Ацтеки - индейцы Америки. Происхождение ацтеков Завоевательные войны и управление империей

Страны и народы. Вопросы и ответы Куканова Ю. В.

Где жили древние ацтеки?

Где жили древние ацтеки?

Государство Мексика имеет очень древнюю историю, ведь именно здесь когда-то процветала великая империя ацтеков.

Мексика – это гористая страна, где только 13 % территории пригодны для сельского хозяйства. Почвы, образовавшиеся на лаве, однако, здесь очень плодородны. Там, где хватает дождей, разбиты плантации табака, сахарного тростника, кофе, какао, хлопка и каучука.

В природе Мексики есть место и засушливым пустыням, и тропическим морским побережьям со всемирно известными океанскими курортами, такими как Акапулько.

Согласно легенде, место для поселения ацтекам указал орёл со змеёй в когтях, сидящий на кактусе. Сейчас в этом районе находится столица Мексики – город Мехико.

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Ацтеки Ацтеки (астеки)– обитатели Мексики в эпоху прибытия европейцев в Америку. Когда около средины XI в. по Р. Х. сошли со сцены толтеки, в Анахуак устремились многочисленные полчища чичимеков, за которыми последовали вскоре, около 1200 г., более цивилизованные аколхуасы.

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЦ) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Где жили динозавры? Лучше всего изучать, какие животные жили на Земле миллионы лет назад, по окаменелостям. Окаменелости - это остатки растений и животных, замурованные в скальных породах. Этими остатками, превратившимися в камень, могут быть раковины, насекомые, листья,

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Кто такие ацтеки? Ацтеки были одним из наиболее высокоразвитых и влиятельных народов, населявших Америку в древности. Они жили в долине, где сейчас расположен город Мехико - столица Мексики. К моменту появления европейских путешественников и колонизаторов история этого

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как ацтеки обосновывали свою исключительную жестокость к побежденным народам? Отношение ацтеков к военнопленным вошло в историю – обычно побежденных приносили в жертву богам. В определенное время ацтеки объявляли даже священную охоту на людей, удовлетворяя аппетиты

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

«Жили-были...» Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.Для детей 1 года вопросы должны быть простыми, для более старших – посложнее.Взрослый задает вопрос:«Жил-был

Из книги Странники Вселенной автора Непомнящий Николай Николаевич

Ацтеки и инки 8 ноября 1519 года Эрнан Кортес и его конкистадоры изумленно взирали на Теночтитлан, столицу Нового Света. Белых чужеземцев пригласил император Монтесума II. Повинуясь тому, что выпало на его долю по давнему роковому предсказанию, он сдался испанцам вместе со

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Чем знамениты ацтеки? Ацтеки – это индейский народ, живущий на территории Мексики. Их около миллиона, и сегодня они ничем не отличаются от других народов и племен Центральной Америки. Народ как народ. А ведь когда-то, в доколумбову эру, ацтеки были создателями

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Какие древние люди жили в пещерах? Тысячи лет назад люди не умели строить дома и поэтому жили в каменных пещерах. Впрочем, следует заметить, что самые первые обитатели пещер даже внешне мало походили на нас.Этих людей современные ученые называют неандертальцами. Они имели

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Как жили древние греки? На протяжении пятисот лет, начиная с эпохи Возрождения, европейцы называют историю Древней Греции «золотым веком человечества». Действительно, в античной культуре есть множество притягательных сторон, привлекающих и современных людей: разумное

Из книги автора

Как жили древние римляне? Римская культура также оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации: многие современные языки создавались на основе латинского алфавита, римское право до сих пор изучают юристы, юлианский календарь, введенный Юлием Цезарем в 46

Из книги автора

Кто такие ацтеки? Ацтеки были одним из наиболее высокоразвитых народов, населявших Америку в древности. Они жили в долине, где сейчас расположен город Мехико – столица Мексики. К моменту появления европейских путешественников и колонизаторов история этого индейского

Из книги автора

Как жили древние славяне? Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам Днепра, Волхова, Оки, Западной Двины на больших равнинах поселились славяне. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.Время было беспокойное, жители соседних

До прихода европейцев, на территории нынешней Мексики , проживало много индейских народностей и племен, одним из самых интересных и загадочных, было племя создавшее самую развитую империю того времени (в Северной Америке) - империю ацтеков.

Цивилизация Ацтеков

Ацте́ки - индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн человек. На языке науатль, родном языке ацтеков, слово "ацтек" означает буквально "некто из Ацтлана", мифического места, расположенного где-то на севере. Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, было предложено Александром фон Гумбольдтом и заимствовано мексиканскими учеными XIX века, как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения. Сами ацтеки называли себя "мешика", "теночка" или "тлальтелолька" - в зависимости от города происхождения (Теночтитлан , Тлателолько). Что касается происхождения слова "мешика" (аст. mexica, от которого, собственно, и происходит слово Мексика), то высказываются весьма различные версии его этимологии: слово "Солнце" в языке науатль, имя вождя ацтеков Мешитли (Мекситли, Мекштли), тип водоросли, произрастающей в озере Тескоко.

Цивилизация ацтеков (XIV-XVI века) обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков, был город Теночтитлан , расположенный на озере Тескоко (Тешкоко) (исп. Texcoco ), там, где сейчас располагается город Мехико .

Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка. Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак, вокруг озера Тескоко, с севера. Место расположения этих долины и озера известны наверняка - это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков. Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков («говорящие на науатле», от слова «tlaca», означающего «человек»). По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли, что означает «колибри-левша». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе, на острове посреди озера и поедавшем змею, - образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена - орел, поедающий змею, - изображена на мексиканском флаге.

Итак, в 1256 году, ацтеки остановились на скале, омываемой родником и окружённой зарослями ауэуете. Это был Чапультепек, тогда - лес. Перед ними простиралось озеро Тескоко. К приходу ацтеков, земли вокруг озера Тескоко, давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько, ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили Теночтитлан в 1325 году. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место - центр Мехико.

Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, - большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией Теотиуакана). Для ацтеков, тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула, штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции, со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра - Науи Оллин, пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, - избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах» (по-русски обычно переводится «весь в бубонах»; самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце). Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (буквально - «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки. Другой миф, описывает Землю, как создание двух богов-близнецов - Тескатлипоки и Кетцалькоатля. Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа, Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, - пурепеча - был главным производителем медных топоров. Основным управленческим вкладом ацтеков, стала система коммуникаций между завоёванными городами.

В Месоамерике, не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.

Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов - население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек и к моменту Конкисты, государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях Гватемалы. С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло, не подчинилось ацтекам.

Самого важного чиновника правительства Теночтитлана, европейцы обычно называют ацтекским императором. С языка науатль, титул императора - Уэй Тлатоани (ацт. HueyTlahtoani) переводится примерно как «Великий Оратор». Тлатоке (ацт. tlatoque - «ораторы») являлись аристократией, высшим классом общества. Власть тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени правления Ауицотля, титул «тлатоани» уже можно считать аналогом императорского, но, как и в Священной Римской империи, он не передавался по наследству.

C 1397 по 1487 годы, империю возглавлял Тлакаэлель (Tlahca é lel с науатля - «отважное сердце»). Он мог стать тлатоани , но предпочёл остаться в тени циновки ягуара. Тлакаэлель был племянником тлатоани Ицкоатля и братом Чимальпопоки и Мотекусомы Ильуикамина, и носил титул «Сиуакоатль» (в честь богини Чиуакоатль, эквивалент советника). Как написано в рукописи Рамиреса: «что приказывал Тлакаэлель, осуществлялось как можно скорее». Это был жёсткий реформатор, он создал новую структуру управления страной, приказал сжечь большинство ацтекских книг, утверждая, что все они лживы, и переписал историю ацтеков. Кроме того, Тлакаэлель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли, на один уровень с древними богами Тлалоком, Тескатлипокой и Кетцалькоатлем. К его же подвигам относят (возможно, преувеличивая) введение обычая «цветочных войн» и установление постоянных человеческих жертвоприношений для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу.

Традиционно общество разделялось на два социальных слоя, или класса: масеуалли, или крестьянство, и пилли, или знать. Изначально статус знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли . Со временем, социальный статус стал наследоваться. Подобным образом ацтекские воины становились пилли благодаря своим воинским достижениям. Только те, кто брал пленников в войне, могли стать постоянными воинами, и со временем, воинская слава и награбленное в войне делали их пилли. Как только ацтекский воин захватывал четверо или пятеро пленников, его называли текиуа , и он мог получить ранг Орла или Ягуара. Позже он мог получить ранг тлакатеккатль или тлакочкалькатль . Чтобы стать тлатоани , нужно было захватить хотя бы 17 пленных. Когда юноша достигал совершеннолетия, он не стригся до тех пор, пока не захватит своего первого пленника. Иногда двое или трое юношей объединялись для этого, тогда их называли ияк . Если после прошествия определенного времени - обычно трех битв - они не могли взять пленника, они становились масеуалли . Считалось позором быть воином с длинными волосами, означающими отсутствие пленных, однако находились и такие, кто предпочитал быть масеуалли.

Богатая воинская добыча привела к появлению третьего класса, не являвшегося частью традиционного общества ацтеков – почтека , или торговцы. Их деятельность не была исключительно коммерческой, почтека также были хорошими лазутчиками. Воины их презирали, однако, так или иначе, отдавали им награбленное в обмен на одеяла, перья, рабов и другие товары.

Рабы, или «тлакотин», также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях, и имело много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободны. У раба могла быть личная собственность, и даже собственные рабы. Рабы могли купить свою свободу, и рабы могли быть освобождены, если они были способны доказать, что с ними жестоко обращались, или у них были дети от хозяев, или они были замужем за своими владельцами. Обычно при смерти владельца те рабы, чья работа высоко ценилась, освобождались. Остальные рабы передавались как часть наследства.

Ацтек мог стать рабом в качестве наказания. Приговоренного к смерти убийцу могли отдать в рабы вдове убитого по её желанию. Отец мог продать своего сына в рабство, если власть объявляла сына непослушным. Должников, не платящих долги, также могли продать в качестве рабов. Кроме того, ацтеки могли продавать как рабов сами себя. Они могли оставаться свободными достаточно долго, чтобы насладиться ценою своей свободы, - около года, - после чего шли к новому хозяину. Обычно это было уделом неудачливых игроков и старых «ауини» - куртизанок или проституток. Несмотря на то, что можно было пить «пульке» - сброженный напиток с невысоким содержанием алкоголя, ацтекам запрещалось напиваться до достижения шестидесятилетнего возраста. Нарушение этого запрета каралось смертью.

Как и в современной Мексике, ацтеки были страстными игроками в мяч, но в их случае это был «тлачтли» - ацтекский вариант древней месоамериканской игры «улама». В эту игру играли цельным резиновым мячом размером с человеческую голову. Мяч называли «олли», откуда происходит испанское «уле» (исп. hule ), означающее резину. По другим данным, мяч был каменным, а игра в него отличалась необычайной жестокостью - вес мяча был настолько велик, что было большой проблемой закинуть его в специальное кольцо, расположенное достаточно высоко, не причинив себе физических повреждений. Неплохим «стимулом» к игре был тот факт, что члены проигравшей команды приносились в жертву.

В ацтекских городах обычно были два специальных комплекса для этой игры. Игроки могли бить по мячу бёдрами. Целью игры, было пробросить мяч сквозь каменное кольцо. Удачливому игроку, умудрявшемуся это сделать, давалось право забрать одеяла публики, поэтому победа сопровождалась беготней, криками и смехом. Люди делали ставки на результаты игры. Бедняки могли ставить свою еду, пилли могли ставить свои богатства, «текутли» (собственники ) могли поставить на кон своих наложниц или даже города, а те, у кого ничего не было, ставили свою свободу и рисковали стать рабами. Ритуальная игра в мяч оканчивалась жертвоприношением лучшего игрока или капитана команды победителей (впрочем, по другим источникам - капитана и игроков проигравшей команды).

В Месоамерике и Южной Америке, во времена расцвета ацтекского государства, жертвоприношения были широко распространенным явлением; однако ацтеки практиковали их с особым размахом, принося в жертву людей в каждый из 18 праздников своего священного календаря. Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек. Частым было приношение животных, для чего ацтеки разводили особую породу лам. Также жертвовали вещами - их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания, носили специальные шипы, постоянно ранящие тело.

Кровь занимала центральное место в культурах Месоамерики. Известно множество мифов, в которых боги науа, жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце, боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить.(Все жертвы - для поддержания энергии солнца, которая, по мнению ацтеков, дает им жизнь).

Все это готовило людей к высшему пожертвованию - человеческому. Обычно кожу жертвы красили синим мелом (цвет жертвоприношения); затем жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды. Здесь жертву укладывали на каменную плиту, живот жертвы разрезали ритуальным ножом (обсидиановым ножом сложно раскрыть грудную клетку), после чего сердце жертвы вынимали и поднимали вверх, к Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд - куаушикалли или чак-мооль, а тело сбрасывали на лестницу, откуда его утаскивали жрецы. Жертвоприношение считалось (и, как правило, было) добровольным, но не в случаях с пленными. Если веры было недостаточно, могли использоваться наркотики. Потом от частей тела избавлялись различными способами - внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли на показ в цомпантли , а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям. Недавние (2005 год) археологические свидетельства указывают на удаление мускулов и кожи у части обнаруженных в крупном храмовом комплексе останков.

Существовали и другие типы человеческих жертвоприношений, в том числе и пытки. В жертву стреляли стрелами, сжигали или топили. Меру тут уследить сложно. Ацтекские хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 84 400 пленников за четыре дня. Однако неясно, как городское население в 120 000 человек, смогло поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если ещё учесть то, что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям в минуту в течение четырёх дней. Некоторые ученые считают, что количество жертв не могло превышать 3000 и что количество смертей было завышено в целях военной пропаганды.

Ацтеки вели так называемые « цветочные войны» (исп. guerras floridas ) - специальные набеги для захвата пленников, для совершения жертвоприношений, называемых ими нештлауалли - это была своего рода «долговая плата богам», чтобы солнце могло светить в течение следующего 52-летнего цикла. Человеческие душа-сердце и душа-кровь необходимы, чтобы мир не разрушился - эта идея лежала в основе практики захвата людей на подчинённых землях, причём населению было предписано встречать воинов с цветами в руках (одна из причин, давших имя «цветочным войнам»).
Неизвестно, совершали ли ацтеки жертвоприношения до того, как пришли в долину Анауак, или же они впитали этот обычай так же, как впитали многие другие обычаи и культуры. Первоначально жертвоприношения были посвящены Шипе-Тотеку, божеству северной Месоамерики. Ацтекские летописи утверждают, что человеческие жертвоприношения начались во времена правления Тисока. Во времена правления Тлакаэлеля, человеческие жертвоприношения стали неотъемлемой частью культуры ацтеков, - не только по религиозным, но и по политическим причинам.

Информации касательно каннибализма ацтеков немного. Есть лишь несколько сообщений о каннибализме со времени Конкисты, при этом ни одно из них не говорит о широком ритуальном каннибализме. В своей книге Хуан Баутиста де Помар заявляет, что после жертвоприношения тело жертвы отдавали воину, захватившему жертву, и затем воин варил его, чтобы его можно было разрезать на мелкие кусочки, с тем, чтобы подносить их в дар важным людям в обмен на подарки и рабов; но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нём не было ценности; его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.

После захвата испанцами, цивилизация ацтеков практически прекратила свое существование, города и храмы были разрушены, а книги сожжены...

Народность, населявшая территорию Центральной и Южной Америки, незадолго до испанского завоевания мексиканских земель в 1521 году. История ацтеков - это история множественных объединений племенных групп, обладавших собственными городами-государствами, и царскими династиями. Под “ацтеками” также подразумевается могущественный союз величественных городов-государств - Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана, городов, установивших свое господства на территории современной Мексики, в период с 1400 по 1521 года.

Цивилизация ацтеков, города индейцев и их быт.

Города-государства и поселения цивилизации ацтеков возводились на обширных горных плато мексиканской долины, на которой в наши дни располагается столица Мексики. Это плодородные земли общей площадью в 6.5 тысяч кв. км, - земли, простирающиеся приблизительно на 50 км, в длину и ширину. “Долина Мехико” лежит на высоте 2500 метров над уровнем моря и со всех сторон окружена вулканическими горами высотою в 5 тысяч метров.

Цивилизация ацтеков пришла на данные земли из-за озера Тескоко, способного снабдить тысячи людей пресной водой и пищей. Озеро питалось ручьями и горными стоками, периодически выходя за края, и разливаясь на сотни метров. Однако, озеро снабжало местных жителей питьевой водой, создавало среду для обитания рыб, млекопитающих и птиц. Тройственный союз городов-государств подчинял своей власти обширные территории от границ Гватемалы до нынешней северной Мексики. Прибрежные равнины Мексиканского залива, горные ущелья Оахака и Герреро, тропические леса Юкатана - все это принадлежало цивилизации ацтекам. Тем самым в распоряжении индейцев были всевозможные природные ресурсы, которых не наблюдалось в местах их первоначального расположения.

Языки группы науатль являлись главенствующими в цивилизации ацтеков. Диалекты науатль были приняты вторым языком и играли роль языка-посредника почти на всех территориях Южной Америки в период испанской колонизации. Языковое наследие ацтеков обнаруживается во множественных топонимах - Акапулько, Оахака. По оценкам историков, около 1.5 миллиона человек до сих пор используют язык науатль или его варианты в ежедневном общении. Цивилизация ацтеков говорила поголовно на языках науатль. Языки данной группы распространились от Центральной Америки до Канады и включают в себя около 30 родственных диалектов. Цивилизация ацтеков, индейцы этой империи, являлись большими знатоками и любителями словесности. Они собирали целые библиотеки пиктографических книг с различными описаниями религиозных обрядов и церемоний, исторических событий, сборов дани, и простые реестры. Ацтеки в качестве бумаги использовали кору. К сожалению, большая часть книг, принадлежащих древним ацтекам, была уничтожена испанцами в период завоевания. В наши дни, ученым, занимающимся исследованиям древней народности ацтеков, приходится работать с крупицами, уцелевшей письменной информации. Первые сведения об индейцах ацтеках были получены, что не удивительно, в период конкисты.

В пяти письмах, донесениях, королю от Кортеса содержались первичные сведения об индейцах Америки . Спустя 40 лет солдат, участник одной из экспедиций испанцев - Берналь Диас Кастильо, составил подлинную историю испанского завоевания, где в подробностях описывались теночки и братские им народы. Первые информационные справочки об аспектах жизни ацтеков и культуры были составлены в конце 16 и начале 17 веков, - всевозможные этнографические описания, созданные ацтекской знатью, и испанскими монахами. Наиболее ценным образцом подобной письменности, дошедшей до наших дней, является многотомная рукопись “Всеобщая история Новой Испании”.

Культура ацтеков по средствам языка была связана с культурным комплексом народов науа. Согласно мифам и индейским легендам, племена, которые впоследствии образовали некогда величественную, и могущественную империю ацтеков, пришли в долину Анауак с северных земель. Место расположения долины Анауак известно наверняка - это территория современной столицы Мексики, но достоверно неизвестно, откуда на эти земли пришли ацтеки. Исследователи постоянно выдвигают свои теории об исторической родине индейцев, однако, все они оказываются ложными. Согласно легендам, предки ацтеков пришли с севера, из места, именуемого Ацтлан. По легенде, индейцев в новые земли вел бог Уицилопочтли - “бог колибри”, “колибри левша”.

Индейцы Америки обосновались на месте, указанном им самими богами, - общеизвестна легенда об орле, восседавшем на кактусе, об орле из пророчества о новой земле ацтеков. В наши дни эта легенда - орел, поедающий змея, - отображена в рисунке мексиканского флага. Таким образом, согласно легендам, ацтеки еще в 1256 году очутились на землях долины Мехико, окружаемой скалами, и омываемой водами озера Тескоко. До прихода племени ацтеков, земли озера Тескоко были разделены между главенствующими городами-государствами. Ацтеки, признав власть правителя одного из городов, обосновались на его землях и построили свой город, свою великую столицу - Теночтитлан. Согласно историческим данным город был построен в 1325 году нашей эры. Сегодня бывшая столица ацтеков является историческим центром Мехико. Согласно поверьям, местное население приняло ацтеков в штыки, их считали нецивилизованными и необразованными, а главное невообразимо жестокими. Однако, пришедшие племена индейцев, не ответили на агрессию агрессией - они решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от своих соседей.

Ацтеки впитали веды окружающих их племен и близких им народностей. Основным источником развития племен послужили знания и опыт древних тольтеков, и сами тольтекские племена, как учителя. Для всего ацтекского народа тольтеки являлись создателями культуры. В языке этого народа слово “тольтекайотль” являлось синонимом слова “культура”. Ацтекская мифология отождествляет тольтеков и культ Кетцалькоатля с городом Толлан (современный город Тула в Мексике). Вместе со знаниями ацтеки впитали и традиции тольтеков и приближенных к ним народностей. Среди традиций были и основы религии. К таковым заимствованиям в первую очередь относится миф о сотворении мира, описывающий четыре солнца, четыре эпохи, каждая из которых заканчивалась гибелью жизни и вселенской катастрофой. В культуре ацтеков текущая четвертая эпоха, четвертое солнце, избежало разрушения благодаря самопожертвованию верховного бога - бога Нанауатля, что означает “весь в ранах”.

Известно, что столица ацтеков делилась на 4 района, называемых мейкаотлъ, во главе каждого из которых находился старейшина. Каждый район - мейкаотлъ в свою очередь делился на 5 кварталов меньших размеров - кальпулли. Калъпулли ацтеков изначально являлись патриархальными семьями, родами, а объединяющие их районы - мейкаотлъ - фратрии. До прихода испанских завоевателей на земли ацтеков в одном жилище, доме, проживала одна община - большая патриархальная семья в несколько поколений - сенкалли. Земельные участки, принадлежащие племени, разделялись на сектора, за которыми ухаживали отдельные домашние общины ацтеков - сенкалли. Кроме того, при каждом более или менее крупном селении существовали земли, выделенные под нужды жрецов, правителей и военачальников, урожай с которых шел на содержание соответствующих каст общества.

Племена ацтеков и особенности развития империи.

Земельные участкииндейцев Америки всегда обрабатывались совместно - мужчина и женщина. Однако, при вступлении в брак мужчина получал права на личное пользование земельными угодьями. Земельные наделы, как собственно и земля общины, являлись неотчуждаемыми. Жизнь ацтеков строилась по определенным социальным канонам, нарушения которых строго карались. Во главе каждого квартала ацтеков - кальпулли стоял свой общественный совет, в которых входили лишь избранные старейшины племени ацтеков. Вожди фратрий и старейшины, задействованные в общественном совете, также входили в племенной совет - совет вождя ацтеков, в составе которого состоял и главный вождь племени. Подобное общественное построение наблюдалось во всех без исключения племенах.

Племя ацтеков , общественный строй индейцев разделялись на касты свободных людей и рабов. Рабами могли быть не только военнопленные, но и должники, попавшие в рабство, а также бедный люд, продавший себя и свои семьи. Рабы племени ацтеков всегда носили ошейники. Достоверно неизвестно в каких отраслях сельского, и прочих хозяйств ацтеков, был задействован рабский труд; вероятнее же всего, что их использовали при строительстве масштабных сооружений - дворцы и храмы ацтеков, а также в качестве прислуги, носильщиков и ремесленников низких профессий.

На землях, покорившихся древним индейцам, военачальникам в качестве трофеев за службу выдавались данники, положение которых было сравни крепостным крестьянам. Но не одни лишь рабы являлись ремесленниками, в крупных общинах всегда были свои ремесленники из свободного люда. Таким образом, в империи ацтеков помимо остаточных общинных отношений наблюдалось полное отсутствие прав на землю, вкупе с частной собственностью, т.е. правами на рабов, продукты земледелия и ремесла. Очевидно, что наряду с частной собственности и господскими отношениями - хозяин и подчиненный, в племенах ацтеков существовали и пережитки первобытно - общинного строя, свойственного Европе до нашей эры. Рабы, или у индейцев Америки - “тлакотин”, составляли важную общественную касту, отличающуюся от военнопленных.

Город Теночтитлан являлся рабовладельческой столицей. Правила поведения рабов, да и сама рабская жизнь сильно отличалась от того, что можно было наблюдать в Европе той эпохи. Рабство у ацтеков скорее походило на рабство периода классической древности. В первую очередь, рабство являлось личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободными с рождения. Раб в племени ацтеков мог обладать личной собственностью и даже личными рабами. Рабы имели право выкупить себя, или завоевать свою свободу трудом, службой. Также, в случаях, когда с рабами обращались жестоко или у рабов были общие с хозяевами дети, они могли опротестовать свое рабство и стать свободными людьми.

Индейцы Америки чтили традиции. Так, в большинстве случаев при смерти хозяина рабы передавались по наследству, как частная собственность. Однако, рабы, особо отличившиеся службой и трудом предыдущему хозяину, освобождались. Еще одна особенность и свойство рабства у ацтеков: если на рынке раб мог по не внимательности своего хозяина выбежать за рыночную стену и наступить на экскременты, то ему предоставлялось право на обжалование своего рабства. В случае победы, раба мыли, давали ему чистую одежду и отпускали. Случаи подобного освобождения рабов встречались весьма регулярно у индейцев Америки, поскольку, человека, мешавшего рабу сбежать, помогавшему хозяину, объявляли рабом вместо беглеца.

Кроме того, раба нельзя было подарить или продать без его согласия, за исключением тех случаев, когда власти объявляли раба непослушным. Вообще к непослушным рабам, диким индейцам, применялись усиленные меры контроля; их заставляли повсеместно носить деревянные кандалы на шее и обручи на руках. Кандалы служили не только в качестве отличительной черты, обличающей вину раба, но и в качестве приспособления, усложняющего процесс бегства. Пре перепродаже таких рабов, новому хозяину сообщалось, сколько раз он пытался сбежать и сколько раз до этого он перепродавался.

Раба, предпринявшего 4 неудачных попытки к бегству, в большинстве случаев отдавали для обрядов жертвоприношений. В ряде случаев свободные ацтеки могли стать рабами в качестве наказания. Убийцу, приговоренного к смерти, могли отдать в рабство вдвое или вдовцу убиенного. Также рабством карались неоплаченные долги, долги сыновей, отцов и матерей. Родители имели право продажи ребенка в рабство лишь в тех случаях, когда власть объявляла отпрыска непослушным, диким индейцем. Подобная участь ожидала и непослушных учеников. И последняя важная отличительная черта - ацтеки имели право продать самих себя в рабство.

В ряде случаев добровольные рабы, которых захватывала цивилизация ацтеков , награждались отпуском, дабы насладиться ценою своей свободны, после чего передавались во владения хозяину. Подобный удел ожидал неудачных игроков, старых куртизанок и проституток. Также известно, что с некоторыми пленными рабами обращались, как с должниками и провинившимися, - по всем правилам владения рабами. В Южной Америке в период рассвета ацтекской империи жертвоприношения являлись широко распространенным и повсеместным явлением.

Однако, ацтеки практиковали их со свойственным им масштабом, принося в жертву, как рабов, так и свободных людей в каждый из своих многочисленных праздниковкалендаря. Известны случаи, описанные в ацтекских хрониках, когда в жертву ежедневно приносились сотни, тысячи людей. Так в период постройки главного храма - великой пирамиды ацтеков в 1487 году, в жертву было принесено около 80 тысяч военнопленных и рабов за четыре дня. Не совсем ясно, как город с населением в 120 тысяч жителей и несколькими племенами индейцев вместил такое количество пленных, и рабов, как их смогли поймать, и тем более казнить, с учетом того, что жертву богам собственноручно приносил Ацицотль. Однако факт остается фактом. Также стоит отметить, что племя ацтеков не всегда приносило в жертву людей; часто роль подаяния богам играли животные. Как известно для подобных целей ацтеки специально разводили животных, к примеру, лам.

Имели место и жертвования вещей: общины ломали наиболее ценное им имущество во славу богов. К тому же, отдельные боги и их культы требовали особых подаяний: Культ Кетцалькоатля, наряду с человеческими жертвами, требовал жертвоприношения птиц колибри и бабочек. Практиковались в племенах ацтеков и самопожертвования. Во время специальных обрядов люди умышленно наносили себе ранения, совершали церемониальные кровопускания, облачались в кандалы и одежды с шипами на обратной стороне. Кровь занимала главенствующую позицию в религии и церемониях ацтеков. Ведь в местной мифологии боги не единожды проливали свою кровь ради помощи человечеству. Так в мифе о перерождении мира - миф о пятом солнце, боги пожертвовали собой, дабы люди могли жить.

Обряды, традиции и сама религия древних ацтеков готовили людей к высшему пожертвованию, к жертвованию человеческой жизни. Обряд жертвоприношения проходил согласно канонам: кожу жертвы окрашивали в синий цвет, при помощи мела; жертва проводилась на верховную площадь храма или пирамиды; жертву укладывали, и начинался процесс жертвоприношения. Сердце, отделяемое от тела первым, ацтеки всегда складировалось в специальный каменный сосуд. Живот жертвы вспаривали при помощи каменного ножа, - обсидиан был не способен вскрыть плоть, а железа индейцы для себя не открыли.

В конце обряда жертва скидывалась вниз, по лестнице храма, где ее подбирали жрецы, а позже сжигали. Жертвоприношения древних индейцев в большинстве случаев являлись добровольными, за исключением жертвования военнопленных. До обряда жертвоприношения с плененными солдатами обращались, как с рабами, однако, без возможности помилования и освобождения. Существовали у древних ацтеков и другие виды жертвования, к примеру, пытки. Жертв сжигали, в них стреляли стрелами, топили, части их тел скармливались священным животным. Племя ацтеков славилось своей жестокостью. Границу между жертвенными пытками и пытками плененных солдат, и знати, трудно уследить.

Ацтекская столица.

Легенды и традиции

Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка.

Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак вокруг озера Тескоко с севера. Место расположения этих долин и озера известны наверняка - это сердце современного Мехико , но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков.

Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан , и принадлежали к последнему из семи науатлаков (аст. nahuatlaca , «говорящие на науатле », от слова «tlaca», означающего «человек»). По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли (аст. Huitzilopochtli ), что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе на острове посреди озера и поедавшем змею, - образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена - орел, поедающий змею, - изображена на мексиканском флаге.

К приходу ацтеков земли вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько , ацтеки обосновались на двух небольших островах и построили Тлателолько (Тлальтелолько). Теночтитлан (город Теноча) был основан в г. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место - центр Мехико.

Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, - большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией Теотиуакана). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула , штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра - Науи-Оллин (аст. Nahui-Ollin ), пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, - избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля , что значит «весь в ранах» (по-русски обычно переводится «весь в бубонах»; самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце). Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (букв. «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф описывает Землю как создание двух богов-близнецов - Тескатлипоки (аст. Tezcatlipoca ) и Кетцалькоатля . Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

Ацтекская империя

Эволюция территориальных владений ацтеков

Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. В этом контексте Арнольд Тойнби проводит аналогию с Ассирийской империей .

Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, - пурепеча (аст. purépecha ) - был главным производителем медных топоров.

Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоёванными городами. В Месоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, поесть и даже оправиться в особых благоустроенных для этого местах, расположенных каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани ), державшие ацтеков в курсе последних событий.

Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов: население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.

Самого важного чиновника правительства Теночтитлана европейцы обычно называют ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани (аст. Huey Tlahtoani ) переводится примерно как «Великий Оратор»: тлатоке (аст. tlatoque , «ораторы») являлись аристократией, высшим классом общества. Власть тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени правления Ауицотля титул «тлатоани» уже можно считать аналогом императорского, но, как и в Священной Римской империи , он не передавался по наследству.

К моменту Конкисты государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях современных Гватемалы , Перу , Колумбии и Венесуэлы . С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло не подчинилось ацтекам.

Ацтекское общество

Структура классов

Традиционно общество разделялось на два социальных слоя, или класса: масеуалли (аст. macehualli, люди ), или крестьянство, и пилли (аст. pilli ), или знать. Изначально статус знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли . Со временем социальный статус стал наследоваться. Подобным образом ацтекские воины становились пилли благодаря своим воинским достижениям. Только те, кто брал пленников в войне, могли стать постоянными воинами; и со временем воинская слава и награбленное в войне делали их пилли. Как только ацтекский воин захватывал четверых или пятерых пленников, его называли текиуа (аст. tequiua ), и он мог получить ранг Орла или Ягуара ; позже он мог получить ранг тлакатеккатль (аст. tlacateccatl ) или тлакочкалькатль (аст. tlacochcalcatl ). Чтобы стать тлатоани , нужно было захватить хотя бы 17 пленных. Когда юноша достигал совершеннолетия, он не стригся до тех пор, пока не захватит своего первого пленника; иногда двое или трое юношей объединялись для этого, тогда их называли ияк (аст. iyac ). Если после прошествия определенного времени - обычно трех битв - они не могли взять пленника, они становились масеуалли (аст. macehualli ); считалось позором быть воином с длинными волосами, означающими отсутствие пленных; однако находились и такие, кто предпочитал быть масеуалли.

Богатая воинская добыча привела к появлению третьего класса, не являвшегося частью традиционного общества ацтеков: почтека (аст. pochtecatl ), или торговцы. Их деятельность не была исключительно коммерческой; почтека также были хорошими лазутчиками. Воины их презирали, однако так или иначе отдавали им награбленное в обмен на одеяла, перья, рабов и другие товары.

В поздние годы империи понятие масеуалли изменилось. Эдуардо Ногера подсчитал, что только 20 % населения занималось сельским хозяйством и производством продовольственных товаров. Система хозяйствования, называемая чинампа (аст. chinampa ), была очень эффективна, она могла обеспечить продовольствием около 190,000 жителей. Также значительное количество продовольствия получалось в виде дани и благодаря торговле. Ацтеки были не только завоевателями, но и умелыми ремесленниками и предприимчивыми торговцами. Позже большинство масеуалли посвятили себя искусству и ремеслам, их работы были важным источником прибыли для города.

Раскопки некоторых ацтекских городов показывают, что большинство предметов роскоши было произведено в Теночтитлане. Необходимо больше исследований, чтобы установить, верно ли это для остальных районов; но если торговля была так важна для ацтекского хозяйства, как это представляется, это может объяснить возвышение почтека как влиятельного класса.

Рабство

Рабы, или «тлакотин», также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях, и имело много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободны. У раба могла быть личная собственность и даже собственные рабы. Рабы могли купить свою свободу, и рабы могли быть освобождены, если они были способны доказать, что с ними жестоко обращались, или у них были дети от хозяев, или они были замужем за своими владельцами.

Обычно при смерти владельца те рабы, чья работа высоко ценилась, освобождались. Остальные рабы передавались как часть наследства.

Другой весьма поразительный способ освобождения раба был описан Мануэлем Ороско-и-Берра (исп. Manuel Orozco y Berra ): если на базаре раб мог избежать пристального наблюдения хозяина, выбежать за стены рынка и наступить на человеческие экскременты, он мог представить свое дело судьям, которые освобождали его. Затем бывшего раба мыли, давали ему или ей новую одежду (чтобы он или она не носили одежду, принадлежащую бывшему хозяину), и объявляли свободным. А поскольку, в полную противоположность порядкам в европейских колониях, человека могли объявить рабом, если он пытался предотвратить побег раба (если только он не был родственником хозяина), никто не пытался помогать владельцу поймать раба.

Ороско-и-Берра также пишет, что раба нельзя было продать без его согласия, кроме случаев, когда власти классифицировали раба как непослушного. (Непослушность определялась по лени, попыткам побега и плохому поведению). Непослушных рабов заставляли носить деревянные шейные кандалы с обручами сзади. Кандалы были не просто знаком вины; их устройство усложняло побег в толпе или в узких проходах.

При покупке закованного в кандалы раба покупателю сообщали, сколько раз этого раба перепродавали. Раба, проданного четырежды как непослушного, могли продать на жертвоприношение; такие рабы продавались за более высокую цену.

Однако если закованный раб добивался представления в королевском дворце или храме, он получал свободу.

Ацтек мог стать рабом в качестве наказания. Приговоренного к смерти убийцу могли отдать в рабы вдове убитого по её желанию. Отец мог продать своего сына в рабство, если власть объявляла сына непослушным. Должников, не платящих долги, также могли продать в качестве рабов.

Кроме того, ацтеки могли продавать как рабов сами себя. Они могли оставаться свободными достаточно долго, чтобы насладиться ценою своей свободы, - около года, - после чего шли к новому хозяину. Обычно это было уделом неудачливых игроков и старых «ауини» (аст. ahuini ) - куртизанок или проституток.

Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных, для чего ацтеки разводили особую породу лам. Также жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культурах Месоамерики. Известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить. (Все жертвы - для поддержания энергии солнца, которая, по мнению ацтеков, дает им жизнь)

Все это готовило людей к высшему пожертвованию - человеческому. Обычно кожу жертвы красили синим мелом (цвет жертвоприношения); затем жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды. Здесь жертву укладывали на каменную плиту, живот жертвы разрезали ритуальным ножом (обсидиановым ножом сложно раскрыть грудную клетку), после чего сердце жертвы вынимали и поднимали вверх, к Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд - куаушикалли или чак-мооль , а тело сбрасывали на лестницу, откуда его утаскивали жрецы. Жертвоприношение считалось (и, как правило, было) добровольным, но не в случаях с пленными; если веры было недостаточно, могли использоваться наркотики. Потом от частей тела избавлялись различными способами: внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли на показ в цомпантли (аст. tzompantli ), а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям. Недавние (2005 году) археологические свидетельства указывают на удаление мускулов и кожи у части обнаруженных в крупном храмовом комплексе останков.

Существовали и другие типы человеческих жертвоприношений, в том числе и пытки. В жертву стреляли стрелами, сжигали или топили. Меру тут уследить сложно. Ацтекские хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 84 400 пленников за четыре дня. Однако неясно, как городское население в 120 000 человек смогло поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если ещё учесть то, что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям в минуту в течение четырёх дней. Некоторые ученые считают, что количество жертв не могло превышать 3000 и что количество смертей было завышено в целях военной пропаганды.

Другие цифры взяты у Берналя Диаса дель Кастильо (исп. Bernal Díaz del Castillo ), испанского солдата, писавшего свои отчеты в течение 50 лет после завоевания. При описании цомпантли, места с черепами жертв, он насчитывает около 100 000 черепов. Однако для вмещения такого количества черепов цомпантли должен был бы иметь в длину несколько километров вместо описанных 30 метров. Современные реконструкции подсчитывают от 600 до 1200 черепов. Точно так же Диас заявлял, что в цомпантли Тлальтелолько, столь же важного, как и в Теночтитлане, было 60 000 черепов. Согласно книге Вильяма Аренса (англ. William Arens ), при раскопках было найдено 300 черепов.

Характерные сообщения о каннибализме ацтеков:

  • Кортес пишет в одном из писем, что его солдаты поймали ацтека, поджаривавшего младенца на завтрак.
  • Гомарра пишет, что во время взятия Теночтитлана испанцы предложили ацтекам сдаться, поскольку у них (ацтеков) не было еды. Ацтеки предложили испанцам атаковать, чтобы потом быть взятыми в плен и съеденными.
  • В книгах Бернардино де Саагуна есть иллюстрация, показывающая ацтека, поджариваемого неизвестным племенем. Подпись под иллюстрацией гласит, что такова была одна из опасностей, угрожавших ацтекским торговцам.
  • В летописи Рамиреса, составленной ацтеками после завоевания, латинским алфавитом, написано, что по окончании жертвоприношения мясо ладоней жертвы отдавалось в качестве дара воину, захватившему её. Согласно летописи, мясо предполагалось есть, но фактически его заменяли индейкой.
  • В своей книге Хуан Баутиста де Помар заявляет, что после жертвоприношения тело жертвы отдавали воину, захватившему жертву, и затем воин варил его, чтобы его можно было разрезать на мелкие кусочки, с тем, чтобы подносить их в дар важным людям в обмен на подарки и рабов; но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нём не было ценности; его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.

Недавние археологические находки (2005 г.) в подвалах ацтекских храмов свидетельствуют о надрезах, означающих удаление мускулов. Однако такие разрезы есть не у всех тел.

Поэзия

Поэзия была единственным достойным занятием ацтекского воина в мирное время. Несмотря на потрясения эпохи, некоторое число поэтических произведений, собранных во времена Конкисты , дошло до нас. Для нескольких десятков поэтических текстов даже известны имена авторов, например Несауалькойотль (аст. Nezahualcóyotl ) и Куакуацин (аст. Cuacuatzin ). Мигель Леон-Портилья, наиболее известный переводчик с науатля, сообщает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения и мысли ацтеков, независимо от «официального» мировоззрения.

В подвальном этаже Великого Храма (исп. Templo Mayor ) находился «Дом орлов» (см. также «Дом ягуаров»), где в мирное время ацтекские военачальники могли выпить пенящегося шоколада , покурить хороших сигар и посоревноваться в поэзии. Стихи сопровождались игрой на ударных инструментах (аст. teponaztli ). Одна из наиболее распространённых тем (среди сохранившихся текстов) стихов - «жизнь - реальность или сон?» и возможность встречи с Создателем.

Самая большая коллекция стихов была собрана Хуаном Баутистой де Помаром. Позже этот сборник был переведен на испанский учителем Леона-Портильи. Хуан Баутиста де Помар был правнуком Нецауалькойотля. Он говорил на языке науатль , но был воспитан как христианин, - и стихи своего деда записал латинскими символами.

Ацтеки любили драму , однако ацтекский вариант этого вида искусства было бы трудно назвать театром. Наиболее известные жанры - представления с музыкой и акробатическими выступлениями и представления о богах.

Современные ацтеки

Библиография

Ацтекские источники

  • Пресвитер Хуан; Антонио Перес; фрай Педро де лос Риос (глоссы) . Кодекс Теллериано-Ременсис . www.kuprienko.info. - Украина, Киев, 2010. Перевод с испанского - А.Скромницкий, В.Талах. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 16 августа 2010.
  • Анонимный автор . Кодекс Мендоса. . www.kuprienko.info (1 декабря 2010). - Украина, Киев, 2010. Перевод с испанского - А.Скромницкий, В.Талах. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 1 декабря 2010.
  • Анонимные авторы . Кодекс Мальябекки (XVI век). . www.kuprienko.info (17 августа 2011). - Украина, Киев, 2011. Перевод с испанского - В.Талах.. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 17 августа 2011.

Майянские источники

  • Талах В. М. (ред.) Документы Пашболон-Мальдонадо (Кампече, Мексика, XVII век). (рус.) . kuprienko.info (26 июня 2012). Архивировано из первоисточника 28 июня 2012. Проверено 27 июня 2012.

Испанские источники

  • Фрай Бернардино де Саагун . "Обычаи и верования" (отрывок из книги "Общей истории о делах Новой Испании") . www.kuprienko.info (16 апреля 2006). - Украина, Киев, 2006. Перевод с испанского - А.Скромницкий. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 29 июля 2010.
  • «История мексиканцев по их рисункам» (документ 16 века по религии и истории колуа-мешика или ацтеков.)
  • «Рассказ о некоторых вещах Новой Испании и великом городе Теместитане, Мехико» (написано соратником Эрнана Кортеса, Анонимным Конкистадором)
  • Кортес, Эрнан «Второе послание императору Карлу V» (письмо писанное в Сегура-де-ла-Фронтера 30 октября 1520 года)
  • Альва Иштлильшочитль, Фернандо де . История народа чичимеков, его поселения и обоснования в стране Анауак. . www.kuprienko.info (22 марта 2010). - пер. с исп. - В. Талах, Украина, Киев, 2010. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 29 июня 2010.
  • Хуан Баутиста де Помар. Сообщение из Тескоко. . www.kuprienko.info (16 мая 2011). - пер. с исп. - В. Талах, Украина, Киев, 2011. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 16 мая 2011.

Литература

  • Мифологический словарь/Гл.ред. Е. М. Мелетинский - М.:Советская энциклопедия, 1991 г.
  • Баглай В.Е., «Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй»
  • Галич, Мануэль. «История доколумбовых цивилизаций»
  • Зубарев В.Г.,
  • Кинжалов, Ростислав на Озоне
  • Керам, К., «Боги, гробницы, ученые» , «Сокровища Монтесумы» , «Первый американец. Загадка индейцев доколумбовой эпохи»
  • Косидовский, Зенон , «Как Кортес завоевал страну ацтеков» , «Конец пожирателей человеческих сердец»
  • Кузьмищев, Владимир Александрович на Озоне
  • Соди, Деметрио, «Великие культуры Месоамерики» - «Ацтеки»
  • Стингл, Милослав . «Индейцы без томагавков» , «Поклоняющиеся звездам» , «Тайны индейских пирамид»
  • Сустель, Жак «АЦТЕКИ. Воинственные подданные Монтесумы»
  • Мигель Леон-Портилья, «Философия нагуа»
  • Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации», «Ацтеки: империя крови и величия»
  • Гуляев В. И. «По следам конкистадоров », «Наука», 1976, - 160 с.
  • Агилар-Морено М. Ацтеки: Энцикл. справочник / Пер. с англ. - М.: Вече, 2011. - 544 с. - (Библиотека мировой истории). - 3000 экз. - ISBN 978-5-9533-4666-5

Райдер Хаггард-Дочь Монтесумы

См. также

  • Юто-астекские языки , Астекские языки , Мифология ацтеков .
  • Майя , Ольмеки , Тольтеки , Миштеки .
  • Месоамерика , Центральная Америка , Средняя Америка .

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

В период с 1068 по 1168 гг. (предположительно всё-таки в 1168 г.) племя чичимеков покинуло свою легендарную прародину - остров Астлан ("место, где живут цапли", "место цапель"). Точное местонахождение острова неизвестно, некоторые исследователи считают, что он находился где-то в северной части Калифорнийского залива, однако по современным представлениям, предки ацтеков жили где-то относительно недалеко от долины Мехико (Анауак). От слова "Астлан" и произошло название "ацтек" (сами себя они называли "мешики" или "теночки").

Б олее 200 лет согласно преданиям племя ацтеков скиталось в поисках своей новой родины (современные учёные считают, что затраченное время на путешествие было в разы меньше), прежде чем они обосновались на двух островках озера Тескоко. Мифологические и исторические источники указывают на то, что ацтеки сначала достигли мифической отправной точки Чикомостока ("Семь пещер") (Чикомосток служил "перевалочным" пунктом и для многих других бродячих племён, например, тлашкаланцев, тепанеков, чалько), а уж потом отправились в долгое путешествие на юг к более плодородным землям долины Мехико.

П режде чем добраться до долины Мехико, они много раз подолгу останавливались: возводили храмы, разрешали внутриплеменные конфликты. Своё первое святилище они воздвигли на холме Чапультепек ("холм кузнечика"), принадлежавший городу-государству Аскапоцалько, где они обитали в период с 1253 по 1295 гг. Свой первый праздник Рождения Нового Огня они отпраздновали в Коатепеке, второй - в Апацко (в долине Мехико), третий - в Теспайокане (на побережье озера Тескоко), а четвертый - в Чапультепеке (озеро Шочимилько).

М ногие обитавшие вокруг озера племена встречали их весьма недружелюбно (они их называли "люди без лица") и вели с ними борьбу. Уже в долине Мехико ацтеки были атакованы коалицией прибрежных городов, схвачены в плен и сосланы в качестве рабов в Кулуакан (Кулуа - "место тех, кто имеет предков") - там они стали воинами-наёмниками, впоследствии своей храбростью они заслужили почёт и уважение. Но в 1322 году Кулуакан прогнал их из своих земель, и ацтеки перебрались вглубь озера на болотистые островки. По другой версии, они получают независимость и покидают этот район - Тисапан ("у меловой воды").

В 1325 г. на небольшом островке озера Тескоко ацтеки наяву увидели древнее пророчество, явившееся вождю Теночу, в котором главный бог ацтеков Уицилопочтли предрекал им обосноваться там, где они увидят орла, держащего в когтях змею и сидящего на кактусе. В этот же год и была основана столица будущей империи ацтеков - Теночтитлан, названный в честь легендарного вождя Теноча (отсюда и другое название ацтеков - "теночки"). Есть и другой перевод названия города - "место, где растёт на камне кактус". В дальнейшем в городе сформировались 4 квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько; а посреди города расположился гигантский ритуальный центр.

С 1325 г. до 1430 г. ацтеки находятся в услужении (в основном в качестве военных наемников) у самого сильного города-государства того периода в долине Мехико - Аскапоцалько. В качестве наград за службу они получали земли и доступ к природным ресурсам. В этот период они с большим усердием отстраивали свой город, расширяя его с помощью искусственных островов - чинамп, а также старались заключать союзы (чаще всего посредством браков - первый такой брак был совершён с женщиной из Кулуакана) с правящими династиями соседних народов, восходившими своими корнями к тольтекам.

В 1337 году к северу от Теночтитлана группой ацтеков, отделившейся от основного племени, основывается город Тлателолько.

В 1348 году идёт война с тепанеками, при которой уничтожаются многие рукописи из королевсих архивов Тескоко.

В 1359 году Чолула был захвачен царством Уэшоцинго.

В 1375 г. правитель Аскапоцалько разрешил ацтекам официально избрать себе правителя, и в период между 1375 г. и 1376 г. ацтеки избирают себе первого верховного вождя, которым стал Акамапичтли (1376-1395). Во время своего правления он достаточно сильно укрепил политическое положение ацтеков как внешнее, так и внутреннее.

В озможно в 1390 году заложен Великий Храм, посвящённый Уицилопочтли, но, вполне вероятно, он мог быть построен и раньше.

В 1395 г. Акамапичтли умирает (после его смерти наступает период смут) и ему на смену приходит Уицилиуитль (1395-1405/14).

В 1405/14 (по одним данным в 1405, по другим - в 1414) году третьим императором ацтеков становится Чимальпопока (1405/14-1428), брат Уицилиуитля. Он утвердил сложную систему династического наследования. Тлатоани (верховного правителя) избирали четыре военачальника, назначенные Высшим советом. Они могли выбирать его среди братьев умершего тлатоани, а если их не было, то среди сыновей и племянников по мужской линии.

К 1418 году тепанеки Аскапоцалько завоёвывают весь район Тескоко.

В 1428 году к власти приходит Ицкоатль (1428-1440).
Император Ицкоатль и его племянник (или брат) Тлакаэлель (советник императора) впервые официально узаконили практику жертвоприношений. Отождествляя главного бога ацтеков Уицилопочтли с солнцем, они обязали периодически питать небесное светило свежей человеческой кровью, чтобы оно не останавливало свой путь движения по небу.

В этот же год Аскапоцалько выступил против Теночтитлана, но ацтеки создали союз с Тлателолько, Тлакопаном, Тескоко, Тлашкалой, Уэшоцинго и окончательно разгромили тепанеков Аскапоцалько в 1430 году. Ицкоатль образует могущественный тройственный союз Теночтитлан-Тескоко-Тлакопан (мешики, аколуа и тепанеки) с верховным советом, в котором вопросы внешней политики решали ацтеки, вопросы торговли - тепанеки, а вопросы законодательства - аколуа. Военная добыча в таком союзе делилась в соотношении 2:2:1. А Тлакаэлель стал руководить войском тройственного союза, т.к. проявил себя на войне с тепанеками выдающимся полководцем.

И цкоатль захватил земледельческий юг и север долины Мехико. При нём появился земельный фонд. Совет старейшин, военных вождей и жрецов был заменен Советом Четырех, высшим совещательным органом при тлатоани, состоявшим из его родственников и обладавшим правом выбирать нового тлатоани. Также Ицкоатль уничтожил старые пиктографические рукописи, в которых ацтекам и их божествам отводилась скромная роль в истории долины Мехико. Вместо них были написаны новые рукописи, в которых возвеличивали значение ацтеков и умалчивали о примитивном родоплеменном прошлом.

В 1440 году к власти приходит Монтесума I (1440-1469). В период его правления начинает пользоваться популярностью жертвоприношения в виде поединков между пленёнными противниками. Если в ходе таких поединков пленники проявляли смелость и оказывали упорное сопротивление, то пленившему их ацтеку жрецы вручали ценные подарки. У такой формы жертвоприношения появился и политический подтекст - Монтесума I стал часто приглашать на такие бои вождей ещё не покорённых ацтеками племён. Далее, в целях психологического воздействия на гостей, устраивалась массовая казнь.
Также между Тройственным союзом и другими городами-государствами - Тлашкалой, Уэшоцинго, Чолулой - по взаимной договоренности велись "войны цветов", главной целью которых было раздобыть пленников для приношения в жертву Солнцу.

И мперия ацтеков разрасталась новыми землями и нуждалась в административных реформах. Был введен особый порядок управления, новые нормы продвижения по социальной лестнице. Монтесума I заложил основы судебной системы, отличной от общинного и родового права. Тлатоани по-прежнему сохраняли свой обожествленный статус и, ещё со времен Ицкоатля, продолжался процесс сосредоточения в руках правителя военной, политической, религиозно-идеологической, законодательной и судебной власти.

В середине 15 века ацтеки продолжали обустраивать свою столицу и построили через озеро огромную дамбу, которая позволяла сохранять для жителей Теночтитлана пресную воду и защищала город от наводнений. Был построен первый акведук в городе.

В 1445 году ацтеки предпринимают военный поход на Оахаку.

В 1446 году они ведут военные действия против конфедерации Чалько-Амекамекана.

С 1450 по 1454 гг. на ацтеков обрушилось природное бедствие: были продолжительные засухи и несвоевременные заморозки. Следствием этого стал голод, болезни - многие жители умирали. Были отмечены многочисленные случаи каннибализма.

1458 год - завоевание Веракруса и Коиштлауака.

В 1465 году ацтеки одерживают победу над чальками и покоряют их.

1467 год - у Ашайакатля, внука Монтесумы I, рождается сын - будущий правитель Теночтитлана Монтесума II Шокойотцин.

В 1469 году к власти приходит Ашайакатль (1469-1481) и в 1473 году он покоряет Тлателолько после того, как правитель этого города Мокиуштли провозглашает свою независимость.

В 1470-1480-е гг. ацтеки одерживают ряд военных побед и расширяют западные границы империи: в том числе, в 1476 году была завоёвана Долина Толука.

В 1481 году императором ацтеков стал внук Монтесумы I Тисок Кальчиутлатонак ("Продырявленный изумрудами") (1481-1486) - в его период правления происходит расцвет империи. Через 2 года после начала своего правления он решает перестроить теокалли, посвящённый Уицилопочтли (Великий Храм). Храм решают сделать значительно выше, величественнее и мощнее - на это требовалось множество человеческих ресурсов: при строительстве работало не только взрослое население города и рабы, но и дети.

В 1486 году Тисок был отравлен (это предположение) и императором становится третий внук Монтесумы I Ауицотль (1486-1502). Он успел прославиться как выдающийся полководец. В следующем году (19 февраля 1487 г.) завершается строительство Великого Храма. В честь открытия храма ацтеки пригласили вождей племён, входивших в империю, которые привезли с собой немало подданных для жертвоприношений. Также были празднично украшены все имеющиеся в то время храмы в Теночтитлане (около 300). Первым вырвал сердце жертвы и вручил его жрецу сам император. В тот же момент во всех храмах города началось массовое жертвоприношение, которое продолжалось с утра до позднего вечера. Праздник продолжался 3 дня. По разным оценкам, в жертву было принесено от 4000 до 80600 человек (но более правдивой кажется цифра в 20000 пленных).
Во время своего правления Ауицотль вынужден был заняться строительством ирригационных и водосборных сооружений, из-за периодического недостатка пищи и пресной воды в Теночтитлане (население города стремительно росло). Так, был построен второй акведук в городе.

1496 год - границы империи ацтеков находятся недалеко от границ миштекского государства (долина Оахаки). Ауицотль не может оставить без внимания территорию миштекского государства - начинается военная экспансия ацтеков, которая превращается в затяжную.
Происходит солнечное затмение, напугавшее всех жителей империи.
В этом же году умирает великий полководец империи Тлакаэлель - ему было 98 лет.

К началу 16 века города-государства, покорённые тройственным альянсом в раннюю эпоху существования союза, глубоко интегрировались в имперскую структуру - правители таких городов участвовали в захватнических войнах ацтеков, получали за это награды в виде титулов и земель. В тройственный союз входило около 50 городов-государств и подчинялось свыше 400 селений. Выделялось 38 провинций, с которых собиралась дань.

В 1502 году к власти приходит Монтесума Шокойотцин ("молодой") (Монтесума II - 1502-1520) сын Ашайакатля. В период его правления империя в основном занималась не столько захватом новых земель, сколько консолидацией ранее захваченных и подавлением восстаний и мятежей. Монтесуме II не удалось как и его предшественникам покорить на западе тарасков, а на востоке тлашкаланцев (последние оказали военную помощь испанским конкистадорам, выступив с ними против ненавистных ими ацтеков).

М онтесума II оставил память о себе как о непревзойденном дипломате. Он продолжал политику военной экспансии, но его политика отличалась от политики его предшественников. На смену молниеносным атакам пришли последовательные мероприятия по активному включению различных народов в экономическую жизнь страны. В течение его правления в состав страны были включены многочисленные анклавы, в результате территория Тройственного союза охватила всю центральную Мексику, включая штаты Веракрус, Идальго, Пуэбла, Мехико, Морелос и частично Герреро, Оахаку и Чьяпас. В Теночтитлане был построен особый храм, где находились статуи всех богов покоренных племен.

В этот период продолжается практика массовых жертвоприношений - известен случай, когда Монтесума II приказал в один день принести в жертву свыше 1000 пленных.

В 1503 году ацтеки заново начинают затяжные и кровавые военные действия против Оахаки. Монтесума II атакует миштекские города Ачиотлан и Хальтепек. Ливневые дожди затопляют столицу ацтеков Теночтитлан.

В 1504 году ацтеками ведутся боевые действия против Анклава Пуэбла.

С 1505 по 1509 гг. ацтеки начинают военные походы против городов Кецальтепек, Тототепек, Теуктепек, Миауатлан, Януэтлан и Зозаллан.

В 1509 году ацтеки с ужасом наблюдают за кометой.

В 1511-1512 гг. ацтеки терпят поражение в войне против Оахаки.

В 1512 году в горах вокруг Мексиканской долины происходит 3 сильных подземных толчка.

В 1514 году происходят природные катаклизмы в виде засух и сильных холодов - гибнет урожай, начинается голод.

В 1515 году поднимает мятеж Иштлильшочитль. Началась война Тескоко с Тлашкалой.
По империи разносятся слухи о появлении бородатых белых людей.

В 1518 году Хуан де Грихальва на четырёх хорошо оснащенных кораблях совершил экспедицию на п-ов Юкатан, а затем, по возвращении на Кубу, проплывал вдоль побережья империи ацтеков.


1519 год - ацтеками покорена столица тотонаков Семпоала.
Год, когда во власти империи находилась уже огромная территория с разнообразными богатыми природными ресурсами от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы: засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герерро, прибрежные районы Мексиканского залива, тихоокеанские горные хребты.

К этому времени Теночтитлан ацтеков превратился в один из крупнейших городов мира с населением в 150-200 тысяч человек и стал огромным торговым центром с большим рынком в городе-спутнике Тлателолько, где в торговый день собиралось до 25 тысяч человек. Вторым по величине городом империи был Тескоко с населением в 30 тысяч человек. Во многих других городах проживало по 10-25 тысяч человек.

В 1519 году началась экспедиция Эрнандо Кортеса. Он отплыл с Кубы 18 февраля с 11 кораблями, на борту которых было 508 солдатов, 16 лошадей и несколько пушек. Сначала он приплыл с 10 кораблями к о. Косумель. Затем он обогнул п-ов Юкатан и приплыл к мексиканскому побережью, где основал город Веракрус.


После прибытия испанцев, ацтекскому императору принесли донесение: "Боги вернулись. Их копья извергают пламя. У их воинов по две головы и по шесть ног и они живут в плавающих домах". Монтесума ожидал исполнения древнего пророчества о возвращении Кетцалькоатля в год Се Акатль (год тростникового прута), который соответствовал 1519 году. За десять лет до этого события в ацтекской империи было 8 предзнаменований о грядущей беде:

  1. Каждую ночь в течение года пламя появлялось в восточной части неба.
  2. По необъяснённой причине, сгорел храм Уицилопочтли в Тлакатеккане.
  3. Молния ударила в храм Шиутекутли в Цонмолько.
  4. Однажды днём появилась комета, развалившаяся на три части.
  5. Вода в озере Тескоко взбурлила и разрушила окружающие дома.
  6. Однажды ночью был услышан голос плачущей женщины: "Мои дорогие дети, мы должны идти! Куда мне вести вас?" (Флорентийский кодекс).
  7. Одним рыболовом была поймана цапля, с хохолком в виде зеркала, в котором Монтесума увидел небеса и армию, скачущую на животных подобных оленям.
  8. Были найдены люди с двумя головами и одним туловищем, которые загадочным образом потом исчезли.

Во время пребывания на побережье Мексиканского залива, Кортес не раз вступал в стычки с местными племенами, но сила оружия индейцев была несопоставима с европейским - порох делал своё дело. Между тем Монтесума получал донесения, в которых говорилось, что белые люди стреляют молниями и облачены в доспехи, сделанные из серебра и камня, и их невозможно победить в открытом бою. Чтобы как-то умилостивить "богов" Монтесума присылает Кортесу различные дары, среди которых было и 20 рабов женщин. Кортес отбирает среди рабынь себе женщину по имени Малинче (по-индейски её имя означало "неудача и раздор"), которая в дальнейшем становится его переводчиком (быстро изучив испанский язык) и любовницей. Испанцы сразу окрестили её Мариной, а индейцы называли её Ла Малинче, что означает "предательница". С её помощью Кортес узнал, что империя ацтеков это колосс на глиняных ногах, что множество племён присоединятся к нему если он поведёт их против ненавистных им ацтеков и что император Монтесума живёт за горами в большом, красивом и очень богатом городе Теночтитлане. Но если и племена готовы были пойти против Теночтитлана, то испанцы нет. Постоянные стычки сделали своё дело - хлеб, бекон и соль были на исходе; воины устали носить тяжёлые доспехи и многие боялись замёрзнуть в горах, а также огромной ацтекской армии. Однако Кортес не собирался возвращаться с пустыми руками и жажда лёгкой и быстрой наживы, а также ораторские способности лидера испанцев, убедили всех двинуться походом на Теночтитлан.

16 августа 1519 года испанцы начали свой марш на столицу ацтекской империи, которая лежала приблизительно в 450 километрах к западу. По пути к ним присоединились несколько тысяч индейцев.

8 ноября 1519 г. испанцы вступили в Теночтитлан, а Монтесума приветствовал их: "Добро пожаловать, мы ждали Вас. Это Ваш дом". Он ждал Бога, Кетцалькоатля. Но пришли не боги… В последующие недели император ацтеков обнаружил, что он на самом деле стал заложником, а испанцы стали разрушать все святыни индейцев и ставить вместо них христианские алтари. Потом индейцы всё больше и больше убеждались, что выдаваемые себя за богов испанцы являлись на самом деле не менее кровожадными и алчными на золото людьми. Росло недовольство действиями Монтесума, по-прежнему поддерживающего белых пришельцев. Однажды его вывели на крышу, чтобы он утихомирил разбушевавшуюся толпу, но его закидали камнями, от ранения которых он умер через три дня (по версии испанцев, но есть и другие версии, в которых говорится, что испанцы сами убили императора перед своим бегством из города). После Монтесумы на недолгое время императором стал его брат Куитлаулак (1520-1520). Вскоре под натиском огромного количества бесчинствующих толп ацтеков, Кортес с войском был вынужден покинуть город. В этот же год последним верховным правителем-тлатоани империи ацтеков становится Куаутемок из Тлателолько ("Спускающийся (падающий) орёл" - 1520-1521). В тот год ему исполнилось 18 лет.

С бежавший из города Кортес не намерен был сдаваться. Построив корабли, он поместил на них всех своих людей и, уповая на удачу, порох, лошадей и железо, повёл своё войско на штурм Теночтитлана.

13 августа 1521 года испанцы захватили Теночтитлан вместе с последним тлатоани Куаутемоком и рядом его верховных советников. Впоследствии Теночтитлан был полностью разграблен и разрушен, Куаутемок был казнён (в 1525 году), а империя ацтеков была полностью покорена испанцами.

Ацтекские правители:

  1. Акамапичтли (1376-1395)
  2. Уицилиуитль (1395-1405/14)
  3. Чимальпопока (1405/14-1428)
  4. Ицкоатль (1428-1440)
  5. Монтесума Первый (1440-1469)
  6. Ашайакатль (1469-1481)
  7. Тисок (1481-1486)
  8. Ауисотль (1486-1502)
  9. Монтесума Второй (1502-1520)
  10. Куитлауак (1520-1520)
  11. Куаутемок (1520-1521)