающий ресторан найти было не просто. Обед у них до 16, потом открываются с 19.
Четыре отеля были с включенными завтраками, которые позволяли не вспоминать об обеде. В прочих платили за завтрак и пару раз пили чай с кипятильником. Пару раз обедали на заправках (вполне прилично и достойно), несколько раз в провинциальных ресторанах в глуши – там действительно порции и один раз устроили себе праздничный ужин по поводу городской фиесты в Лерма. Нога ягнёнка под красное сухое в том месте, где это вино делают – это просто восхитительно.
Португальские отели отличаются в худшую сторону от испанских, в том числе и по качеству завтраков.

Ночевки.
На этот раз не попали на акцию со скидками на парадоры и бронировали обычные отели и апартаменты. Быть может, зря. Прошлогодние впечатления от парадоров очень даже замечательные.

Мы ночевали(по порядку):
Одна ночь в Express Tarragona 3* (DE LES CORTS CATALANES, 4
43005, Tarragona Capital, TARRAGONA, ES) – чистый, приятный отель с хорошим завтраком на западном конце центральной улицы города. Парковались бесплатно на улице.

Одна ночь в Juan Miguel 3* (ACERA DEL DARO 24 18005, Granada GRANADA, ES) – неплохой отель в центре Гранады. Парковка в подземном паркинге 11 евро.

Одна ночь в Alfaros 4* (CALLE ALFAROS 18, 14001, Cordoba,CORDOBA, ES)
- хороший отель в центре, недалеко от местных красот, с подземным паркингом за 11 евро.

Две ночи в Marismas Club Resort 4* (CARTAYA - EL ROMPIDO, KM.7
21459, EL Rompido – Cartaya, CARTAYA, ES) – гольф-комплекс из отеля и корпуса с апартаментами (комната+спальня+кухня+санузел), окружённый зелёными лужайками гольф-полей и прудами с цаплями. На территории комплекса свой супермаркет, бесплатная парковка, паровозик на океанский пляж, несколько бассейнов. Неплохой шведский стол на завтрак (вошёл в стоимость) и ужин – шведский стол за 15 евро с человека. Оставил самые приятные впечатления на маршруте. Быть может, как контраст после пекла в Кордобе.

Две ночи в Clube Hotel Apartamento do Algarve 3*, (QUINTA DO ROMAO, 8125-301, Vilamoura, VILAMOURA, PT) – трёхэтажный квадрат-квартал, внутри которого скверик с бассейном, баром и лужайкой, а снаружи, по периметру квадрата – места для бесплатной парковки. Рядом, в пяти минутах пешком, большой песчаный океанский пляж. Очень неплохое место.

Одна ночь в Via Don`Ana 3* (URB. TORRALTINHA, ED. VIA DON´ANA R/C LOJA 4 APART 76, 8600-621, Lagos, LAGOS, PT) – значительно хуже предыдущего как по расположению, так и по обстановке. Просто свечка с бассейном в новом районе. В номере есть плита, холодильник, СВЧ, балкон и вид на океан, но очень уж убого внутри, да и океан не близко. Пляжа мы там так и не увидели, хотя не сильно и хотелось.

Две ночи в Dos Anjos 3* (ANDRADE 16-18, 1170-015, Lisbon, LISBOA, PT) – скромный отель, с бесплатным подземным паркингом, практически в центре и рядом с метро. Приятный персонал. Позволил получить впечатление от столицы Португалии.

Одна ночь в Pensao Aviz 2* (RODRIGUES DE FREITAS 451, 4000-434, Porto
OPORTO, PT) – уж очень убогий. Лифт отсутствует. Какие-то личности ходят по скрипящим полам в коридоре всю ночь. Английского типа окна гремят всю ночь, краны звонко капают. Завтрак с желудёвым кофе и разбодяжиным «Zuko» вместо апельсинового сока.

Одна ночь в Alisa 3* (MADRID - IRUN KM.202, 09340, Lerma, LERMA, ES) – отличный отель с просторной бесплатной парковкой, в десяти минутах ходьбы от центра. Он почему-то у нас на карте Том-Тома был обозначен как парадор. Да и обстановка в нём парадорская. Видимо, недавно из числа парадоров был выведен.

Одна ночь в AS LLeida 3* (AP2 KM 142 (AREA LLEIDA), 25080, Alfes
LLEIDA, ES) – очень приличный отель в прямой видимости Ллеиды, расположенный в зоне сервиса на платной дороге. Рядом – ресторан с раздачей/подносами, где поужинали на 10 евро. Очень плотный и вкусный завтрак.

Езда на двух машинах.

Использованный нами вариант, когда весь путь вторая машина висит на хвосте у первой очень плох. Много внимания, которое можно было бы уделить красотам, отдавалось контролю за попутчиками. Те, кто ехал за нами боялись потерять нашу корму, а мы не отрывали взгляда от зеркала – не отстали ли? Отставали… И не раз. А те, кто был впереди, часть внимания уделяли хвосту – на месте ли и не оторвался ли…
В итоге все имели напряг протяжённостью 4.4 тыс. км.
Если уж ехать на двух, то добираться до очередного отеля лучше самостоятельно без привязки машин друг к другу. А вообще-то командой из пяти человек лучше ехать либо на одной машине. Дорожные впечатления лучше перетираются в плотном коллективе.

Различия Испании и Португалии.
1. Если их не смешивать в одной поездке, различий можно и не заметить.
2. В Португалии абсолютно все, так нам показалось, знают английский хорошо или очень хорошо. В Испании это очень редкое исключение.
3. Португалия грязнее. Не много, но заметно. Как показалось не из-за бедности, а от образа жизни.
4. На перекрёстках у светофоров просят милостыню убогие и нищие, в местах, где парковка затруднена возникают бомжеватого вида серые личности, предлагающие жестами припарковаться.
5. Дороги такие же, как в Испании, с абсолютно чёткой и понятной разметкой. Но движение по ним жёстче, правила нарушаются чаще. Вам могут посигналить сзади при задержке у светофора, могут подрезать. Наблюдали по ТВ, как полиция ловила и не всегда успешно, машины, которые едут со скоростью 245-285 км/час по мосту Васко-де-Гама в Лиссабоне. На автобусной остановке можно бросить машину и никто ничего не сделает, в отличии от Испании.
6. Дизтопливо в Португалии по 1.10 евро. Бензин и дизтопливо дороже, чем в Испании, на 8..11%.
7. На границе бдят португальские полицейские или пограничники, кто их там разберёт, а испанских мы не видели. Или не попались просто.
8. Отели беднее. Аналогичные по звёздам отель в O’Castro 2* в испанском О’Grove и отель Pensao Aviz 2* в Порто просто не сравнимы. Португальский Pensao Aviz 2* в Порто даже более убогий, чем пансион Del Claudio 1* в Бильбао.
9. На завтраках в отелях в Португалии явно жмотят.
10. В Порто, выбирая позицию для фото, чуть было не наступили на спящего под кустом негра. Там этого добра уж очень много. Из Порто было желание побыстрее убраться.
11. Все, даже самые удалённые деревни Испании производит впечатление ухоженных и населённых довольными жизнью жителей. В Португалии это не так.
В остальном же Португалия, как Испания, оставляет очень приятное впечатление.

Что мы теперь бы не делали или делали не так:
- лететь лучше регулярными рейсами - S7, «Аэрофлотом», Трансаэро или, что по деньгам так же, испанской «Иберией» до того места, откуда начинаете путь. В нашем случае – старт в Гранада. И улетать оттуда, где путь закончили – Бургас. Экономия на чартерах у нас не получилась.
- исключить переезды более 450 км. На отдыхе ведь, а не в командировке. Хотя и 700 км по Испании – в кайф.
- контраст между побережьем и непобережьем. Гранада, Кордоба и Севилья – пекло в сравнении с Малагой и Картайей. В Севилью из-за пробок на въезде в итоге не заехали, оставили на потом. Быть может даже, лучше красоты в больших городах смотреть группой на автобусе.
- машину брать покороче. Длинная машина (Пежо-407) плохо паркуется, у ребят на Корсе проблем было много меньше.

Итог
Путешествие получилось замечательным и было очень тяжко возвращаться к домашним будням.